Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа
В этой курсовой работе мы проанализируем конкурентную ситуацию предприятия ООО «АНИК», а также найдем его сильные и слабые стороны. Рассмотрим, что конкуренция – это экономический закон развитого товарного производства, который выражает внутренне устойчивые, существенные и необходимые связи, во-первых, между товаропроизводителями, во-вторых, потребителями их продукции. Выясним, имеются ли у нашего предприятия ООО «АНИК» сильные конкуренты.
Введение…………………………………………………………………………….3
План...……………………………………………………………………………….4
1. Рыночная концепция конкуренции на современном этапе………………5
1.1 Понятие конкуренции, виды, предмет и объект конкуренции……….6
1.2 Основные подходы к изучению конкурентов………………………..12
2. Анализ деятельности предприятия ООО «АНИК». Характеристика предприятия ООО «АНИК»……………………………………………….19
2.1 Характеристика товара, реализуемого ООО «АНИК»………………22
2.2 Анализ основных конкурентов предприятия ООО «АНИК»………..24
3. Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности
предприятия…………………………………………………………………27
3.1 SWOT – анализ предприятия ООО «АНИК»…………………………30
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АНИК» и оценка их эффективности ………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………………………...43
Министерство образования и науки
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Кафедра коммерции, логистики и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине: «Маркетинг»
по теме: «Анализ конкурентной ситуации предприятия ООО «АНИК»
Исполнитель: студентка III курса заочного факультета
специальности «Коммерция»
Долгополова Е.Н.
область, с. Байкалово,
ул. Кузнецова, д. 28 кв.4
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
План...……………………………………………………………
1. Рыночная концепция конкуренции на современном этапе………………5
1.1 Понятие конкуренции, виды, предмет и объект конкуренции……….6
1.2 Основные подходы к изучению конкурентов………………………..12
2. Анализ деятельности предприятия ООО «АНИК». Характеристика предприятия ООО «АНИК»……………………………………………….19
2.1 Характеристика товара, реализуемого ООО «АНИК»………………22
2.2 Анализ основных конкурентов предприятия ООО «АНИК»………..24
3. Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности
предприятия…………………………………………………
3.1 SWOT – анализ предприятия ООО «АНИК»…………………………30
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АНИК» и оценка их эффективности ………………………………….35
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В этой курсовой работе мы проанализируем конкурентную ситуацию предприятия ООО «АНИК», а также найдем его сильные и слабые стороны. Рассмотрим, что конкуренция – это экономический закон развитого товарного производства, который выражает внутренне устойчивые, существенные и необходимые связи, во-первых, между товаропроизводителями, во-вторых, потребителями их продукции. Выясним, имеются ли у нашего предприятия ООО «АНИК» сильные конкуренты.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, которые определяют структуры рынка:
- Чистая конкуренция – характеризуется множеством мелких фирм; однородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход; равным доступом ко всем видам информации. Именно этот тип структуры рынка принадлежит нашему предприятию ООО «АНИК».
- Монополистическая конкуренция - множество мелких фирм; неоднородность продукции; отсутствие затруднений на вход и выход; несколько ограниченный доступ к информации;
- Олигополия - небольшое количество крупных фирм; неоднородность или однородность продукции; возможное затруднение при выходе; несколько ограниченный доступ к информации;
- Чистая монополия – характеризуется наличием одной фирмы; уникальностью продукции; непреодолимым барьером на вход; несколько ограниченным доступом к информации.
План
1. Рыночная концепция конкуренции на современном этапе. Понятие конкуренции, виды конкуренции, предмет и объект конкуренции.
Основные подходы к изучению конкурентов (отраслевая структура рынка, необходимость и основные параметры сегментирования рынка, расширенная концепция Портера).
2. Анализ деятельности предприятия ООО «АНИК».
Характеристика предприятия (место расположения, вид деятельности, организационная структура предприятия, наличие и особенности организации службы маркетинга).
Характеристика товара, реализуемого предприятием ООО «АНИК» (конкурентоспособность, этап жизненного цикла товара, особые условия хранения, транспортировки) и основных потребителей данного товара.
Анализ основных конкурентов предприятия ООО «АНИК» (тип рынка, рассмотрение конкурентной ситуации по расширенной концепции Портера, количество основных прямых конкурентов, которые работают на целевом рынке предприятия ООО «АНИК», их ранжирование, оценка сильных и слабых сторон основных конкурентов).
3. Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АНИК».
SWOT – анализ предприятия ООО «АНИК». Позиционирование товара предприятия ООО «АНИК» относительно товаров предприятий-конкурентов.
Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АНИК» и оценка их эффективности.
1 Рыночная концепция конкуренции на современном этапе
На современном этапе понятие конкуренции очень многозначно. Оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и способ существования капитала. В конкуренции усматривается не только главная сущностная черта - свойство товарного производства, но и способ развития.
Лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Где предпринимаются энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Каждый предприниматель пытается "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным ценам, чтобы не было угрозы огромных материальных потерь. В общем, эта форма экономических отношений несет больше положительных моментов, чем негативных, потому что конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Высококачественная продукция способствует росту спроса и увеличению объема реализации, что обеспечивает эффективность производства.
Анализ конкурентоспособности предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.
1.1 Понятие конкуренции, виды, предмет и объект конкуренции.
Конкуренция – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции. При этом удовлетворение разнообразных потребностей покупателей. На мировом рынке постоянно существует конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.
Конкуренция - одна из важных движущих сил развития экономической системы. Где происходит борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, а также за присвоение наибольших прибылей. Вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения научно-технического прогресса, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.
Рассмотрим классификацию рыночного соперничества в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация рыночного соперничества.
Конкуренция | ||||
По состоянию рынка | По способам соперничества | |||
совершенная | несовершенная | регулируемая | ценовая | неценовая |
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4.Продавцы действуют независимо друг от друга;
5.Доступ на рынок ни кем и ни чем не ограничен.
Покупатели должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. В общем, ни один рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Внутриотраслевая конкуренция - борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке определяются затратами, которые устанавливаются на предприятиях, изготавливающих подавляющую массу продукции. Поэтому результатом внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала.
Межотраслевая конкуренция - борьба между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Вследствие межотраслевой конкуренции единая общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены.
Несовершенная конкуренция основана на монополизации рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью. К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Несовершенная конкуренция существовала всегда. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Монополия является исключительным правом производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что монополия - прямая противоположность совершенной конкуренции.
Информация о работе Анализ конкурентной ситуации предприятия ООО «АНИК»