Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

История развития человечества с древнейших времен до наших дней показывает, что конфликты всегда были и будут.
Современным управленцам и специалистам различного профиля необходимы знания в области конфликтологии управления и профилактики конфликтов, поэтому и важно в наше время изучать основы конфликтологии. Проблемы конфликтологии, конфликтных ситуаций всегда интересовали ученых, политиков, практиков, народ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………… 3
Функции конфликта …………………………………………….. 4
Периоды и этапы конфликта.
Динамика различных видов конфликтов ………...…………….. 9
2.1 Периоды и этапы конфликта ………………………………. 9
2.2 Динамика различных видов конфликта …………………… 14
Заключение ………………………………………………………… 15
Список использованных источников …..………………………… 16

Файлы: 1 файл

Контрольная по Конфликтологии.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

 5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

 6) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.

7) потеря  первоначального предмета разногласий

8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

 9) может иметь место увеличение числа участников.

 Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

 Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

 Четвертый этап – возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.

 На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком  нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют  два типа агрессии – агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия.

АГРЕССИЯ

í î

ВРАЖДЕБНАЯ                                ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

 

Спор  о природе агрессии велся с  незапамятных времен и не утихает  до сих пор. Что такое агрессия? Ж.Ж.Руссо полагал, что это следствие искажения человеческой природы. З.Фрейд говорил о естественности этого состояния и частично объяснял ее существованием инстинкта смерти (Танатос), проявляющегося в прямом и сублимированном виде. Скорее всего, агрессия - это функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями.

Следующий этап - сбалансированное противодействие - стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается.

 Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.

Основные  формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.

 Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции полностью не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

 Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

 Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их.

 Р. Валтон выделяет в конфликте этапы дифференциации и интеграции сторон. Последний наступает с момента осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

 Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

 

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации…

92%

эскалация

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%


 

    1. Динамика различных видов конфликтов

 

Динамика  конфликтов может быть различной  в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как только 65% конфликтов между госслужащими завершается в течение полугода.

Существуют  и другие зависимости динамики конфликтов. Так в экстремальных условиях конфликты развиваются значительно быстрее и, следовательно, они гораздо скоротечнее.

Интересна также зависимость длительности конфликта и его результатов.

Например, в конфликтах по вертикали руководитель обычно добивается своих целей в  случае их скоротечности. Чем продолжительнее  конфликт, тем больше шансов у подчиненного.

В длительных конфликтах уменьшается деловая  и увеличивается эмоциональная составляющая.

Динамика  частоты конфликтов зависит от циклических  изменений характера совместной деятельности в течение года.

У учащихся также существуют свои колебания  уровня конфликтности. Он повышается в  первом семестре, что объясняется  сложностью адаптации к жесткому режиму учебы, и в период экзаменов. Частота конфликтов увеличивается приблизительно в 1.5 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ различных подходов к  понятию конфликта позволяет  сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и  особенностей его реализации в коллективе очень актуально. На современном  этапе развития психологической  науки не существует общепринятого  определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство изученных нами авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции. Большинство авторов считают, без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.

Проблема функций конфликта  и особенностей их реализации в коллективе представляется весьма актуальной и предполагает проведение дальнейшего теоретического и экспериментального изучения.

 

Список использованных источников

 

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2000.
  2. Громова О. Н. Конфликтология. М., 2000.
  3. Коряк Н.М., Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. М., 1989.
  4. Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов
  5. http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/index.htm
  6. http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl4/gl4.htm

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"