Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).

Файлы: 1 файл

К.Юнг метод ассоциаций.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Расовые воспоминания или  репрезентации не наследуются как  таковые: скорее мы наследуем возможность  повторного проживания опыта предшествующих поколений. Они выступают как  предрасположенности, заставляющие нас  реагировать на мир определенным образом. Эти предрасположенности  проецируются на мир. Например: поскольку  человеческие существа всегда имели  матерей, каждый младенец рождается  с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее. Необходимое  для индивида обретаемое им знание матери – осуществление врожденнй  возможности, "встроенной" в человеческий мозг прошлым расовым опытом. Как  люди рождаются со способностью трехмерного  видения мира и развивают эту  способность опытом и тренировкой, так люди рождаются со многими  предрасположенностями к мышлению, чувствованию, восприятию соответственно определенным схемам и содержаниям, которые анализируются в индивидуальном опыте. Люди предрасположены бояться  темноты и змей, потому что, как  можно допустить, для первобытных  людей темнота таила множество  опасностей, и они оказывались  жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут  и не развиться, если они не усиливаются  особыми переживаниями, но тем не менее тенденция присутствует и  делает человека более восприимчивым  к такого рода явлениям. Некоторые  идеи легко формируются – например, идея высшего Существа – ибо готовность твердо укоренилась в мозге и  для того, чтобы она развилась  и стала влиять на поведение, нужно  очень незначительное подкрепление. Латентные или потенциальные  воспоминания зависят от унаследованных структур, укоренившихся в мозге  в результате кумулятивных переживаний  человечества. Отвергать врожденный характер этих первобытных воспоминаний, утверждает Юнг, означает отрицать эволюцию мозга и связанную с ним  наследственность.

Коллективное бессознательное  – врожденное, расовое основание  всей структуры личности. На нем  вырастают Я, личное бессознательное  и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом  своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает  на поведение руководящее или  селективное влияние с самого начала жизни человека. "Форма  мира, в котором он рождается, уже является врожденной как виртуальный образ" (Jung, 1945, с. 188). Этот виртуальный образ становится конкретной перцепцией или идеей через отождествление с соответствующими ему объектами мира. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.

Эти два региона бессознательного, личного и коллективного, имеют  для человека огромное значение. "Оно (бессознательное) содержит возможности, скрытые от сознательного ума, ибо  располагает подсознательным содержанием, всем тем, что было забыто или незамечено, а также мудростью и опытом неисчислимых столетий, осевшим в  его архетипических органах" (Jung, 1943, с. 114). С другой стороны, если Я  игнорирует мудрость бессознательного, оно может разрушать сознательные рациональные процессы, захватывая и  извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии  и другие иррациональные явления  вырастают из отвержения бессознательных  процессов.

Архетипы. Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы (Jung, 1943). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем отождествляется с реальной матерью. Иными словами, ребенок наследует предсформированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка – единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид любой эпохи и любой части света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же на протяжении расовой истории, так что наследуемый ребенком архетип матери подобен реальной матери, с которой он взаимодействует.

Как рождается архетип? Это  – постоянный "осадок" переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений. Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона на другую. Повторение этого переживания  в конце концов зафиксировалось  в коллективном бессознательном  как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое  люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном  божестве основаны на солнечном архетипе.

Аналогично, люди на протяжении своей жизни подвергались воздействию  многочисленных сил природы –  землетрясений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных пожаров и т.д. Из этих переживаний возник архетип энергии, предрасположенность ощущать энергию, попадать под ее власть, желание  создавать и контролировать энергию. Детское восхищение хлопушками, юношеское  увлечение автогонками, навязчивый интерес взрослых к атомной энергии  коренятся в архетипе энергии. Этот архетип управляет людьми, подвигая к открытию новых видов энергии. Наш атомный век выражает господство архетипа энергии. Таким образом, архетипы функционируют как напряженные  атомные энергетические центры, стремящиеся  в каждом поколении продуцировать  повторение одних и тех же переживаний.

Архетипы не обязательно  изолированы друг от друга в коллективном бессознательном. Они взаимопроникают  и смешиваются. Так, могут сочетаться архетип героя и архетип мудрого  старца, порождая образ "короля-философа", человека, вызывающего восхищение и  уважение как героический вождь  и мудрый пророк. Иногда – так, по-видимому, произошло в случае с Гитлером, – возникает смешение архетипов  демона и героя, так что некто  становится сатанинским лидером.

Как мы уже видели, архетип  может стать ядром комплекса, притягивающим переживания. Тогда  архетип может проникать в  сознание через ассоциированные  переживания. Мифы, сновидения, видения, ритуалы, невротические и психотические  симптомы, произведения искусства содержат значительное количество архетипического  материала и представляют лучший источник наших знаний относительно архетипов. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению  архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях.

Предполагается, что в  коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые  из тех, что были выявлены – архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка. Бога, мудрого старца, матери-земли, животного.

Хотя все архетипы могут  быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые  от остального в личности, некоторые  развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к  себе как к отдельным системам внутри личности. Это: маска, анима и  анимус, тень.

Маска

Маска (persona) – это личина, которую человек надевает в ответ  на требования социальных условностей  и традиций и в ответ на внутренние архетипические потребности. (Jung, 1945). Это  – роль, предписанная человеку обществом, та партия, которую он должен исполнять в жизни соответственно общественным ожиданиям. Цель маски – произвести определенное впечатление на других, и она часто – хотя и не всегда – скрывает истинную природу человека. Маска или личина – это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.

Если, как это часто  случается, Я отождествляется с  маской, индивид сознает в большей  мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается  от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества – вместо того, чтобы быть самостоятельным  человеческим существом.

Ядро, из которого развивается  маска, – архетип. Этот архетип, как  и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В  некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду).

Анима и анимус

Широко признано, что человек  в сущности – животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские  гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов  обнаруживаются как маскулинные, так  и фемининные характеристики. Гомосексуальность  – лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.

Фемининную сторону мужской  личности и маскулинную сторону  женской Юнг приписывает архетипам. Фемининный архетип в мужчине  называется анима, маскулинный архетип  в женщине – анимус. (Jung, 1945, 1954). Эти архетипы, хотя и могут быть обусловлены хромосомами и половыми железами, являются продуктами мужских  расовых переживаний, связанных  с женщинами, и женских, связанных  с мужчинами. Иными словами, мужчина, живя с женщиной на протяжении веков, стал феминизированным; женщина, живя с мужчиной, стала маскулизированной.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителя  каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Мужчина чувствует природу женщины  через реальность своей анимы, женщина  чувствует мужскую природу через  реальность своего анимуса. Но анима  и анимус могут привести к непониманию  и разладу, если архетипический образ  продуцируется безотносительно к реальному характеру партнера. Так, если мужчина пытается отождествить свой образ идеальной женщины с реальной женщиной и недостаточно принимает в расчет расхождение между идеальным и реальным, он может жестоко страдать, когда поймет, что эти двое не тождественны. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью внешнего мира должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.

Тень

Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. (Jung, 1948а). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как  архетип, тень ответственна за наши представления  о первородном грехе; проецируясь  вовне, она становится дьяволом или  врагом.

Архетип тени ответственен и за появление в сознании и  поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств, действий. Они могут  либо укрываться от публичного позора за маской, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая  сторона личности, обязанная своим  рождением архетипу, пронизывает  частные аспекты Я и значительную часть личного бессознательного.

Тень с ее энергией и  страстностью животных влечений придает  личности более объемное, трехмерное существование. (Читатель отметит сходство между тенью и представлениями  Фрейда об ид).

Самость

В ранних своих работах  Юнг считал самость эквивалентом психики или всей личности. Однако, приступив к исследованию расовых  основ личности и открыв архетипы, он обнаружил один архетип, представляющий стремление человека к целостности. Этот архетип выражается в различных  символах, главный из которых –  мандала или магический круг (Jung, 1955а). В работе "Psychology and alchemy" (1944) Юнг разрабатывает психологию целостности, основанную на символе мандалы. Главным  понятием этой психологии целостного единства выступает самость.

Самость – это центр  личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

"Если мы вообразим  сознательный ум, центром которого  является Я, как противоположный  бессознательному и дополним  нашу мысленную картину процессом  ассимиляции бессознательного, то  мы эту ассимиляцию можем рассмотреть  как своего рода сближение  сознательного и бессознательного, и тогда центр личности совпадает  не с Я, а со срединной  точкой между сознательным и бессознательным. Это будет точка нового равновесия, новый центр всей личности, действительный центр, который, имея ввиду его положение между бессознательным и сознательным, обеспечивает новое и более прочное основание личности" (Jung, 1945, с. 219).

Самость – это цель жизни, цель, к которой люди постоянно  стремятся, но которой редко достигают. Как и все архетипы, она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном  пути. Истинные религиозные переживания  почти так же близки к переживанию  самости, как то, к чему когда-либо смогут прийти люди, а фигуры Христа и Будды – настолько отчетливые выражения архетипа самости, насколько  возможно в современном мире. Неудивительно, что самость была открыта Юнгом  при исследовании религий Востока, где поиск целостности и единства с миром посредством ритуальных практик (например, йоги) развит гораздо  сильнее, чем в западных религиях.

Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и  индивидуализацию. Поэтому архетип  самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни. В этот период человек начинает предпринимать  серьезные попытки сместить центр  личности с сознательного Я на центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион – область  самости.

Представление о самости  – быть может, самое важное психологическое  открытие Юнга и представляет кульминационный  момент в его исследовании архетипов.

Установки

Юнг различает две основные установки или ориентации личности – установку экстраверсии и установку  интроверсии. Экстравертивная установка  ориентирует человека на внешний, объективный  мир; интровертивная установка ориентирует  его на внутренний, субъективный мир. (1921).

В личности присутствуют обе  противоположные установки, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Если Я в отношении мира будет  преимущественно экстравертировано, то личное бессознательное будет  интровертировано.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"