Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа
В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).
Отвержение психологией
его системы определил и тот
факт, что в Юнге видят психоаналитика.
При мысли же о психоанализе в
первую очередь на ум приходит Фрейд,
и лишь во вторую – Юнг и Адлер.
Олимпийская фигура Фрейда отвлекает
внимание от других светил психоанализа.
Публикация собрания сочинений Юнга
на английском языке могла бы изменить
ситуацию, если только эффект не будет
подпорчен одновременной
Хотя Юнг и не имел значительного
прямого влияния на психологию, некоторые
недавние изменения в ней обязаны
ему, быть может, больше, чем это сознается.
Непрямые влияния трудно поддаются
оценке, так как идеи могут приходить
в обращение как благодаря
одному человеку, так и возникая
более или менее спонтанно
в умах нескольких людей примерно
в одно и то же время, в связи
с особенностями общей
Если юнгианская теория и нуждается в чем-то, чтобы быть принятой научно мыслящими психологами, так это в том, чтобы выводимые из нее гипотезы были экспериментально проверены. Мы не имеем в виду исследования клинического типа (Adier, 1949; Fordham, 1949; Hawkey, 1947; Kirsch, 1949) или изучение типов (например, Eysenk, Gray и Wheelwright; Myers-Briggs); подразумевается более ориентированный на эксперимент подход (Bash, 1952; Melhado, 1964; Meier, 1965). Когда будет больше исследований такого плана, статус теоретических воззрений Юнга среди психологов повысится, поскольку те приветствуют теории, порождающие проверяемые гипотезы и стимулирующие исследования. Формулировка эмпирических положений на основе сложной теории Юнга требует большого искусства.
После всего сказанного – теория личности Юнга, развитая в его обширных сочинениях и соотносимая с широким кругом феноменов, оказывается одним из самых замечательных достижений современной мысли. Оригинальность и смелость мысли Юнга имеет немного аналогов в науке последнего времени, и никто, за исключением Фрейда, не открыл больше путей в то, что Юнг называл "душа человека". Вероятно, с возрастанием в западной культуре, среди молодежи особенно, склонности к интроверсии, феноменологии, медитации, мистицизму, оккультизму, экспансии сознания, индивидуации, трансцендированию, единству и "самоосуществлению". Юнг окажется лидером этого "революционного" движения. Очевидно, что сегодня больше студентов положительно относятся к Юнгу, чем несколько лет назад. Его популярность начинает превышать популярность Фрейда. Без сомнения, его идеи требуют самого пристального внимания со стороны любого студента, серьезно изучающего психологию.
Введение.
Швейцарский психолог К.Юнг
(1875-1961) окончил университет в
Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра
П.Жане, он открывает собственную
психологическую и
К.Г.Юнг - Один из самых значительных,
самых сложных и самых спорных
теоретиков психологии. Задачей аналитической
психологии Юнг считал толкование архетипических
образов, возникающих у пациентов.
Юнг развил учение о коллективном
бессознательном, в образах (архетипах)
которого видел источник общечеловеческой
символики, в том числе мифов
и сновидений. Юнг умер в 1961 году,
но вот уже без малого столетие,
а особенно последние шестьдесят
лет - его идеи вызывают растущий интерес
в мире, а последователи его
метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают
развивать его методологию
Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.
Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.
Аналитическая психология К.Юнга.
Нововведения : Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.
Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидопсихическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.
Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:
1. Личное сознание
2. Коллективное сознание
3. Личное бессознательное
4. Коллективное бессознательное (
По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы».
В общих чертах, «архетипы» образ
1.Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
2.Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
3.Тень. Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.
4. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.
5.Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании.
«Архетипы», по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.
Юнг отмечал, что психологически люди пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихического закрепления культуры. Полагая, что основой культуры является прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей.
Следует отметить, что, стремясь
типологизировать систему взаимоотношений
между личностью и средой, Юнг
предложил классификацию
Юнг выделил два основных противоположных типа личностей:
1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.
2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя.
Эта типологизация, как и ряд
других фрагментов психосоциологии
Юнга, стимулировала интерес ученых
к проблемам взаимоотношения
личности и социальной Среды и
оказала определенное влияние на
развитие, как социологии, так и
социальной психологии.
Методы аналитической
Надо заметить, что сам Юнг
возражал против превращения лечения
в сугубо техническую или научную
процедуру, утверждая, что практическая
медицина есть и всегда была искусством;
это относится и к анализу.
Поэтому нельзя говорить о методах
аналитической психологии в строгом
смысле. Юнг настаивал на необходимости
оставлять все теории на пороге консультационной
комнаты и работать с каждым новым
клиентом спонтанно, не имея каких-либо
установок или планов. Единственной
теорией для аналитика является
его искренняя, идущая от сердца жертвенная
любовь - агапе в библейском смысле
- и активное действенное сострадание
людям. А его единственным инструментом
является вся его личность, потому
что любая терапия
Юнгианский анализ. Анализ был и остается основным методом практики аналитической психологии. Исходной методологической моделью для юнгианского анализа послужил психоанализ 3. Фрейда. Однако в аналитической психологии этот метод получил несколько иное теоретическое обоснование и практическое выражение, так что можно говорить о юнгианском анализе как о совершенно другом типе работы.
Очевидно, что большинство людей,
обращающихся за психологической помощью,
ищут в анализе прежде всего облегчения
своих страданий. Должно быть, они
понимают, что если им не удается
справиться со своими проблемами волевыми
сознательными усилиями, то существуют
глубинные бессознательные