Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

История развития человечества с древнейших времен до наших дней показывает, что конфликты всегда были и будут.
Современным управленцам и специалистам различного профиля необходимы знания в области конфликтологии управления и профилактики конфликтов, поэтому и важно в наше время изучать основы конфликтологии. Проблемы конфликтологии, конфликтных ситуаций всегда интересовали ученых, политиков, практиков, народ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………… 3
Функции конфликта …………………………………………….. 4
Периоды и этапы конфликта.
Динамика различных видов конфликтов ………...…………….. 9
2.1 Периоды и этапы конфликта ………………………………. 9
2.2 Динамика различных видов конфликта …………………… 14
Заключение ………………………………………………………… 15
Список использованных источников …..………………………… 16

Файлы: 1 файл

Контрольная по Конфликтологии.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………… 3

  1. Функции конфликта …………………………………………….. 4 
  2. Периоды и этапы конфликта.

Динамика различных видов  конфликтов ………...…………….. 9

2.1 Периоды и этапы конфликта ………………………………. 9

2.2 Динамика различных видов конфликта …………………… 14

Заключение ………………………………………………………… 15

Список использованных источников …..………………………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История развития человечества с древнейших времен до наших дней показывает, что конфликты всегда были и будут.

Современным управленцам и специалистам различного профиля необходимы знания в области конфликтологии управления и профилактики конфликтов, поэтому и важно в наше время изучать основы конфликтологии. Проблемы конфликтологии, конфликтных ситуаций всегда интересовали ученых, политиков, практиков, народ.

Для понимания  сути конфликта важно выделить его  основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения.

Основные  признаки конфликта:

  1. Наличие двух или более участников с противоречивыми интересами;
  2. Каждый участник имеет аргументацию и средства защиты своих интересов;
  3. Каждый участник конфликта трансформирует свое состояние в зависимости от ситуации, которая сложилась и на которую осуществляет влияние противник.

Необходимыми  и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние соперничества между ними.

Функции конфликтов в обществе изучались  всегда. Сейчас их исследуют ученые-теоретики, практики-конфликтологи и медиаторы, ибо жизнь динамичное и разнообразное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции конфликта

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции.

Конфликт  устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

Конфликт  позволяет более полно оценить  индивидуально-психологические особенности  людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

Конфликт  позволяет ослабить психологическую  напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

Конфликт  служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

Конфликт  может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!

При отстаивании  справедливых целей повышается авторитет  одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению  личности.

Деструктивные функции.

Выраженное  негативное воздействие большинства  конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут  сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт  сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт  формирует негативный образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если  победа в конфликте одержана с  помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково  влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конструктивные  функции:

  • Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
  • Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
  • Конфликт проявляет общественное мнение.
  • Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
  • Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
  • В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).
  • Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

  • Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
  • Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
  • Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.
  • Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать  вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Периоды и этапы конфликта. Динамика различных видов конфликтов

 

    1. Периоды и этапы конфликта

 

Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.

Начало  конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.

Конфликт  считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

    • один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);
    • второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
    • второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

Окончание конфликта – прекращение действий друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации –  существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

Осознание объективной проблемной ситуации –  восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять  какие-то действия.

Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием).

Предконфликтная ситуация – ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять, что угроза воспринимается не как  потенциальная, а как непосредственная.

 Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:

 Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

 Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

 1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.

 2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует:

    • недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);
    • возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
    • негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);
    • отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);
    • представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);
    • деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);
    • отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

 3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

 4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"