Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).

Файлы: 1 файл

К.Юнг метод ассоциаций.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

В настоящий момент под  ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между  двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление  одного члена ассоциации регулярно  приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331). Некоторые ученые утверждают, что “ассоциация - это психическая  реальность, и их исследование столь  же важно, как и исследование других реальностей” (Ломов 1984, с.111). Ассоциативные  связи носят глобальный характер и, как показывают исследования, интегрируют  все типы словесных и межсловесных связей.

Современная психология оперирует  ассоциациями как связями вообще, однако остается открытым вопрос, чем  определяется процесс образования  связей, каковы виды связей, что именно они связывают, чем различаются  и т.д. В рамках других наук проблеме обусловленности ассоциативной  связи уделяется особое внимание: “Ассоциация представляет собой  двухэлементное отношение, содержащее три символа, один из которых задает имя отношения, а два других –  его аргументы” (Гасица 1990, с.37). В  ассоциативной структуре взаимосвязаны  все три компонента:   Именно в таком виде эта связка и должна исследоваться.

Когда Карл Юнг прочел "Толкование сновидений" Фрейда вскоре после  публикации в 1900 году, он был еще  молодым цюрихским психиатром. Находясь под сильным впечатлением от фрейдовых  идей, которые он использовал и  верифицировал в своей практике, Юнг послал Фрейду копии своих  сочинений, в которых в целом  поддерживал его точку зрения. В 1906 году между ними началась регулярная переписка, а на следующий год  Юнг нанес первый визит Фрейду в Вене – и они беспрерывно  беседовали в течение тринадцати часов! Фрейд считал, что Юнгу предстоит  стать его наследником, его, как  он писал Юнгу, "кронпринцем". В 1910 году, когда была основана Международная  психоаналитическая ассоциация. Юнг  стал первым ее президентом и занимал  этот пост до 1914 года. В 1909 году Фрейд  и Юнг предприняли совместную поездку в Университет Кларка в Уорчестре (Массачусетс), оба по приглашению выступить с серией лекций на мероприятиях, посвященных  двадцатой годовщине основания  университета. Однако три года спустя в отношениях между Фрейдом и  Юнгом наступило охлаждение, и  в 1913 году они прервали личную переписку, а через несколько месяцев  – и деловую. В апреле 1914 года Юнг оставил пост президента ассоциации, а в августе 1914 г. прервал свое членство в ней. Таким образом, разрыв был окончателен. Фрейд и Юнг  более никогда не встречались.

Взаимоотношения между Фрейдом  и Юнгом многократно описаны, в том числе ими самими (Freud, 1914, 1925; Jung,1961), а также биографом  Фрейда Эрнстом Джонсом (1955) и другими (Weigert, 1942; Dry, 1961). Статьи, опубликованные Юнгом в период, когда он находился  под влиянием Фрейда, и его последующая  критика в адрес психоанализа Фрейда собраны в 4 томе Собрания сочинений. Другие статьи о Фрейде включены в 15 том.

Хотя причины разрыва  некогда столь близких отношений  сложны и "сверхдетерминированы", включая – о чем оба они  писали – личную и интеллектуальную несовместимость, одной из важнейших  было то, что Юнг отвергал пансексуализм Фрейда. "Непосредственной причиной явилось то, что Фрейд... отождествил свой метод со своей теорией пола, которую я считал неприемлемой" (из личных бесед с Юнгом, 1954). Юнг начал создавать собственную психоаналитическую теорию и собственный психотерапевтический метод – это получило известность как аналитическая психология, основные линии которой наметились еще до встречи с Фрейдом и работа над которой непрерывно продолжалась в период сотрудничества с Фрейдом (Jung, 1913).

Прежде чем мы обсудим  отличительные черты точки зрения Юнга, рассмотрим кратко некоторые  моменты его жизни. Карл Густав Юнг  родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, городе на озере Констанца в швейцарском  кантоне Тюрго, вырос – в Базеле. Отец его был пастором Швейцарской  реформированной церкви. Юнг поступил в Базельский университет с намерением специализироваться в классической филологии и, возможно, археологии, однако предположительно одно из его  сновидений побудило интерес к естественным наукам и – так получилось –  к медицине. По окончании Базельского  университета, получив медицинскую  степень, он стал ассистентом в цюрихской  больнице Бургхёльцли и Цюрихской  психиатрической клинике, окончательно таким образом избрав карьеру  психиатра. Он ассистировал, а позже  сотрудничал с выдающимся психиатром Эугеном Блейлером (Bleuler.E.), создателем понятия "шизофрения", и некоторое  время учился у Пьера Жане, ученика  и преемника Шарко в Париже. В 1909 году он отказался от работы в  Бургхёльцли, а в 1913 году от преподавания психиатрии в Цюрихском университете, с тем, чтобы целиком отдаться частной практике, подготовке, исследованиям, путешествиям и писательству. В течение  многих лет он вел семинар на английском языке для англо-говорящих студентов, а вслед за тем, как он ушел из активного преподавания, в Цюрихе начал работу институт, названный  в его честь. В 1944 году специально для Юнга была организована кафедра  медицинской психологии в Базельском университете, но нездоровье заставило  его через год отказаться от этого  поста. Он умер 6 июня 1961 года в Цюрихе, в возрасте 85 лет. До сих пор не опубликовано полноценной биографии  Юнга наподобие биографии Фрейда, написанной Эрнстом Джонсом. В год  смерти Юнга была опубликована автобиография "Memories, dreams, reflections" (1961), написанная частично самим Юнгом, частично записанная с его слов и изданная его доверенным секретарем Аниэллой Яффе, дополненная  материалами бесед с Юнгом. "Memories, dreams, reflections" – в первую очередь  внутренняя, духовная биография, хотя в ней содержится много информации о внешних событиях жизни Юнга. Тон книге задается первым предложением: "Моя жизнь – это история  самоосуществления бессознательного". Материалы к биографии Юнга можно  найти у Фриды Фордхэм (Fordham, 1953); Беннета (Bennet, 1961); Драя (Dry, 1961). Ни одна из этих книг, однако, не может считаться  собственно биографией.

Карл Юнг известен как  один из выдающихся мыслителей-психологов двадцатого столетия. В течение шестидесяти  лет он с великой энергией и  целеустремленностью отдавал себя анализу разнообразных глубинных  процессов человеческой личности. Работы его многочисленны, оказанное влияние  – грандиозно. Его знают не только психологи и психиатры, но и все  образованные люди. Он был удостоен многих почестей, в том числе почетных званий Гарвардского и Оксфордского университетов. Он часто выступал с  лекциями в Соединенных Штатах, где  у него много почитателей и  последователей, 20-томное англоязычное издание не вместило всех его работ.

Хотя теория Юнга обычно определяется как психоаналитическая – в связи с тем, что особое внимание в ней уделяется бессознательным  процессам, – в некоторых существенных отношениях она отлична от теории личности Фрейда. Вероятно, самая яркая  отличительная черта юнгианского  подхода к человеку заключается  в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение  человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и  будущее, как потенциальность, управляет  поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что  устремлен на будущее человеческого  развития, и ретроспективен в том  смысле, что принимает в расчет прошлое. Перефразируя Юнга, "человек  живет и целями, и причинами". Это настойчивое внимание к роли судьбы или цели человека явно отличает Юнга от Фрейда. Для Фрейда есть лишь бесконечное повторение инстинктуальных  тем – до самой смерти. Для  Юнга есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и  завершенности, жажда возрождения.

Кроме того, от всех остальных  подходов к личности теория Юнга отличается тем, что в ней придается огромное значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индивидуальная личность для Юнга – продукт и  вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым  корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности. Юнг  – расовые. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности  управляют их поведением и отчасти  определяют то, что они сознают  и на что будут реагировать  в мире собственного опыта. Иными  словами, существует расово предсформированная коллективная личность, избирательно проникающая в мир опыта, модифицируемая и развиваемая возникшими переживаниями. Индивидуальная личность – результирующая взаимодействия внутренних и внешних  сил.

Внимание к расовому прошлому человека и его значению для людей  сегодняшнего дня означает, что Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках  истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных  народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические  галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция – и в плане широты познаний, и в плане глубины  понимания – остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной  психологии.

Дэй (1961) выделил некоторые  важные интеллектуальные течения девятнадцатого века, чье влияние Юнг, по-видимому, испытал. Во-первых, речь идет о таких  философах, как Шопенгауэр, Гартман  и Ницше с их идеями бессознательного, стремления противоположностей к единству, заменой рационального в понимании  реальности волей или интуицией. Далее, это

"новая немецкая и  французская психиатрия; научные  открытия в других областях, особенно  в биологии; широкое распространение  эволюционной теории; применение  эволюционных идей к человеку, включая изучение социальной  организации и религии, и противоречия  между сторонниками психического  единства и культуральной диффузии  при изучении сходства (между  различными обществами); поражающие  воображение археологические открытия; великие литературные, исторические  и теологические традиции Германии  с сильным оттенком романтизма" (сс. 19-20).

Он полагает также, что  нейтральность и стабильность Швейцарии  благоприятствовала жизни интеллектуальной и уединенной.

Теперь мы представим основные черты теории личности Юнга. Хотя теоретические  положения можно обнаружить во всех его трудах, наиболее систематическое  изложение его позиции содержат тома 7, 8 и 9 (часть 1) Собрания сочинений.

Структура личности

Личность в целом, или  психика, как называет ее Юнг, состоит  из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: Я, личное бессознательное и его  комплексы, коллективное бессознательное  и его архетипы, маска, анима и  анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных  систем, существуют установки –  интроверсия и экстраверсия, и  функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость  – центр всей личности.

Я

Я – это сознающий ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я  отвечает за чувство самотождественности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное

Личное бессознательное  – это регион, примыкающий к  Я. Оно состоит из переживаний, некогда  бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при  появлении своем были слишком  слабы, чтобы произвести впечатление  на уровне сознания. Содержание личного  бессознательного, подобно материалу  предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным  и Я идет сильное "двустороннее движение".

Комплексы. Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания (Jung, 1934).

Рассмотрим, например, комплекс матери (Jung, 1954а). Ядро возникает на основе расовых переживаний, связанных  с матерями, частично – на основе детских переживаний такого рода. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие  отношение к матери, притягиваются  к ядру и образуют комплекс. Чем  больше исходящая из ядра сила, тем  больше переживаний оно извлечет. Таким образом, о том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли чувства, действия ведомы представлениями о матери, ее слова  и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может  вести себя как самостоятельная  личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Он может захватить  контроль над личностью и использовать психику в собственных целях  – как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над  Наполеоном – жажда власти.

Ядро и многие ассоциированные  элементы в каждый момент времени  бессознательны, но любая ассоциация может стать – и частично становится – сознательной.

Коллективное  бессознательное

Понятие коллективного или  надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных  примет теории личности Юнга. Это –  наиболее сильная и влиятельная  психическая система, и в патологических случаях она перекрывает Я  и личное бессознательное. (Jung, 1936,1943,1945).

Коллективное бессознательное  – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое  прошлое включает не только расовую  историю людей как особого  биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное  наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся  переживаний многих поколений. Оно  почти полностью отделено от личного  в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность  коллективного бессознательного сходством  структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью  эволюции.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"