Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа
В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).
Расовые воспоминания или
репрезентации не наследуются как
таковые: скорее мы наследуем возможность
повторного проживания опыта предшествующих
поколений. Они выступают как
предрасположенности, заставляющие нас
реагировать на мир определенным
образом. Эти предрасположенности
проецируются на мир. Например: поскольку
человеческие существа всегда имели
матерей, каждый младенец рождается
с предрасположенностью к восприятию
матери и реагированию на нее. Необходимое
для индивида обретаемое им знание
матери – осуществление врожденнй
возможности, "встроенной" в человеческий
мозг прошлым расовым опытом. Как
люди рождаются со способностью трехмерного
видения мира и развивают эту
способность опытом и тренировкой,
так люди рождаются со многими
предрасположенностями к
Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают Я, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека. "Форма мира, в котором он рождается, уже является врожденной как виртуальный образ" (Jung, 1945, с. 188). Этот виртуальный образ становится конкретной перцепцией или идеей через отождествление с соответствующими ему объектами мира. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.
Эти два региона бессознательного,
личного и коллективного, имеют
для человека огромное значение. "Оно
(бессознательное) содержит возможности,
скрытые от сознательного ума, ибо
располагает подсознательным
Архетипы. Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы (Jung, 1943). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем отождествляется с реальной матерью. Иными словами, ребенок наследует предсформированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка – единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид любой эпохи и любой части света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же на протяжении расовой истории, так что наследуемый ребенком архетип матери подобен реальной матери, с которой он взаимодействует.
Как рождается архетип? Это – постоянный "осадок" переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений. Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона на другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном божестве основаны на солнечном архетипе.
Аналогично, люди на протяжении
своей жизни подвергались воздействию
многочисленных сил природы –
землетрясений, ливней, наводнений, ураганов,
молний, лесных пожаров и т.д. Из этих
переживаний возник архетип энергии,
предрасположенность ощущать
Архетипы не обязательно
изолированы друг от друга в коллективном
бессознательном. Они взаимопроникают
и смешиваются. Так, могут сочетаться
архетип героя и архетип
Как мы уже видели, архетип
может стать ядром комплекса,
притягивающим переживания. Тогда
архетип может проникать в
сознание через ассоциированные
переживания. Мифы, сновидения, видения,
ритуалы, невротические и психотические
симптомы, произведения искусства содержат
значительное количество архетипического
материала и представляют лучший
источник наших знаний относительно
архетипов. Юнг и его сотрудники
проделали гигантскую работу по выявлению
архетипов в религиозных
Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из тех, что были выявлены – архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка. Бога, мудрого старца, матери-земли, животного.
Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: маска, анима и анимус, тень.
Маска
Маска (persona) – это личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций и в ответ на внутренние архетипические потребности. (Jung, 1945). Это – роль, предписанная человеку обществом, та партия, которую он должен исполнять в жизни соответственно общественным ожиданиям. Цель маски – произвести определенное впечатление на других, и она часто – хотя и не всегда – скрывает истинную природу человека. Маска или личина – это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.
Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества – вместо того, чтобы быть самостоятельным человеческим существом.
Ядро, из которого развивается маска, – архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду).
Анима и анимус
Широко признано, что человек в сущности – животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные характеристики. Гомосексуальность – лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.
Фемининную сторону мужской
личности и маскулинную сторону
женской Юнг приписывает
Эти архетипы не только являются
причиной наличия у представителя
каждого пола черт противоположного;
они также действуют как
Тень
Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. (Jung, 1948а). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.
Архетип тени ответственен
и за появление в сознании и
поведении неприятных и социально-неодобряемых
мыслей, чувств, действий. Они могут
либо укрываться от публичного позора
за маской, либо вытесняться в личное
бессознательное. Таким образом, теневая
сторона личности, обязанная своим
рождением архетипу, пронизывает
частные аспекты Я и
Тень с ее энергией и страстностью животных влечений придает личности более объемное, трехмерное существование. (Читатель отметит сходство между тенью и представлениями Фрейда об ид).
Самость
В ранних своих работах Юнг считал самость эквивалентом психики или всей личности. Однако, приступив к исследованию расовых основ личности и открыв архетипы, он обнаружил один архетип, представляющий стремление человека к целостности. Этот архетип выражается в различных символах, главный из которых – мандала или магический круг (Jung, 1955а). В работе "Psychology and alchemy" (1944) Юнг разрабатывает психологию целостности, основанную на символе мандалы. Главным понятием этой психологии целостного единства выступает самость.
Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.
"Если мы вообразим
сознательный ум, центром которого
является Я, как
Самость – это цель жизни,
цель, к которой люди постоянно
стремятся, но которой редко достигают.
Как и все архетипы, она мотивирует
человеческое поведение и заставляет
искать целостности, особенно на религиозном
пути. Истинные религиозные переживания
почти так же близки к переживанию
самости, как то, к чему когда-либо
смогут прийти люди, а фигуры Христа
и Будды – настолько отчетливые
выражения архетипа самости, насколько
возможно в современном мире. Неудивительно,
что самость была открыта Юнгом
при исследовании религий Востока,
где поиск целостности и
Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни. В этот период человек начинает предпринимать серьезные попытки сместить центр личности с сознательного Я на центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион – область самости.
Представление о самости – быть может, самое важное психологическое открытие Юнга и представляет кульминационный момент в его исследовании архетипов.
Установки
Юнг различает две основные установки или ориентации личности – установку экстраверсии и установку интроверсии. Экстравертивная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир; интровертивная установка ориентирует его на внутренний, субъективный мир. (1921).
В личности присутствуют обе
противоположные установки, но обычно
одна из них доминирует и является
сознательной, тогда как другая занимает
низшее положение и является бессознательной.
Если Я в отношении мира будет
преимущественно