Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).

Файлы: 1 файл

К.Юнг метод ассоциаций.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Прогрессия и  регрессия

Развитие может быть прогрессивным, направленным вперед, либо регрессивным, направленным назад. Говоря о регрессии. Юнг имеет в виду, что сознательное Я удовлетворительным образом согласуется  с требованиями внешней среды  и потребностями бессознательного. При нормальной прогрессии противостоящие силы объединяются в координированном и гармоничном течении психических  процессов.

Когда движение вперед прерывается  фрустрирующими обстоятельствами, либидо не может инвестироваться в экстравертивные, ориентированные на среду ценности. Иначе говоря, объективные ценности Я трансформируются в субъективные. Регрессия – антитеза прогрессии.

Тем не менее. Юнг считает, что регрессивное перемещение энергии  не обязательно оказывает на приспособленность  именно плохое воздействие. В реальности это может помочь найти путь в  обход препятствия и возобновить  движение вперед. Это возможно, так  как бессознательное и личное и коллективное – содержит знание и мудрость индивидуального и расового прошлого, которые были вытеснены или отвергались. Осуществляя регрессию, Я может обнаружить в бессознательном полезные знания, которые позволят преодолеть фрустрацию. Люди должны обращать особое внимание на сны, так как сны – откровения бессознательного. В юнгианской психологии сновидение рассматривается как дорожный указатель в направлении развития потенциальных ресурсов.

Взаимодействие в развитии человека прогрессии и регрессии  можно проиллюстрировать следующим  условным примером. Молодой человек, преодолевший зависимость от родителей, встречает непреодолимое препятствие. Он обращается к родителям за советом  и поддержкой. В физическом смысле он может к ним и не обратиться, но, тем не менее, его либидо совершит регрессию в бессознательное  и реактивирует находящиеся там  имаго родителей. Эти родительские образы могут дать ему те знания и ту поддержку, в которой он нуждается  для преодоления фрустрации.

Процесс индивидуации

Главное в юнгианской психологии – положение о том, что человек  имеет тенденцию к развитию в  направлении стабильного единства. Развитие – это раскрытие изначальной  врожденной недифференцированной целостности. Главная цель раскрытия – само-осуществление.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы различные системы личности дифференцировались и полностью  развились. Иначе, если какая-либо часть  личности отвергается, отвергаемые  и менее развитые системы будут  действовать как центры сопротивления, пытающиеся захватить энергию более  развитых систем. Если сопротивлений  слишком много, человек становится невротичен. Это может произойти, если архетипам не позволено проявляться  через сознательное Я или когда  покров маски становится столь плотен, что остальная личность задыхается. Мужчина, ограничивающий выход своих  фемининных импульсов, или женщина, подавляющая маскулинные наклонности, создают себе проблемы, так как  в этих условиях анима и анимус найдут косвенные и иррациональные способы выражения. Чтобы личность была здоровой и интегрированной, каждая система должна иметь возможность  достичь полной дифференциации, развития и выражения. Процесс достижения этого называется процессом индивидуации (Jung, 1939, 1950).

Трансцендентная функция

Когда благодаря процессу индивидуации достигается внутреннее многообразие, дифференцированные системы  затем интегрируются посредством  трансцендентной функции. (Jung, 1916b).

Эта функция наделена способностью объединять противостоящие тенденции  нескольких систем и действовать  в направлении идеальной цели совершенной целостности (самости). Цель трансцендентной функции –  раскрытие сущности человека, и "осуществление  – во всех ее аспектах – личности, изначально сокрытой в эмбриональной  зародышевой плазме; продуцирование и раскрытие изначальной потенциальной  целостности" (Jung, 1943, с. 103). Другие силы личности, в особенности вытеснение, могут противодействовать трансцендентной  функции, но, несмотря на любое противодействие, будет иметь место объединяющее движение вперед если не на сознательном уровне, то на бессознательном. Бессознательное  выражение движения к целостности  мы находим в сновидениях, мифах  и других символических репрезентациях. Один такой символ, постоянно возникающий  в мифах, сновидениях, архитектуре, религии, искусстве – символ мандалы. Мандала – слово из санскрита, означающее "круг". Юнг предпринял тщательное исследование мандалы, представляющей эмблему единства как в восточных, так и в западных религиях.

Сублимация и  вытеснение

Психическая энергия может  перемещаться. Это означает, что  она может быть перенесена из одного процесса в отдельной системе  на другой процесс в той же или  другой системе. Перенос осуществляется в соответствии с базовыми динамическими  принципами эквивалентности и энтропии. Если это перемещение управляется  процессом индивидуации и трансцендентной  функцией, оно называется сублимацией. Сублимация означает перемещение энергии  с более примитивных, недифференцированных, инстинктивных процессов к высшим культурным, духовным, более дифференцированным. Например, когда энергия, отнятая  у сексуального побуждения, инвестируется  в религиозные ценности, говорят, что эта энергия сублимирована. Ее форма изменилась в том смысле, что осуществляется иной тип работы; в данном случае религиозная работа заместила сексуальную.

Когда блокируется разряд энергии через инстинктивные  или сублимационные каналы, говорят, что она вытесняется. Вытесненная  энергия не может исчезнуть; в  соответствии с принципом сохранения энергии она направляется куда-то еще. Соответственно, она находит  место в бессознательном. Получая  дополнительную энергию, бессознательное  обретает больший заряд, чем сознательное Я. Когда это происходит, энергия  из бессознательного стремится перетечь в Я – в соответствии с принципом  энтропии – и разрушить рациональные процессы. Иначе говоря, высоко энергизированные бессознательные процессы будут  стремиться прорваться через вытеснение, и если это удается, человек будет  вести себя иррационально и импульсивно.

Сублимация и вытеснение в точности противоположны по характеру. Сублимация прогрессивна, вытеснение регрессивно. Сублимация движет психику  вперед, вытеснение – назад. Сублимация служит рациональности, вытеснение –  иррациональности. Сублимация интегративна, вытеснение дезинтегративно.

В то же время Юнг просит не забывать, что, поскольку вытеснение регрессивно, оно может помочь индивиду найти в бессознательном ответ  на свои проблемы и, таким образом, вернуться  к движению вперед.

Символизация

Символу в юнгианской психологии приписываются две основные функции. С одной стороны, он представляет попытку удовлетворения фрустрированного инстинктивного импульса; с другой – воплощает архетипический материал. Развитие танца как формы искусства  – пример попытки символического удовлетворения фрустрированного импульса – полового влечения. Тем не менее  символическая репрезентация инстинктуальной  активности никогда не приносит полного  удовлетворения, поскольку не достигает  реального объекта и не приводит к полному расходованию либидо. Танец  не полностью замещает более прямые формы сексуального выражения; следовательно, постоянно идет поиск более адекватной символизации сдерживаемых инстинктов. Юнг полагает, что продвижение  цивилизации на все более высокие  уровни обусловлено открытием "лучших" символов, то есть тех, которые позволяют  разряжать больше энергии и снимать  больше напряжения.

В то же время одна из ролей  символа – сопротивление импульсу. Коль скоро энергия отвлекается  символом, она не может импульсивно  разряжаться. Например, танцор во время  танца не занят непосредственно  половой деятельностью. С этой точки  зрения символ – то же, что сублимация. То и другое предполагает перемещение  либидо.

Способность символа репрезентировать линии развития личности, особенно – поиск целостности, играет в  юнгианской психологии чрезвычайно  важную роль. Это – очевидный  оригинальный вклад Юнга в теорию символизма. Вновь и вновь в  своих работах Юнг обращается к обсуждению символизма; символизм  выступил предметом нескольких важных его книг. Сущность юнгианской теории символа мы находим в цитате: "Символ – это не знак, скрывающий нечто, всем известное. Не таково его значение; напротив, он представляет попытку  пролить свет посредством аналогии на нечто, до сей поры принадлежащее  миру неизвестного или на нечто еще  несостоявшееся" (Jung, 1916а, с. 287).

Символы – репрезентации  психики. Они не только выражают накопленную человечеством мудрость – расовую и обретенную индивидуально, но могут также репрезентировать уровни развития, далеко опережающие нынешнее состояние человечества. Символами обозначена судьба человека, высшая эволюция его психики. Содержащееся в символе знание людям напрямую неизвестно; чтобы обнаружить содержащееся в нем послание, нужно расшифровать символ.

Два аспекта символа –  один ретроспективный, руководствующийся  инстинктами, другой проспективный, связанный  с конечными целями человечества, – два звена одной цепи. Символ можно проанализировать с каждой стороны. Ретроспективный тип анализа  раскрывает инстинктуальную базу символа, проспективный – тоску человека по завершенности, возрождению, гармонии, очищению и т.п. Первый тип анализа  – каузальный, редуктивный; второй – телеологический, финалистический. Полное объяснение символа возможно на основе того и другого. Юнг считает, что до него проспективный характер символа игнорировался в пользу представлений о том, что символ – лишь продукт фрустрированных  импульсов.

Психическая интенсивность  символа всегда больше, чем ценность вызвавшей его причины. Это означает, что за появлением символа стоят  и движущая сила, и сила притяжения. Толчок дает энергия инстинктов, притяжение обусловлено трансцендентальными  целями. Изолированного действия любой  из этих сил для возникновения  символа недостаточно. Следовательно, психическая интенсивность стимула  – продукт совместного действия каузальной и финалистической детерминант  и, следовательно, она превышает  силу одного каузального фактора.

Типичные исследования. Методы исследования

Юнг был мыслителем и ученым. Факты он отыскивал везде –  в древних мифах и современных  сказках; в жизни первобытных  людей и в современной цивилизации; в религиях Запада и Востока; в  алхимии, астрологии, телепатии, ясновидении; в сновидениях и видениях здоровых людей; в антропологии, истории, литературе, искусстве; в клинических и экспериментальных  исследованиях. Во множестве статей и книг он представляет эмпирические данные, служащие основой для его  теории. Юнг настаивал на том, что  его больше интересует не теория, а  факты. "У меня нет системы, я  говорю о фактах" (из личной беседы с авторами, 1954).

Поскольку совершенно невозможно сделать обзор огромного эмпирического  материала, собранного в бесчисленных работах Юнга, мы будем вынуждены  ограничиться лишь малой частью типичных исследований.

Экспериментальное исследование комплексов

Первые привлекшие внимание психологов работы Юнга были построены  на сочетании метода словесных ассоциаций и физиологического измерения эмоций. Тест словесных ассоциаций предполагает, что субъекту зачитываются по одному слова с инструкцией отвечать на каждое первым пришедшим на ум словом. При помощи секундомера фиксируется  время, потребовавшееся для ответа на каждое слово. При этом в экспериментах  Юнга измерялись изменения дыхания  – при помощи прикрепленного к  груди пневмографа – и изменения  электропроводности кожи – при помощи гальванометра, прикрепленного к кисти  руки. Эти два способа измерения  давали дополнительные данные об эмоциональных  реакциях на отдельные слова –  хорошо известно, что эмоции влияют на дыхание и сопротивление кожи.

Эти методы Юнг использовал  для выявления комплексов пациентов. Длительная задержка ответа на стимульное слово в сочетании с изменениями  дыхания и кожного сопротивления  указывают на то, что слово затронуло  комплекс. Например, если ответ на слово "мать" следует после длительной паузы, при этом дыхание становится нерегулярным и кожное сопротивление  меняется из-за того, что вспотели руки, – эти факты дают основание  предположить наличие материнского комплекса. Если и на другие слова, связанные  со словом "мать", следует схожая реакция, наличие названного комплекса  считается доказанным.

Случаи

Как мы указывали в предыдущей главе, Фрейд опубликовал шесть  больших описаний случаев. В каждом из этих описаний Фрейд пытался охарактеризовать динамику специфического патологического  состояния, например истерии в случае Доры, паранойи в случае Шребера. За исключением нескольких кратких  описаний, опубликованных Юнгом до разрыва с Фрейдом, он не оставил  описаний случаев, сравнимых с теми, что опубликовал Фрейд. В работе "Symbols of transformation" Юнг проанализировал  фантазии молодой американки, известной  ему только по статье швейцарского психолога Теодора Флурно (Flournoy Т.). Это ни в каком смысле нельзя рассматривать  как описание случая, как и анализ продолжительной серии сновидений в работе "Psychology and alchemy" (1944) или  анализ серии выполненных пациентом  картин, описанный в работе "A study in the process of individuation" (1950). В этих случаях  Юнг использует сравнительный метод, привлекая историю, мифологию, религию  и этимологию для того, чтобы показать архетипическую основу фантазий и сновидений. После разрыва с Фрейдом именно сравнительный метод обеспечивал  Юнга данными, подтверждающими его  идеи. Читателю, возможно, будет нелегко  воспринять такие загадочные труды, как "Psychology and alchemy" (1944), "Alchemical studies" (1942-1957) и некоторые другие. Однако читатель найдет простой и понятный пример сравнительной методологии Юнга в написанной им в конце жизни работе "Flying saucers: a modern myth of things seen in the skies" (1958).

Сравнительное изучение мифологии, религии и оккультных наук Так  как данные относительно архетипов  трудно получить только на основе современных  источников. Юнг большое внимание уделял мифологии, религии, алхимии  и астрологии. Исследования привели  его в области, куда психологи  проникали редко, и он обрел обширные познания в столь глубоких сферах, как индуизм, даосизм, йога, конфуцианство, христианская месса, астрология, первобытная  ментальность, алхимия.

Один из самых впечатляющих примеров попыток Юнга документально  подтвердить существование расовых  архетипов мы находим в работе "Psychology and alchemy" (1944). Юнг полагает, что богатая символика алхимии  выражает многие, если не все, человеческие архетипы. В работе "Psychology and alchemy" он сравнивает большую серию сновидений пациента (не своего пациента) с алхимической символикой и приходит к заключению, что для того и другого характерны одни и те же черты. Это – tour de force* символического анализа, который, дабы быть оцененным, должен рассматриваться  в его целостности. Несколько  примеров дадут некоторое представление  о методе Юнга.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"