Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).

Файлы: 1 файл

К.Юнг метод ассоциаций.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Отвержение психологией  его системы определил и тот  факт, что в Юнге видят психоаналитика. При мысли же о психоанализе в  первую очередь на ум приходит Фрейд, и лишь во вторую – Юнг и Адлер. Олимпийская фигура Фрейда отвлекает  внимание от других светил психоанализа. Публикация собрания сочинений Юнга на английском языке могла бы изменить ситуацию, если только эффект не будет  подпорчен одновременной публикацией  собрания сочинений Фрейда.

Хотя Юнг и не имел значительного  прямого влияния на психологию, некоторые  недавние изменения в ней обязаны  ему, быть может, больше, чем это сознается. Непрямые влияния трудно поддаются  оценке, так как идеи могут приходить  в обращение как благодаря  одному человеку, так и возникая более или менее спонтанно  в умах нескольких людей примерно в одно и то же время, в связи  с особенностями общей интеллектуальной атмосферы. Нельзя отрицать, что многие идеи Юнга ныне нашли широкое распространение, вне зависимости от того, он ли за это ответственен. К примеру, представление  о само-осуществлении. Это понятие  или сходные с ним можно  найти в сочинениях Гольдштейна (Goldstein, К.), Роджерса, Ангьяла (Angyal, Е.), Олпорта  и Маслоу (Maslow, А.) – мы называем лишь тех, чьи идеи представлены в этой книге, хотя мы нигде не находим признания  авторства за Юнгом. Само по себе это  не означает, что Юнг прямо или  косвенно не повлиял на названных  авторов. Они могли, сами того не сознавая, заимствовать эту идею у Юнга или  у тех, на кого он повлиял. Или же рассмотрим идею развития от глобального  к дифференцированному и далее  к интегрированному состоянию, которую  мы находим и у Юнга, и у Мерфи. Повлиял ли Юнг на Мерфи (обратное сомнительно, так как Юнг провозгласил свою точку зрения раньше Мерфи) или  же Юнг повлиял на кого-то, повлиявшего  на Мерфи, или же между ними нет  никакой связи за исключением  того, что оба они жили в одно время и принадлежали к западной культуре? Данных в пользу того или  другого нет. Отражает ли оптимизм многих новых учений (скажем, Роджерса или  Олпорта) оптимизм Юнга или он отражает дух времени? Было ли внимание Юнга к целенаправленному поведению основанием для других "целевых" теорий или же цель как теоретическое понятие вошло в моду именно сейчас, поскольку девятнадцатый век был столь механистичен? Это трудные вопросы, которые мы оставляем без ответа.

Если юнгианская теория и  нуждается в чем-то, чтобы быть принятой научно мыслящими психологами, так это в том, чтобы выводимые  из нее гипотезы были экспериментально проверены. Мы не имеем в виду исследования клинического типа (Adier, 1949; Fordham, 1949; Hawkey, 1947; Kirsch, 1949) или изучение типов (например, Eysenk, Gray и Wheelwright; Myers-Briggs); подразумевается  более ориентированный на эксперимент  подход (Bash, 1952; Melhado, 1964; Meier, 1965). Когда  будет больше исследований такого плана, статус теоретических воззрений  Юнга среди психологов повысится, поскольку  те приветствуют теории, порождающие  проверяемые гипотезы и стимулирующие  исследования. Формулировка эмпирических положений на основе сложной теории Юнга требует большого искусства.

После всего сказанного –  теория личности Юнга, развитая в его  обширных сочинениях и соотносимая  с широким кругом феноменов, оказывается  одним из самых замечательных  достижений современной мысли. Оригинальность и смелость мысли Юнга имеет немного  аналогов в науке последнего времени, и никто, за исключением Фрейда, не открыл больше путей в то, что  Юнг называл "душа человека". Вероятно, с возрастанием в западной культуре, среди молодежи особенно, склонности к интроверсии, феноменологии, медитации, мистицизму, оккультизму, экспансии  сознания, индивидуации, трансцендированию, единству и "самоосуществлению". Юнг окажется лидером этого "революционного" движения. Очевидно, что сегодня  больше студентов положительно относятся  к Юнгу, чем несколько лет назад. Его популярность начинает превышать  популярность Фрейда. Без сомнения, его идеи требуют самого пристального внимания со стороны любого студента, серьезно изучающего психологию.

 

 

 

 

 

Введение.     

Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961) окончил университет в  Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра  П.Жане, он открывает собственную  психологическую и психиатрическую  лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение  с Фрейдом оказало решающее влияние  на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу «Символы трансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон.

К.Г.Юнг - Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных  теоретиков психологии. Задачей аналитической  психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов  и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес  в мире, а последователи его  метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно  к анализу явлений человеческой психики.

Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и  бессознательными аспектами психики  обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

Юнгианский анализ человеческой природы  включает исследования религий Востока  и Запада, алхимии, парапсихологии и  мифологии. Первоначально влияние  Юнга на философов, фольклористов и  писателей было заметнее, чем влияние  на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому  сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга. 

 

Аналитическая психология К.Юнга. 

 

Нововведения : Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.

Отвергнув теорию сексуальности  Фрейда, Юнг предложил понимать под либидопсихическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. 

Будучи уже известным  ученым, Юнг пришел к мысли о  том, что для изучения психики  личности может быть использован  метод ассоциаций (в частности, тесты  на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций»  и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.  

Согласно сложной концепции  Юнга, структура человеческой психики  состоит из четырех универсальных  элементов:      

1. Личное сознание

2. Коллективное сознание

3. Личное бессознательное

4. Коллективное бессознательное («разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа»). Некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые  стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы». 

В общих чертах, «архетипы» образуют  наиболее древние и универсальные формы мышления , проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека.Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:

1.Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

2.Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

3.Тень. Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

4. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.

5.Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании. 

«Архетипы», по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства  и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.

Юнг отмечал, что психологически люди пребывают на стадии детства. У  них пока нет необходимого опыта  развития и биопсихического закрепления  культуры. Полагая, что основой культуры является прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс  подавления инстинктивной природы  людей.

Следует отметить, что, стремясь типологизировать систему взаимоотношений  между личностью и средой, Юнг  предложил классификацию личностей  на основании их отношения к социальной среде. В качестве исходного признака он принял определенную направленность распространения психической энергии (либидо).

Юнг выделил два основных противоположных типа личностей: 

 

1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.

2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя. 

 

Эта типологизация, как и ряд  других фрагментов психосоциологии  Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения  личности и социальной Среды и  оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и  социальной психологии.                         

 

 

 Методы аналитической психологии К.Г. Юнга . 

 

Надо заметить, что сам Юнг  возражал против превращения лечения  в сугубо техническую или научную  процедуру, утверждая, что практическая медицина есть и всегда была искусством; это относится и к анализу. Поэтому нельзя говорить о методах  аналитической психологии в строгом  смысле. Юнг настаивал на необходимости  оставлять все теории на пороге консультационной комнаты и работать с каждым новым  клиентом спонтанно, не имея каких-либо установок или планов. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь - агапе в библейском смысле - и активное действенное сострадание  людям. А его единственным инструментом является вся его личность, потому что любая терапия осуществляется не методами, а всей личностью терапевта. Юнг считал, что психотерапевт  в каждом конкретном случае должен решать, хочет ли он вступать на рискованный  путь, вооружившись советом и помощью. Хотя в абсолютном смысле лучшая теория - не иметь теорий, а лучший метод - не иметь методов, эту установку  не следует использовать защитным образом  для оправдания собственного непрофессионализма.

Юнгианский анализ. Анализ был и остается основным методом практики аналитической психологии. Исходной методологической моделью для юнгианского анализа послужил психоанализ 3. Фрейда. Однако в аналитической психологии этот метод получил несколько иное теоретическое обоснование и практическое выражение, так что можно говорить о юнгианском анализе как о совершенно другом типе работы.

Очевидно, что большинство людей, обращающихся за психологической помощью, ищут в анализе прежде всего облегчения своих страданий. Должно быть, они  понимают, что если им не удается  справиться со своими проблемами волевыми сознательными усилиями, то существуют глубинные бессознательные факторы, препятствующие этому. Обычно они также  осознают, что если их проблема существует уже несколько лет и имеет  долгую историю формирования, то не так-то легко решить ее за несколько  сеансов и требуется долгая кропотливая  работа с опытным специалистом. Можно  предположить, что типичный «аналитический клиент» с самого начала имеет  установку на долгосрочное сотрудничество. У него есть достаточно самоуважения и самостоятельности, чтобы не полагаться на чудо или магическую силу извне, но верить, что с помощью аналитика  ему удастся самому постепенно разобраться  в своих проблемах и рано или  поздно изменить свою жизнь.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"