Конфликтные ситуации на предприятии ООО «Строительная компания «Урал-мета»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы - раскрыть сущность конфликтов в управлении. Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:
1. Необходимо дать понятие конфликта, причины его возникновения;
2. Раскрыть структуру конфликта, охарактеризовать его основные этапы развития;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………2
Раздел 1. Теоретический подход к понятию конфликта и управления им………………….4
1.1 Понятие конфликта…………………………………………………………………………4
1.2 Причины возникновения конфликтов…………………………………………………….6
1.3 Структура конфликта, его основные этапы………………………………………………8
1.4 Основные типы конфликтов……………………………………………………………...14
1.5 Разграничение конфликтов по видам…………………………………………………….19
1.6 Методы разрешения конфликтов………………………………………………………...23
1.7 Переговоры как способ разрешения конфликта. Их основные стадии………………..28
Раздел II. Исследование стратегии и тактики управления конфликтами на примере ООО «Строительная компания «Урал-мета»……………………………………………………...34
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………34
2.2 Установочное интервью с заместителем главного директора ООО «Строительная компания «Урал-Мета» Зоткиным А. В…………………………………………………….35
2.3 Характеристика выборки и описание методики исследования……………………….38
2.4 Обработка и интерпретация полученных данных……………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы……………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 222.20 Кб (Скачать)

Инцидент, представляющий собой  второй этап конфликта, может быть целенаправленно  спровоцированным или произойти  случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении  сторон.

На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в  различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. В результате происходит обострение и распространение конфликта - его эскалация, когда деструктивное поведение сторон еще больше запутывает проблему, так что невозможно найти ни правых, ни виноватых.

Субъективно возникшие конфликтные  ситуации или инцидент могут закончиться  как сами по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов. Возникшие же объективно должны соответствующим образом и заканчиваться, т.е. путем устранения объекта, который обусловил их появление, но если конфликт успел перерасти в субъективный, многое также зависит от личности людей.

Третьим этапом развития конфликта  является кризис и разрыв отношений  между оппонентами. Эта фаза в  свою очередь состоит из двух этапов - конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного этапа  возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, сохраняется, и оппонентов еще можно  примирить и посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое  сотрудничество уже невозможно - они  теряют самоконтроль и их необходимо разъединять.

Здесь происходит процесс  открытого противоборства, которое  может проявляться в таких  формах, как захват и удержание  спорного объекта или даже оппонента  и прямое насилие над ним, создание помех для него и причинение вреда, задевающие и оскорбляющие действия.

В рамках организации выделяют следующие формы конфликтной  борьбы:

  • Бойкот - полный или частичный отказ или уклонение от действий в интересах тех кого считают противниками или соперниками;
  • Саботаж - сознательные действия с целью скрытого нанесения ущерба интересам других;
  • Травля (преследование) - действия для ослабления или компрометации соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств;

Словесная агрессия-выдвижение обвинений, оскорбления, сплетни, неблаговидные  оценки противников с целью их дискредитации;

  • физическое насилие;
  • массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги протеста).

Противоборство заканчивается  быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может  стать затяжным с чередованием активных и пассивных фаз, наступления  и обороны, перемежаться переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).

Полное окончание по любым  причинам составляет содержание четвертой  фазы конфликта. Он может закончиться  полным разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Если при этом определялся  явный победитель, в его пользу переопределяются выгоды, а потери- удел побежденного; если последний признается лишь формально, реальных изменений не происходит; если же не победила ни одна из сторон, все даже внешне остается по- старому.

Объективный конфликт завершается  вследствие ликвидации (самоликвидация) объекта, потери его значения для  сторон в силу изменившихся обстоятельств, оставления у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ничего этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные  психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.

С субъективными конфликтами  бороться гораздо сложнее, а поэтому  превращение в них объективных  крайне нежелательно. Обычно преодоление  таких конфликтов происходит также  несколькими путями: разделением  участников (что может противоречить  решению текущих производственных задач); их полной психологической перестройкой (как считают специалисты, она  редко бывает успешной); изменением рангов оппонентов (конфликт вряд ли будет  продолжаться, если один из них, прежде занимавший одинаковую со всеми должность, станет руководителем остальных); наконец, перемирием, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях прекращают боевые действия, хотя сама при этом конфликтная ситуация не исчезнет .

Каждый конфликт также  имеет пространственные и временные  характеристики. Пространственными  характеристиками конфликта являются сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления; результат  конфликта; средства и действия, которые  использует субъект конфликта. Временные  характеристики представлены такими параметрами, как длительность частота, повторяемость  конфликта, продолжительность участия  в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов.

В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта  может быть осуществлена перестройка  организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.); произойти распад или обновление коллектива, кадровые переустановки; найден «козел отпущения» - один или несколько  человек на кого свалят вину за все  проблемы и постараются уволить, успокоив или запугают тем самым  остальных.

Что бы точно описать конфликт, надо: установить его действительных участников; изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность; выявить их отношения  в предконфликтной фазе; выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту; узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд способах преодоления конфликта; выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии; определить все возможные в данном конфликте пути его преодоления.

Таким образом, можно сделать  следующий вывод - конфликт представляет собой процесс, состоящий из несколько  этапов, в рамках которого столкновения является лишь один из них. В случае возникновения конфликта важно определить конфликтную ситуацию, выявить ее участников, установить объект конфликта, определить его пространственные и временные характеристики.

1.4 Основные типы конфликтов

 

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться рядом обстоятельств:

  • необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен;
  • несовпадением внешних требований и внутренних позиций;
  • неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворения;
  • влечениями и обязанностями;
  • различного рода интересами и т.п.

Чаще всего речь идет о  «выборе в условиях изобилия», т.е конфликт мотивационного характера (мало кто удовлетворен работой; многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки или недогрузки на работе, не могут полностью реализовать свой внутренний потенциал), или о «выборе наименьшего зла», т.е. конфликт ролевого характера (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов) .

Примером внутриличностного конфликта, служит ролевой конфликт, т.е. ситуация, когда человеку приходится играть две или несколько несовместимых ролей. Например, руководитель получает от вышестоящих начальников взаимоисключающие задания. Внутриличностный конфликт связан обычно с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами.

Межличностный конфликт –  один из самых распространенных конфликтов. Он возникает обычно между людьми с разными чертами характера, разными взглядами и ценностями.

По мнению новосибирских  ученых Ф. Бородкина и Н. Коряка применительно к межличностным конфликтам существует шесть типов «конфликтных» личностей, которые сознательно или случайно провоцируют столкновение окружающих. Это демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, целенаправленно конфликтные и бесконфликтные личности. Демонстративные личности, стремясь быть в центре внимания, часто становятся инициаторами споров, которые ведут с излишней эмоциональностью. Ригидные личности отличаются завышенной самооценкой, некритически относятся к своим поступкам, болезненно обидчивы. Неуправляемые личности излишне импульсивны и непредсказуемы в своем поведении. Сверхточные люди характеризуются мелочностью, излишней требовательностью, мнительностью и подозрительностью. Целенаправленно конфликтные индивиды используют конфликт в качестве средства для достижения собственных целей. Они часто манипулируют окружающими в своих интересах. Бесконфликтные личности отличаются стремлением всем угодить и часто создают при этом новые конфликты.

В организациях межличностный  конфликт проявляется по-разному, чаще всего в виде борьбы руководства  за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных  конфликтов порождаются столкновением  материальных интересов отдельных  субъектов, хотя внешне это проявляется  как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Такого рода конфликты называются коммуникационными, так как они возникают там, где у членов коллектива отсутствуют  обратные связи, окружающие их не признают, проявляют непонимание в процессе общения, неверно истолковывают  исходящую от них информацию. «Обиженные»  в свою очередь поступают так  же.

Для руководителя такие конфликты  представляют наибольшую трудность, так  как все их действия, независимо от того, имеют они отношение к  самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму.

Индивиды, вступившие в межличностный  конфликт, имеют пять возможных путей  выхода из него. Если на основе двух переменных (интерес к себе и интерес к  другим) построить матрицу, то измеряя  в каждом из случаев «интерес»  как низкий или высокий, можно  выявить следующие стили разрешения межличностного конфликта.

1. Стиль предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

2.Стиль разрешения конфликта  силой характеризуется большой  личной вовлеченностью и заинтересованностью  в устранении конфликта, однако  без учета позиций другой стороны.  Это стиль типа «выигрыш-проигрыш».  Для применения данного стиля  необходимо обладать властью  или физическими преимуществами. Стиль может в отдельных случаях  помочь в достижении индивидуальных  целей. Однако, как и в предыдущем  случае, у окружающих складывается  неблагоприятное впечатление об  индивиде, использующем этот стиль.

3. Стиль сотрудничества  отличается как высокой степень  личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединять  свои усилия с другими для  разрешения межличностного конфликта.  При таком подходе выигрывает  каждая из сторон. Люди, использующие  данный стиль, обычно рассматривают  конфликт как нормальное событие,  помогающее и даже, если им  правильно управлять, ведущее  к более творческому решению. При этом они проявляют доверие и откровенность в отношении других и признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения. Они считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование. И полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех;

Часто такие индивиды считаются  динамичными натурами, о которых  у других складывается благоприятное  мнение.

4. Стиль разрешения межличностного  конфликта, побуждающий войти  в положение другой стороны,  представляет собой поведение,  в основе которого лежит стремление  кооперироваться с другими, но  без внесения в эту кооперацию  своего сильного интереса. Данный  стиль может выражать долгосрочную  стратегию в целях развития  у других ориентации на кооперацию  по разрешению межличностного  конфликта. Данный стиль помогает  в стремлении реализовать желания  других. Обладатели такого стиля  в целом оцениваются окружающими  положительно, однако в то же  время воспринимаются другими  как слабые натуры, легко поддающиеся  чужому влиянию.

5.Стиль компромисса заключается  в таком поведении в ходе  разрешения межличностного конфликта,  которое умеренно учитывает интересы  каждой из сторон. Реализация  данного стиля связана с проведением  переговоров, в ходе которых  каждая из сторон идет на  определенные уступки. Компромисс  широко используется в разрешении  конфликта и те, кто его используют, оцениваются окружающими в целом  благоприятно. В отличие от стиля,  ориентированного на сотрудничество, при компромиссе нет взаимной  удовлетворенности, но и нет  неудовлетворенности каждой из  сторон. Во многих ситуациях стиль  компромисса позволяет достичь  быстрого разрешения конфликта,  особенно в случаях, когда одна  из сторон имеет явные преимущества.

Информация о работе Конфликтные ситуации на предприятии ООО «Строительная компания «Урал-мета»