Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа
В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).
Прогрессия и регрессия
Развитие может быть прогрессивным,
направленным вперед, либо регрессивным,
направленным назад. Говоря о регрессии.
Юнг имеет в виду, что сознательное
Я удовлетворительным образом согласуется
с требованиями внешней среды
и потребностями
Когда движение вперед прерывается
фрустрирующими обстоятельствами, либидо
не может инвестироваться в
Тем не менее. Юнг считает,
что регрессивное перемещение энергии
не обязательно оказывает на приспособленность
именно плохое воздействие. В реальности
это может помочь найти путь в
обход препятствия и
Взаимодействие в развитии
человека прогрессии и регрессии
можно проиллюстрировать
Процесс индивидуации
Главное в юнгианской психологии
– положение о том, что человек
имеет тенденцию к развитию в
направлении стабильного
Для достижения этой цели необходимо,
чтобы различные системы
Трансцендентная функция
Когда благодаря процессу
индивидуации достигается внутреннее
многообразие, дифференцированные системы
затем интегрируются
Эта функция наделена способностью
объединять противостоящие тенденции
нескольких систем и действовать
в направлении идеальной цели
совершенной целостности (самости).
Цель трансцендентной функции –
раскрытие сущности человека, и "осуществление
– во всех ее аспектах – личности,
изначально сокрытой в эмбриональной
зародышевой плазме; продуцирование
и раскрытие изначальной
Сублимация и вытеснение
Психическая энергия может
перемещаться. Это означает, что
она может быть перенесена из одного
процесса в отдельной системе
на другой процесс в той же или
другой системе. Перенос осуществляется
в соответствии с базовыми динамическими
принципами эквивалентности и энтропии.
Если это перемещение управляется
процессом индивидуации и трансцендентной
функцией, оно называется сублимацией.
Сублимация означает перемещение энергии
с более примитивных, недифференцированных,
инстинктивных процессов к
Когда блокируется разряд энергии через инстинктивные или сублимационные каналы, говорят, что она вытесняется. Вытесненная энергия не может исчезнуть; в соответствии с принципом сохранения энергии она направляется куда-то еще. Соответственно, она находит место в бессознательном. Получая дополнительную энергию, бессознательное обретает больший заряд, чем сознательное Я. Когда это происходит, энергия из бессознательного стремится перетечь в Я – в соответствии с принципом энтропии – и разрушить рациональные процессы. Иначе говоря, высоко энергизированные бессознательные процессы будут стремиться прорваться через вытеснение, и если это удается, человек будет вести себя иррационально и импульсивно.
Сублимация и вытеснение в точности противоположны по характеру. Сублимация прогрессивна, вытеснение регрессивно. Сублимация движет психику вперед, вытеснение – назад. Сублимация служит рациональности, вытеснение – иррациональности. Сублимация интегративна, вытеснение дезинтегративно.
В то же время Юнг просит не забывать, что, поскольку вытеснение регрессивно, оно может помочь индивиду найти в бессознательном ответ на свои проблемы и, таким образом, вернуться к движению вперед.
Символизация
Символу в юнгианской психологии
приписываются две основные функции.
С одной стороны, он представляет
попытку удовлетворения фрустрированного
инстинктивного импульса; с другой
– воплощает архетипический материал.
Развитие танца как формы искусства
– пример попытки символического
удовлетворения фрустрированного импульса
– полового влечения. Тем не менее
символическая репрезентация
В то же время одна из ролей
символа – сопротивление
Способность символа репрезентировать линии развития личности, особенно – поиск целостности, играет в юнгианской психологии чрезвычайно важную роль. Это – очевидный оригинальный вклад Юнга в теорию символизма. Вновь и вновь в своих работах Юнг обращается к обсуждению символизма; символизм выступил предметом нескольких важных его книг. Сущность юнгианской теории символа мы находим в цитате: "Символ – это не знак, скрывающий нечто, всем известное. Не таково его значение; напротив, он представляет попытку пролить свет посредством аналогии на нечто, до сей поры принадлежащее миру неизвестного или на нечто еще несостоявшееся" (Jung, 1916а, с. 287).
Символы – репрезентации психики. Они не только выражают накопленную человечеством мудрость – расовую и обретенную индивидуально, но могут также репрезентировать уровни развития, далеко опережающие нынешнее состояние человечества. Символами обозначена судьба человека, высшая эволюция его психики. Содержащееся в символе знание людям напрямую неизвестно; чтобы обнаружить содержащееся в нем послание, нужно расшифровать символ.
Два аспекта символа – один ретроспективный, руководствующийся инстинктами, другой проспективный, связанный с конечными целями человечества, – два звена одной цепи. Символ можно проанализировать с каждой стороны. Ретроспективный тип анализа раскрывает инстинктуальную базу символа, проспективный – тоску человека по завершенности, возрождению, гармонии, очищению и т.п. Первый тип анализа – каузальный, редуктивный; второй – телеологический, финалистический. Полное объяснение символа возможно на основе того и другого. Юнг считает, что до него проспективный характер символа игнорировался в пользу представлений о том, что символ – лишь продукт фрустрированных импульсов.
Психическая интенсивность
символа всегда больше, чем ценность
вызвавшей его причины. Это означает,
что за появлением символа стоят
и движущая сила, и сила притяжения.
Толчок дает энергия инстинктов, притяжение
обусловлено
Типичные исследования. Методы исследования
Юнг был мыслителем и ученым.
Факты он отыскивал везде –
в древних мифах и современных
сказках; в жизни первобытных
людей и в современной
Поскольку совершенно невозможно
сделать обзор огромного
Экспериментальное исследование комплексов
Первые привлекшие внимание
психологов работы Юнга были построены
на сочетании метода словесных ассоциаций
и физиологического измерения эмоций.
Тест словесных ассоциаций предполагает,
что субъекту зачитываются по одному
слова с инструкцией отвечать
на каждое первым пришедшим на ум словом.
При помощи секундомера фиксируется
время, потребовавшееся для ответа
на каждое слово. При этом в экспериментах
Юнга измерялись изменения дыхания
– при помощи прикрепленного к
груди пневмографа – и
Эти методы Юнг использовал
для выявления комплексов пациентов.
Длительная задержка ответа на стимульное
слово в сочетании с
Случаи
Как мы указывали в предыдущей
главе, Фрейд опубликовал шесть
больших описаний случаев. В каждом
из этих описаний Фрейд пытался охарактеризовать
динамику специфического патологического
состояния, например истерии в случае
Доры, паранойи в случае Шребера. За
исключением нескольких кратких
описаний, опубликованных Юнгом до
разрыва с Фрейдом, он не оставил
описаний случаев, сравнимых с теми,
что опубликовал Фрейд. В работе
"Symbols of transformation" Юнг проанализировал
фантазии молодой американки, известной
ему только по статье швейцарского
психолога Теодора Флурно (Flournoy Т.).
Это ни в каком смысле нельзя рассматривать
как описание случая, как и анализ
продолжительной серии
Сравнительное изучение мифологии, религии и оккультных наук Так как данные относительно архетипов трудно получить только на основе современных источников. Юнг большое внимание уделял мифологии, религии, алхимии и астрологии. Исследования привели его в области, куда психологи проникали редко, и он обрел обширные познания в столь глубоких сферах, как индуизм, даосизм, йога, конфуцианство, христианская месса, астрология, первобытная ментальность, алхимия.
Один из самых впечатляющих
примеров попыток Юнга документально
подтвердить существование