Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа
В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).
В настоящий момент под
ассоциацией в современной
Современная психология оперирует
ассоциациями как связями вообще,
однако остается открытым вопрос, чем
определяется процесс образования
связей, каковы виды связей, что именно
они связывают, чем различаются
и т.д. В рамках других наук проблеме
обусловленности ассоциативной
связи уделяется особое внимание:
“Ассоциация представляет собой
двухэлементное отношение, содержащее
три символа, один из которых задает
имя отношения, а два других –
его аргументы” (Гасица 1990, с.37). В
ассоциативной структуре
Когда Карл Юнг прочел "Толкование
сновидений" Фрейда вскоре после
публикации в 1900 году, он был еще
молодым цюрихским психиатром. Находясь
под сильным впечатлением от фрейдовых
идей, которые он использовал и
верифицировал в своей
Взаимоотношения между Фрейдом и Юнгом многократно описаны, в том числе ими самими (Freud, 1914, 1925; Jung,1961), а также биографом Фрейда Эрнстом Джонсом (1955) и другими (Weigert, 1942; Dry, 1961). Статьи, опубликованные Юнгом в период, когда он находился под влиянием Фрейда, и его последующая критика в адрес психоанализа Фрейда собраны в 4 томе Собрания сочинений. Другие статьи о Фрейде включены в 15 том.
Хотя причины разрыва
некогда столь близких
Прежде чем мы обсудим
отличительные черты точки
Карл Юнг известен как
один из выдающихся мыслителей-психологов
двадцатого столетия. В течение шестидесяти
лет он с великой энергией и
целеустремленностью отдавал
Хотя теория Юнга обычно
определяется как психоаналитическая
– в связи с тем, что особое
внимание в ней уделяется
Кроме того, от всех остальных
подходов к личности теория Юнга отличается
тем, что в ней придается огромное
значение расовым и филогенетическим
основаниям личности. Индивидуальная
личность для Юнга – продукт и
вместилище родовой истории. Человеческие
существа в настоящем своем виде
сформированы кумулятивным опытом предшествующих
поколений, уходящим к неведомым
корням человечества. Основания личности
архаичны, примитивны, природны, бессознательны
и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет
инфантильные истоки личности. Юнг
– расовые. Человеческие существа рождаются,
обладая многими
Внимание к расовому прошлому человека и его значению для людей сегодняшнего дня означает, что Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция – и в плане широты познаний, и в плане глубины понимания – остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной психологии.
Дэй (1961) выделил некоторые
важные интеллектуальные течения девятнадцатого
века, чье влияние Юнг, по-видимому,
испытал. Во-первых, речь идет о таких
философах, как Шопенгауэр, Гартман
и Ницше с их идеями бессознательного,
стремления противоположностей к единству,
заменой рационального в
"новая немецкая и
французская психиатрия; научные
открытия в других областях, особенно
в биологии; широкое распространение
эволюционной теории; применение
эволюционных идей к человеку,
включая изучение социальной
организации и религии, и
Он полагает также, что нейтральность и стабильность Швейцарии благоприятствовала жизни интеллектуальной и уединенной.
Теперь мы представим основные черты теории личности Юнга. Хотя теоретические положения можно обнаружить во всех его трудах, наиболее систематическое изложение его позиции содержат тома 7, 8 и 9 (часть 1) Собрания сочинений.
Структура личности
Личность в целом, или психика, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.
Я
Я – это сознающий ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я отвечает за чувство самотождественности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное
Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Я. Оно состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным и Я идет сильное "двустороннее движение".
Комплексы. Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания (Jung, 1934).
Рассмотрим, например, комплекс матери (Jung, 1954а). Ядро возникает на основе расовых переживаний, связанных с матерями, частично – на основе детских переживаний такого рода. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно извлечет. Таким образом, о том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли чувства, действия ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Он может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях – как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном – жажда власти.
Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать – и частично становится – сознательной.
Коллективное бессознательное
Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных примет теории личности Юнга. Это – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает Я и личное бессознательное. (Jung, 1936,1943,1945).
Коллективное бессознательное
– хранилище скрытых