Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331).

Файлы: 1 файл

К.Юнг метод ассоциаций.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Посредством наблюдения можно  оценить количество ассоциаций, привлеченных к ядерному элементу. Человек с  сильным материнским комплексом будет склонен вводить тему матери или чего-то, с ней связанного, в любой разговор вне зависимости  от уместности этого. Он будет предпочитать истории или фильмы, где мать играет главную роль, и будет превращать в события огромной важности праздники, посвященные Богородице и все  остальные случаи, когда можно  воздать почести своей матери. Он будет склонен имитировать  мать, принимая ее предпочтения и интересы, его будут привлекать ее друзья и  знакомые. И он будет предпочитать ровесницам женщин старшего возраста.

Комплекс не всегда проявляется внешне. Он может проявиться во сне или в какой-либо неясной форме, так что для того, чтобы выявить значимость главного переживания, необходимы косвенные доказательства. Именно это имеется в виду под аналитической дедукцией.

Индикатор комплекса –  это любое нарушение поведения, указывающее на присутствие комплекса. Это может быть оговорка, например, если человек вместо "жена" говорит "мать". Это может быть необычная  блокировка памяти, когда человек  не может вспомнить имени друга, поскольку имя напоминает имя  матери или нечто, с ней ассоциирующееся. Индикаторы комплекса проявляются  и в тесте словесных ассоциаций.

Существование комплексов Юнг  открыл в 1903 г. в экспериментах с  использованием теста словесных  ассоциаций. Этот тест, столь широко ныне используемый при обследовании личности, представляет набор слов, которые по одному зачитываются тестируемому. По инструкции, человек на каждое из них должен отвечать первым пришедшим на ум словом. Если реакция на какое-то слово потребовала необычно много времени, это указывает на то, что слово каким-то образом связано с комплексом. Если тестируемый просто повторяет стимульное слово или вообще не способен среагировать, это также выступает как индикатор комплекса.

Интенсивность эмоциональной  реакции на ситуацию – другой показатель силы комплекса. Если сердце бьется чаще, глубже становится дыхание, отливает от лица кровь – все это хорошие  показатели того, что затронут сильный  комплекс. Сочетание физиологических  измерений (частота пульса, дыхания, изменение сопротивления кожи и  др.) с тестом словесных ассоциаций дает возможность достаточно точно  определить силу комплекса.

Принцип эквивалентности

Свой взгляд на психодинамику  Юнг основывает на двух фундаментальные  принципах – принципе эквивалентности  и принципе энтропии. (Jung, 1948). Согласно принципу эквивалентности, если энергия  расходуется на создание некоторой  ситуации, то же количество энергии  появится в другом участке системы. Обучающиеся физике знают этот принцип  как первый закон термодинамики  или предложенный Гельмгольцем закон  сохранения энергии. Применительно  к психическому функционированию в  понимании Юнга, принцип гласит, что если какая-то ценность ослабевает или исчезает, количество энергии  для психики не будет потеряно, но возродится в новой ценности. Снижение одной ценности неизбежно  означает возвышение другой. Например, если ребенок начинает меньше любить семью, возрастает его интерес к  другим людям и вещам. Человек, потерявший интерес к своему хобби, обычно скоро  обнаруживает, что на месте старого  хобби возникло новое. Если ценность вытесняется, связанная с ней  энергия может уходить на построение сновидений и фантазий. Разумеется, возможно и распределение энергии  утерянной ценности между несколькими  другими.

В плане функционирования целостной личности принцип эквивалентности  гласит, что если энергия уходит из одной системы, например, Я, она  возникает в другой системе, например, в маске. Или, если все больше ценностей  вытесняются в теневую часть  личности, она усилится за счет других структур. Аналогично, дезэнергетизация сознательного Я сопровождается энергетизацией бессознательного. Энергия  беспрерывно перетекает из одной  системы личности в другую. Это  перераспределение энергии составляет динамику личности.

Разумеется, принцип сохранения энергии не может жестко применяться  к частично закрытым системам, каковой  является личность. Энергия добавляется  к психике или уходит из нее, и  соотношение того и другого может  сильно варьировать, что вероятно, и  происходит. Следовательно, подъем или  падение ценностей могут быть связаны не только с перемещениями  энергии из одной части системы  в другую, но зависеть от прироста энергии  за счет внешних источников и ее уменьшения за счет мускульной работы. Еда или отдых укрепляют умственно  и физически, а работа или тренировка в течение определенного времени  – утомляет. Эти энергетические обмены между психикой и организмом или внешним миром представляют, как и перераспределение энергии  внутри самой психики, большой интерес  для Юнга и для всех психологов динамического направления.

Принцип энтропии

Принцип энтропии, или второй закон термодинамики, в сущности утверждает, что если два тела с  различной температурой привести в  соприкосновение, то тепло будет  переходить из более горячего в более  холодное. Другой пример – течение  воды: при наличии свободного канала оно всегда направлено от высокого уровня к низкому. Действие принципа энтропии находит выражение в  равновесии сил. Более теплый объект отдает термальную энергию более  холодному, пока температура обоих  не сравняется. В этот момент обмен  энергией прекращается, что называется термальным балансом между объектами.

Принцип энтропии в том  изложении, в котором его использует Юнг для описания личностной динамики, гласит, что распределение энергии  в психике стремится к равновесию, балансу. Простейший случай: если две  ценности (энергетические напряженности) неодинаковой силы, то возникнет тенденция  перехода энергии от более сильной  к более слабой, пока не возникнет  баланс. Однако, коль скоро психика  – не закрытая система, энергия может  добавляться или отниматься у  любой из противоположных ценностей, что нарушит равновесие. Хотя постоянный баланс сил внутри личности недостижим, это – идеальное состояние, на достижение которого направлено перераспределение  энергии. Идеальное состояние, в  котором вся энергия равномерно распределена между различными полностью  развитыми системами, – самость. Следовательно, когда Юнг утверждает, что целью психического развития является само-осуществление, он имеет  в виду, что динамика личности движется в направлении совершенного равновесия сил.

Направленность потока энергии  от центра с более высоким потенциалом  – фундаментальный принцип управляющий  распределением энергии между системами  личности. Это значит, что слабая система стремится поднять свой статус за счет сильной, и это создает  в личности напряжение. Например, если сознательному Я придается большая  ценность сравнительно с бессознательной сферой, в личности возникает значительное напряжение за счет стремления части энергии перейти из сознательной системы в бессознательную. Аналогично, энергия высшей установки, будь то экстраверсия или интроверсия, имеет тенденцию движения к низшей. Сверхэкстраверт находится под давлением, вынуждающим развитие интровертированной части его натуры. Это общее правило созданной Юнгом психологии – любое одностороннее развитие личности порождает конфликт и напряжение, а равномерное развитие всех составляющих личности создает гармонию, покой и состояние удовлетворенности.

Однако, как указывает  Юнг, состояние совершенного равновесия таково, что энергия вообще не возникает  – ибо продуцирование энергии  требует разности потенциалов между  различными компонентами системы. Когда  все части находятся в равновесии, что называется идеальной энтропией, система останавливается в развитии и замирает. Таким образом, живой  организм не может достичь полной энтропии.

Применение энергии

Вся доступная личности энергия  используется в двух общих целях. Часть ее расходуется на работу, необходимую для поддержания  жизни и продолжения рода. Это  врожденные, инстинктивные функции, например, пищевая или половая. Они  протекают в соответствии с природными биологическими законами. Энергия, избыточная в отношении этих инстинктивных  потребностей, может быть использована в культурной или духовной деятельности. По Юнгу, эти виды деятельности составляют более высоко развитые жизненные  цели. Когда человек начинает более  эффективно удовлетворять биологические  потребности, в распоряжении культурных интересов оказывается больше энергии. По мере того, как с возрастом  тело требует все меньше энергии, больше энергии оказывается в  распоряжении психической деятельности.

Развитие личности

Самая заметная черта теории личности Юнга, помимо концепции коллективного  бессознательного и его архетипов, – то внимание, которое он уделяет  поступательному характеру развития личности. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или  стараются прогрессировать от менее  совершенного к более совершенному. Он считает также, что человечество в целом постоянно эволюционирует к более дифференцированным формам существования.

Что является целью развития? К какому итогу движется человек  и человечество? Конечная цель обозначается как само-осуществление. Само-осуществление  означает максимально полную, завершенную  дифференциацию и гармоничное сочетание  всех аспектов целостной человеческой личности. Это означает, что психика выработала новый центр, самость, который занимает место старого центра, Я. Вся эволюция психики, от первых примитивных организмов до людей – это парад прогресса. Прогресс не останавливается с появлением человека; как человек представляет высшую ступень в отношении животных, так цивилизованный человек выступает как более совершенный по сравнению с первобытным. Но и цивилизованному человеку предстоит еще долгий путь до окончания его эволюционного странствия. Именно будущее человека интересует Юнга и именно о нем он так много пишет в своих обширных трудах.

Каузальность  против телеологии

Идея цели, направляющей человеческую судьбу и определяющей его удел, представляет, по существу, телеологическое или финалистическое  объяснение. Телеологическая точка  зрения объясняет настоящее с  точки зрения будущего. В соответствии с ней, человеческая личность понимается исходя из того, к чему она движется, а не из того, что было прежде. С  другой стороны, настоящее можно  объяснить прошлым. Это – точка  зрения каузальности, согласно которой  события настоящего – следствия  или результаты предшествовавших обстоятельств  или причин. Поведение в настоящем  оценивается исходя из взгляда в  прошлое.

Юнг утверждает, что психология, если она пытается понять личность в целом, нуждается в обеих  точках зрения. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и  будущим (телеология). Психологи в  своем стремлении понять истину должны уподобиться двуликому Янусу. Одно лицо обращено в прошлое личности, другое – в будущее. Оба взгляда, сочетаясь, дадут полную картину  личности.

Юнг полагает, что каузальность и телеология – лишь произвольно  избираемые способы мышления, используемые учеными для упорядочивания и  понимания естественных феноменов. Каузальность и телеология сами по себе в природе не обнаруживаются. Юнг указывает, что чисто каузальная установка скорее всего вызовет  в людях чувство покорности и  безысходности, ибо с каузальной точки зрения люди – пленники своего прошлого. Уже сделанное изменить нельзя. Финалистическая же установка  дает людям надежду, нечто, ради чего стоит жить.

Синхрония

Ближе к концу жизни  Юнг (1952а) выдвинул принцип, не связанный  ни с каузальностью, ни с телеологией. Он назвал его принципом синхронии. Этот принцип применим к событиям, происходящим одновременно и не выступающим  в отношении друг друга как  причины: например, к соответствующим друг другу мысли и объективному событию. Такие совпадения переживал каждый. Кто-то думает о человеке – и тот появляется; или же нам может сниться сон о смерти друга или родственника, а затем мы узнаем, что это случилось именно в то время, когда мы видели сон. Как на свидетельство в пользу принципа синхронии Юнг ссылается на обширную литературу по телепатии, ясновидению и другим паранормальным феноменам. Он полагает, что многие из этих переживаний не могут объясняться случайными совпадениями; Юнг считает, что во Вселенной существует закон и иного типа, чем закон причинности. Феномены синхронии приписываются природе архетипов. Об архетипе говорят, что он по характеру психоидный, то есть и психологический, и физический. Следовательно, архетип может привнести в сознание образ физического события даже тогда, когда оно непосредственно не воспринимается. Архетип – не причина того и другого явления, скорее он обладает свойством, обеспечивающим возможность синхронии. Принцип синхронии – шаг вперед по сравнению с представлением о том, что мысль вызывает материализацию вещи, о которой думают.

Наследственность

В психологии Юнга наследственность занимает важное место. Во-первых, она  ответственна за биологические инстинкты, служащие самосохранению и воспроизводству. Инстинкты составляют животную сторону  человеческой натуры. Это – узы, связывающие с животным прошлым. Инстинкт – это внутреннее побуждение действовать определенным образом  при возникновении определенного  состояния тканей организма. Например, голод побуждает поисковое пищевое  поведение и поглощение пищи. Взгляды  Юнга на инстинкт соответствуют принятым в современной биологии (Jung, 1929, 1948 с).

В то же время взгляды  Юнга резко расходятся с современными биологическими представлениями, когда  он утверждает наследование не только биологических инстинктов, но и родовых "переживаний". Эти переживания  или, говоря корректнее, возможность  повторения переживаний собственных  предков, врождены в форме архетипов. Как мы видели, архетип – это  расовое воспоминание, ставшее наследственным, благодаря тому, что часто и  универсальным образом повторялось  на протяжении многих поколений. Приняв положение о культурном наследовании, Юнг встает в один ряд с приверженцами  идеи наследования приобретенных черт – доктрины, валидность которой  подвергается сомнению большинством современных  генетиков.

Стадии развития

Юнг, в отличие от Фрейда, специально не обсуждает стадии, которые  проходит личность от младенчества до взрослости. В самые ранние годы либидо инвестируется в необходимую для выживания активность. До пятилетнего возраста появляются сексуальные ценности, достигая вершины в подростковом. В годы юности и ранней взрослости доминируют основные жизненные инстинкты и витальные процессы. Молодой человек энергичен, импульсивен, страстен, и все еще в значительной степени зависим от других. Это – период жизни, когда человек овладевает профессией, женится, заводит детей, обретает общественное положение.

К концу тридцатых –  началу сороковых годов жизни  происходит радикальная смена ценностей. Юношеские интересы и стремления заменяются новыми, более культурными  и менее биологическими. Человек  среднего возраста становится более  интровертированным и менее импульсивным. Мудрость и прозорливость приходят на смену физической и умственной энергичности. Ценности личности сублимируются  в социальные, религиозные, гражданские  и философские символы. Человек  становится более духовным.

Этот период – решающее событие человеческой жизни. Он и  наиболее опасен, так как, если в  переносе энергии возникают нарушения, личность может навсегда остаться искалеченной. Например, это случается, когда культурные и духовные ценности среднего возраста не используют всей энергии, до того вложенной  в инстинктуальные цели. В этом случае высвобождающийся избыток энергии  нарушает равновесие психики. Юнг достиг больших успехов в лечении  людей среднего возраста, чья энергия  не нашла соответствующего выхода. (Jung, 1931а).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"