Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель написания данной работы - раскрыть сущность конфликтов в управлении. Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:
1. Необходимо дать понятие конфликта, причины его возникновения;
2. Раскрыть структуру конфликта, охарактеризовать его основные этапы развития;
Введение…………………………………………………………………………………………2
Раздел 1. Теоретический подход к понятию конфликта и управления им………………….4
1.1 Понятие конфликта…………………………………………………………………………4
1.2 Причины возникновения конфликтов…………………………………………………….6
1.3 Структура конфликта, его основные этапы………………………………………………8
1.4 Основные типы конфликтов……………………………………………………………...14
1.5 Разграничение конфликтов по видам…………………………………………………….19
1.6 Методы разрешения конфликтов………………………………………………………...23
1.7 Переговоры как способ разрешения конфликта. Их основные стадии………………..28
Раздел II. Исследование стратегии и тактики управления конфликтами на примере ООО «Строительная компания «Урал-мета»……………………………………………………...34
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………34
2.2 Установочное интервью с заместителем главного директора ООО «Строительная компания «Урал-Мета» Зоткиным А. В…………………………………………………….35
2.3 Характеристика выборки и описание методики исследования……………………….38
2.4 Обработка и интерпретация полученных данных……………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы……………………………………………………….47
Инцидент, представляющий собой второй этап конфликта, может быть целенаправленно спровоцированным или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон.
На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. В результате происходит обострение и распространение конфликта - его эскалация, когда деструктивное поведение сторон еще больше запутывает проблему, так что невозможно найти ни правых, ни виноватых.
Субъективно возникшие конфликтные ситуации или инцидент могут закончиться как сами по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов. Возникшие же объективно должны соответствующим образом и заканчиваться, т.е. путем устранения объекта, который обусловил их появление, но если конфликт успел перерасти в субъективный, многое также зависит от личности людей.
Третьим этапом развития конфликта
является кризис и разрыв отношений
между оппонентами. Эта фаза в
свою очередь состоит из двух этапов
- конструктивного и
Здесь происходит процесс открытого противоборства, которое может проявляться в таких формах, как захват и удержание спорного объекта или даже оппонента и прямое насилие над ним, создание помех для него и причинение вреда, задевающие и оскорбляющие действия.
В рамках организации выделяют следующие формы конфликтной борьбы:
Словесная агрессия-выдвижение обвинений, оскорбления, сплетни, неблаговидные оценки противников с целью их дискредитации;
Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может стать затяжным с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, перемежаться переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).
Полное окончание по любым причинам составляет содержание четвертой фазы конфликта. Он может закончиться полным разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Если при этом определялся явный победитель, в его пользу переопределяются выгоды, а потери- удел побежденного; если последний признается лишь формально, реальных изменений не происходит; если же не победила ни одна из сторон, все даже внешне остается по- старому.
Объективный конфликт завершается вследствие ликвидации (самоликвидация) объекта, потери его значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств, оставления у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ничего этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.
С субъективными конфликтами
бороться гораздо сложнее, а поэтому
превращение в них объективных
крайне нежелательно. Обычно преодоление
таких конфликтов происходит также
несколькими путями: разделением
участников (что может противоречить
решению текущих
Каждый конфликт также
имеет пространственные и временные
характеристики. Пространственными
характеристиками конфликта являются
сферы возникновения и
В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.); произойти распад или обновление коллектива, кадровые переустановки; найден «козел отпущения» - один или несколько человек на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, успокоив или запугают тем самым остальных.
Что бы точно описать конфликт, надо: установить его действительных участников; изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность; выявить их отношения в предконфликтной фазе; выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту; узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд способах преодоления конфликта; выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии; определить все возможные в данном конфликте пути его преодоления.
Таким образом, можно сделать следующий вывод - конфликт представляет собой процесс, состоящий из несколько этапов, в рамках которого столкновения является лишь один из них. В случае возникновения конфликта важно определить конфликтную ситуацию, выявить ее участников, установить объект конфликта, определить его пространственные и временные характеристики.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться рядом обстоятельств:
Чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия», т.е конфликт мотивационного характера (мало кто удовлетворен работой; многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки или недогрузки на работе, не могут полностью реализовать свой внутренний потенциал), или о «выборе наименьшего зла», т.е. конфликт ролевого характера (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов) .
Примером внутриличностного конфликта, служит ролевой конфликт, т.е. ситуация, когда человеку приходится играть две или несколько несовместимых ролей. Например, руководитель получает от вышестоящих начальников взаимоисключающие задания. Внутриличностный конфликт связан обычно с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами.
Межличностный конфликт –
один из самых распространенных конфликтов.
Он возникает обычно между людьми
с разными чертами характера,
разными взглядами и
По мнению новосибирских ученых Ф. Бородкина и Н. Коряка применительно к межличностным конфликтам существует шесть типов «конфликтных» личностей, которые сознательно или случайно провоцируют столкновение окружающих. Это демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, целенаправленно конфликтные и бесконфликтные личности. Демонстративные личности, стремясь быть в центре внимания, часто становятся инициаторами споров, которые ведут с излишней эмоциональностью. Ригидные личности отличаются завышенной самооценкой, некритически относятся к своим поступкам, болезненно обидчивы. Неуправляемые личности излишне импульсивны и непредсказуемы в своем поведении. Сверхточные люди характеризуются мелочностью, излишней требовательностью, мнительностью и подозрительностью. Целенаправленно конфликтные индивиды используют конфликт в качестве средства для достижения собственных целей. Они часто манипулируют окружающими в своих интересах. Бесконфликтные личности отличаются стремлением всем угодить и часто создают при этом новые конфликты.
В организациях межличностный
конфликт проявляется по-разному, чаще
всего в виде борьбы руководства
за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных
конфликтов порождаются столкновением
материальных интересов отдельных
субъектов, хотя внешне это проявляется
как несовпадение характеров, личных
взглядов или моральных ценностей.
Такого рода конфликты называются коммуникационными,
так как они возникают там,
где у членов коллектива отсутствуют
обратные связи, окружающие их не признают,
проявляют непонимание в
Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность, так как все их действия, независимо от того, имеют они отношение к самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму.
Индивиды, вступившие в межличностный
конфликт, имеют пять возможных путей
выхода из него. Если на основе двух переменных
(интерес к себе и интерес к
другим) построить матрицу, то измеряя
в каждом из случаев «интерес»
как низкий или высокий, можно
выявить следующие стили
1. Стиль предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.
2.Стиль разрешения конфликта
силой характеризуется большой
личной вовлеченностью и
3. Стиль сотрудничества
отличается как высокой
Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.
4. Стиль разрешения
5.Стиль компромисса
Информация о работе Конфликтные ситуации на предприятии ООО «Строительная компания «Урал-мета»