В настоящий момент под
ассоциацией в современной гуманитарной
парадигме понимается “связь”, образующаяся
при определенных условиях между
двумя и более психическими образованиями
(ощущениями, двигательными актами,
восприятиями, идеями и т.п.); действие
этой связи – актуализация ассоциации
– состоит в том, что появление
одного члена ассоциации регулярно
приводит к появлению другого (других).
Психологической основой ассоциации
считается условный рефлекс” (БСЭ,
с.331). Некоторые ученые утверждают,
что “ассоциация - это психическая
реальность, и их исследование столь
же важно, как и исследование других
реальностей” (Ломов 1984, с.111). Ассоциативные
связи носят глобальный характер
и, как показывают исследования, интегрируют
все типы словесных и межсловесных
связей.
Современная психология оперирует
ассоциациями как связями вообще,
однако остается открытым вопрос, чем
определяется процесс образования
связей, каковы виды связей, что именно
они связывают, чем различаются
и т.д. В рамках других наук проблеме
обусловленности ассоциативной
связи уделяется особое внимание:
“Ассоциация представляет собой
двухэлементное отношение, содержащее
три символа, один из которых задает
имя отношения, а два других –
его аргументы” (Гасица 1990, с.37). В
ассоциативной структуре взаимосвязаны
все три компонента:
Именно в таком виде эта связка
и должна исследоваться.
Когда Карл Юнг прочел "Толкование
сновидений" Фрейда вскоре после
публикации в 1900 году, он был еще
молодым цюрихским психиатром. Находясь
под сильным впечатлением от фрейдовых
идей, которые он использовал и
верифицировал в своей практике,
Юнг послал Фрейду копии своих
сочинений, в которых в целом
поддерживал его точку зрения.
В 1906 году между ними началась регулярная
переписка, а на следующий год
Юнг нанес первый визит Фрейду
в Вене – и они беспрерывно
беседовали в течение тринадцати
часов! Фрейд считал, что Юнгу предстоит
стать его наследником, его, как
он писал Юнгу, "кронпринцем". В
1910 году, когда была основана Международная
психоаналитическая ассоциация. Юнг
стал первым ее президентом и занимал
этот пост до 1914 года. В 1909 году Фрейд
и Юнг предприняли совместную
поездку в Университет Кларка
в Уорчестре (Массачусетс), оба по
приглашению выступить с серией
лекций на мероприятиях, посвященных
двадцатой годовщине основания
университета. Однако три года спустя
в отношениях между Фрейдом и
Юнгом наступило охлаждение, и
в 1913 году они прервали личную переписку,
а через несколько месяцев
– и деловую. В апреле 1914 года
Юнг оставил пост президента ассоциации,
а в августе 1914 г. прервал свое
членство в ней. Таким образом, разрыв
был окончателен. Фрейд и Юнг
более никогда не встречались.
Взаимоотношения между Фрейдом
и Юнгом многократно описаны,
в том числе ими самими (Freud,
1914, 1925; Jung,1961), а также биографом
Фрейда Эрнстом Джонсом (1955) и другими
(Weigert, 1942; Dry, 1961). Статьи, опубликованные
Юнгом в период, когда он находился
под влиянием Фрейда, и его последующая
критика в адрес психоанализа
Фрейда собраны в 4 томе Собрания сочинений.
Другие статьи о Фрейде включены в 15
том.
Хотя причины разрыва
некогда столь близких отношений
сложны и "сверхдетерминированы",
включая – о чем оба они
писали – личную и интеллектуальную
несовместимость, одной из важнейших
было то, что Юнг отвергал пансексуализм
Фрейда. "Непосредственной причиной
явилось то, что Фрейд... отождествил свой
метод со своей теорией пола, которую я
считал неприемлемой" (из личных бесед
с Юнгом, 1954). Юнг начал создавать собственную
психоаналитическую теорию и собственный
психотерапевтический метод – это получило
известность как аналитическая психология,
основные линии которой наметились еще
до встречи с Фрейдом и работа над которой
непрерывно продолжалась в период сотрудничества
с Фрейдом (Jung, 1913).
Прежде чем мы обсудим
отличительные черты точки зрения
Юнга, рассмотрим кратко некоторые
моменты его жизни. Карл Густав Юнг
родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, городе
на озере Констанца в швейцарском
кантоне Тюрго, вырос – в Базеле.
Отец его был пастором Швейцарской
реформированной церкви. Юнг поступил
в Базельский университет с намерением
специализироваться в классической
филологии и, возможно, археологии,
однако предположительно одно из его
сновидений побудило интерес к естественным
наукам и – так получилось –
к медицине. По окончании Базельского
университета, получив медицинскую
степень, он стал ассистентом в цюрихской
больнице Бургхёльцли и Цюрихской
психиатрической клинике, окончательно
таким образом избрав карьеру
психиатра. Он ассистировал, а позже
сотрудничал с выдающимся психиатром
Эугеном Блейлером (Bleuler.E.), создателем
понятия "шизофрения", и некоторое
время учился у Пьера Жане, ученика
и преемника Шарко в Париже.
В 1909 году он отказался от работы в
Бургхёльцли, а в 1913 году от преподавания
психиатрии в Цюрихском университете,
с тем, чтобы целиком отдаться
частной практике, подготовке, исследованиям,
путешествиям и писательству. В течение
многих лет он вел семинар на английском
языке для англо-говорящих студентов,
а вслед за тем, как он ушел из
активного преподавания, в Цюрихе
начал работу институт, названный
в его честь. В 1944 году специально
для Юнга была организована кафедра
медицинской психологии в Базельском
университете, но нездоровье заставило
его через год отказаться от этого
поста. Он умер 6 июня 1961 года в Цюрихе,
в возрасте 85 лет. До сих пор не
опубликовано полноценной биографии
Юнга наподобие биографии Фрейда,
написанной Эрнстом Джонсом. В год
смерти Юнга была опубликована автобиография
"Memories, dreams, reflections" (1961), написанная
частично самим Юнгом, частично записанная
с его слов и изданная его доверенным
секретарем Аниэллой Яффе, дополненная
материалами бесед с Юнгом. "Memories,
dreams, reflections" – в первую очередь
внутренняя, духовная биография, хотя
в ней содержится много информации
о внешних событиях жизни Юнга.
Тон книге задается первым предложением:
"Моя жизнь – это история
самоосуществления бессознательного".
Материалы к биографии Юнга можно
найти у Фриды Фордхэм (Fordham, 1953);
Беннета (Bennet, 1961); Драя (Dry, 1961). Ни одна из
этих книг, однако, не может считаться
собственно биографией.
Карл Юнг известен как
один из выдающихся мыслителей-психологов
двадцатого столетия. В течение шестидесяти
лет он с великой энергией и
целеустремленностью отдавал себя
анализу разнообразных глубинных
процессов человеческой личности. Работы
его многочисленны, оказанное влияние
– грандиозно. Его знают не только
психологи и психиатры, но и все
образованные люди. Он был удостоен
многих почестей, в том числе почетных
званий Гарвардского и Оксфордского
университетов. Он часто выступал с
лекциями в Соединенных Штатах, где
у него много почитателей и
последователей, 20-томное англоязычное
издание не вместило всех его работ.
Хотя теория Юнга обычно
определяется как психоаналитическая
– в связи с тем, что особое
внимание в ней уделяется бессознательным
процессам, – в некоторых существенных
отношениях она отлична от теории
личности Фрейда. Вероятно, самая яркая
отличительная черта юнгианского
подхода к человеку заключается
в том, что в нем сочетаются
телеология и каузальность. Поведение
человека определяется не только индивидуальной
и расовой историей (каузальность),
но также целями и стремлениями (телеология).
И прошлое, как актуальность, и
будущее, как потенциальность, управляет
поведением в настоящем. Взгляд Юнга
проспективен в том смысле, что
устремлен на будущее человеческого
развития, и ретроспективен в том
смысле, что принимает в расчет
прошлое. Перефразируя Юнга, "человек
живет и целями, и причинами".
Это настойчивое внимание к роли
судьбы или цели человека явно отличает
Юнга от Фрейда. Для Фрейда есть лишь
бесконечное повторение инстинктуальных
тем – до самой смерти. Для
Юнга есть беспрерывное и часто творческое
развитие, поиск целостности и
завершенности, жажда возрождения.
Кроме того, от всех остальных
подходов к личности теория Юнга отличается
тем, что в ней придается огромное
значение расовым и филогенетическим
основаниям личности. Индивидуальная
личность для Юнга – продукт и
вместилище родовой истории. Человеческие
существа в настоящем своем виде
сформированы кумулятивным опытом предшествующих
поколений, уходящим к неведомым
корням человечества. Основания личности
архаичны, примитивны, природны, бессознательны
и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет
инфантильные истоки личности. Юнг
– расовые. Человеческие существа рождаются,
обладая многими предрасположенностями,
переданными предками; эти предрасположенности
управляют их поведением и отчасти
определяют то, что они сознают
и на что будут реагировать
в мире собственного опыта. Иными
словами, существует расово предсформированная
коллективная личность, избирательно
проникающая в мир опыта, модифицируемая
и развиваемая возникшими переживаниями.
Индивидуальная личность – результирующая
взаимодействия внутренних и внешних
сил.
Внимание к расовому прошлому
человека и его значению для людей
сегодняшнего дня означает, что Юнг,
как никто из психологов, исследовал
историю человечества, дабы узнать
все, что возможно, о расовых корнях
и эволюции личности. В поисках
истоков развития личности он изучал
мифологию, религию, древнюю символику,
обычаи и верования первобытных
народов, а также сновидения, видения,
невротические симптомы, психотические
галлюцинации и иллюзии. Его образованность
и эрудиция – и в плане широты
познаний, и в плане глубины
понимания – остаются, по всей видимости,
непревзойденными в современной
психологии.
Дэй (1961) выделил некоторые
важные интеллектуальные течения девятнадцатого
века, чье влияние Юнг, по-видимому,
испытал. Во-первых, речь идет о таких
философах, как Шопенгауэр, Гартман
и Ницше с их идеями бессознательного,
стремления противоположностей к единству,
заменой рационального в понимании
реальности волей или интуицией.
Далее, это
"новая немецкая и
французская психиатрия; научные
открытия в других областях, особенно
в биологии; широкое распространение
эволюционной теории; применение
эволюционных идей к человеку,
включая изучение социальной
организации и религии, и противоречия
между сторонниками психического
единства и культуральной диффузии
при изучении сходства (между
различными обществами); поражающие
воображение археологические открытия;
великие литературные, исторические
и теологические традиции Германии
с сильным оттенком романтизма"
(сс. 19-20).
Он полагает также, что
нейтральность и стабильность Швейцарии
благоприятствовала жизни интеллектуальной
и уединенной.
Теперь мы представим основные
черты теории личности Юнга. Хотя теоретические
положения можно обнаружить во всех
его трудах, наиболее систематическое
изложение его позиции содержат
тома 7, 8 и 9 (часть 1) Собрания сочинений.
Структура личности
Личность в целом, или
психика, как называет ее Юнг, состоит
из нескольких дифференцированных, но
взаимосвязанных систем. Наиболее важные:
Я, личное бессознательное и его
комплексы, коллективное бессознательное
и его архетипы, маска, анима и
анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных
систем, существуют установки –
интроверсия и экстраверсия, и
функции – мышление, чувство, ощущение
и интуиция. Наконец, существует самость
– центр всей личности.
Я
Я – это сознающий ум.
Оно строится из сознательных перцепций,
воспоминаний, мыслей и чувств. Я
отвечает за чувство самотождественности
и непрерывности и с точки зрения индивидуального
человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное
Личное бессознательное
– это регион, примыкающий к
Я. Оно состоит из переживаний, некогда
бывших сознательными, но вытесненных,
подавленных, забытых или игнорируемых,
и из переживаний, которые при
появлении своем были слишком
слабы, чтобы произвести впечатление
на уровне сознания. Содержание личного
бессознательного, подобно материалу
предсознательного у Фрейда, доступно
сознанию; между личным бессознательным
и Я идет сильное "двустороннее
движение".
Комплексы. Комплекс – это организованная группа
или констелляция чувств, мыслей, перцепций,
воспоминаний, существующая в личном бессознательном.
У него есть ядро, действующее как своего
рода магнит, притягивающий или "констеллирующий"
различные переживания (Jung, 1934).
Рассмотрим, например, комплекс
матери (Jung, 1954а). Ядро возникает на основе
расовых переживаний, связанных
с матерями, частично – на основе
детских переживаний такого рода.
Мысли, чувства, воспоминания, имеющие
отношение к матери, притягиваются
к ядру и образуют комплекс. Чем
больше исходящая из ядра сила, тем
больше переживаний оно извлечет.
Таким образом, о том, над чьей
личностью доминирует мать, говорят,
что у него сильный комплекс матери.
Его мысли чувства, действия ведомы
представлениями о матери, ее слова
и чувства чрезвычайно значимы,
ее образ главенствует. Комплекс может
вести себя как самостоятельная
личность, с собственной ментальной
жизнью и движением. Он может захватить
контроль над личностью и использовать
психику в собственных целях
– как над Толстым, по свидетельствам,
доминировала идея прощения, а над
Наполеоном – жажда власти.
Ядро и многие ассоциированные
элементы в каждый момент времени
бессознательны, но любая ассоциация
может стать – и частично становится
– сознательной.
Коллективное
бессознательное
Понятие коллективного или
надличного бессознательного – одна
из наиболее оригинальных и спорных
примет теории личности Юнга. Это –
наиболее сильная и влиятельная
психическая система, и в патологических
случаях она перекрывает Я
и личное бессознательное. (Jung, 1936,1943,1945).
Коллективное бессознательное
– хранилище скрытых воспоминаний,
унаследованных от предков; это наследуемое
прошлое включает не только расовую
историю людей как особого
биологического вида, но и опыт дочеловеческих
и животных предков. Коллективное бессознательное
наследие эволюционного развития человека,
наследие, возникающее на основе повторяющихся
переживаний многих поколений. Оно
почти полностью отделено от личного
в жизни индивида и, по-видимому,
универсально. Юнг объясняет универсальность
коллективного бессознательного сходством
структуры мозга у всех рас, что,
в свою очередь, объясняется общностью
эволюции.