Анализ конфликтых ситуаций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

«Конфликт» - происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика ООО «Химкомпонент» 5
2 Анализ конфликтных ситуаций в ООО «Химкомпонент» 5
3 Анализ причин конфликтных ситуаций 8
4 Анализ методики управления конфликтных ситуаций 10
5 Разработка плана мероприятий по управлению конфликтными ситуациями 11
5.1 Создание консультативной службы по решению конфликтных ситуаций 11
5.2 Разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание между психологом и работником 13
5.3 Методическая рекомендация по проведению диагностики и выявлению социально – психологического климата в коллективе 14
5.4 Рекомендации по управлению конфликтами 16
Заключение 20
Список литературы 21
Приложение А 22
Приложение Б 23

Файлы: 1 файл

Анализ конфликтных ситуаций на предприятии.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

     В психологическом плане конфликт представлял собой столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании членов трудовых коллективов, возникших в процессе слияния заводов.

     «Конфликт» - происходит от латинского корня и  в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу  идеи, то мы имеем ситуацию, которая  знакома каждому.

     Вопрос  состоит в том, что делать в этой ситуации, как вести себя в отношении своих сотрудников? Если мы рассчитываем иметь дело со своими сотрудниками, имеющими свою позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действительном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений.

     Бесконфликтное организационное окружение лишено права на активное существование. Как полное отсутствие стрессов означает с точки зрения Г. Селье  смерть личности, так и отсутствие каких-либо конфликтных ситуаций свидетельствует о полном творческом застое в трудовом коллективе. По этой причине конфликтные ситуации могут быть как положительного (активизирующего), так и отрицательного (дестабилизирующего) влияния на организационное окружение.

     Несомненно, конфликт не всегда имеет положительный  характер, но во многих случаях помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выработать альтернативные решения. Это повышает эффективность процесса коллегиального принятия решений, дает возможность открыто высказать свое мнение и тем самым удовлетворить потребности в уважении и власти, что и определяет актуальность данной темы.

     Цель  работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.

     На  основе поставленной цели выделим следующие задачи:

  • рассмотреть существующие конфликты и найти наиболее эффективные решения выхода из них;
  • выработать рекомендации по управлению конфликтной ситуацией и созданию благоприятной атмосферы в коллективе организации;
  • выработать рекомендации по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе;
  • овладеть эффективными средствами предотвращения и разрешения конфликтов.

     Предметом работы является конфликт, образовавшийся вследствие реорганизации двух предприятий  в единую коммерческую структуру.

     Объектом  исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Химкомпонент».

 

1 Общая характеристика  ООО «Химкомпонент»

 

     ООО «Химкомпонент» является объединенной коммерческой структурой двух компаний: фабрика синтетических моющих средств «Биощит» и фабрика по производству косметических средств «М-Гелиос». До 2009 года каждый из заводов был независимой производственно – коммерческой структурой и являлся самостоятельным субъектом. 5 января 2009 года произошла реорганизация коммерческой структуры вышеуказанных компаний в связи, с чем была создана новая организация, носящая полное юридическое название Общество с Ограниченной Ответственностью «Химкомпонент». ООО «Химкомпонент» в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации. Юридический адрес: г. Кемерово, ул. Шатурская, д.2, к.1.

     ООО «Химкомпонент» имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета, так же зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество создано без ограничения срока. Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имеет право открывать в установленном законодательством порядке представительства и филиалы с правом открытия банковских счетов.

     Общество  самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после утраты налогов и других обязательных платежей. ООО «Химкомпонент» в целях реорганизации государственной, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов: управленческих, финансово – хозяйственных, по личному составу и др., обеспечивает передачу на государственное хранение.

2 Анализ конфликтных  ситуаций в ООО «Химкомпонент»

 

     В результате реорганизации предприятий в единую коммерческую структуру в отделе сбыта назрел крупный межгрупповой конфликт.

     На  двух предприятиях, как и в описанной  выше новой организации, было деление  на пять дивизионов (по региональному  расположению). В каждом из дивизионов была должность дивизионального менеджера (ДМ - здесь и далее как сокращение от Дивизионный менеджер), менеджера – координатора (МК - здесь и далее как сокращение от Менеджер – координатор), и офис – менеджера (ОМ – здесь и далее как сокращение от Офис менеджер).

     Перед реорганизацией насчитывалось 27 ДМ, 27 МК, 27 ОМ. В результате 2 человека повысили в должности, 9 человек остались при занимаемой должности, 27 человек понизили в должности, 43 человека попали под сокращение. Стоит отметить, что понижение в должности не повлияло на заработную плату, получаемую ранее, а в некоторых случаях зарплата увеличилась.

     Так как генеральный директор ООО  «Химкомпонент» оказался сотрудником фабрики «М-Гелиос», то вполне по понятным причинам, во главе дивизионов он поставил свою команду (сотрудников фабрики «М-Гелиос»). Часть бывших дивизионных менеджеров «Биощит» переведены на должность менеджеров – координаторов, бывшие менеджеры – координаторы переведены на должность офис – менеджеров, а офис – менеджеры переведены в отдел логистики на должность операторов.

     В результате перераспределения должностей, между менеджерами завода и фабрик возник межгрупповой конфликт.

     В 1-й месяц совместной работы неформальное общение и взаимодействие менеджеров делилось строго по принадлежности к  той или фабрики или заводу. Во 2-й месяц произошло некоторое примирение, но только по принадлежности к той или иной должности.

     Генеральный директор принял решение о полной смене второго и третьего менеджерского  состава, но совет директоров в этом его не поддержал, так как на заводе или фабрики менеджерский состав формировался годами и представляет собой очень сильные команды. Массовое увольнение могло привести к тому, что менеджеры командами переходили бы на работу в конкурирующие организации, что могло бы привести к большой утечке коммерческой информации и потере крупных клиентов.

     Помимо, межгруппового конфликта, в ООО  «Химкомпонент» происходили и другие типы конфликтов.

     Межличностный конфликт, в организации проявился  по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или два маркетолога работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

     Межличностный конфликт может также проявляться  и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

     Внутриличностный  конфликт может принимать различные  формы. Одна из самых распространенных – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например. Дивизионный менеджер Московского дивизиона в четверг потребовал, чтобы менеджер – координатор все время находился в отделе и решал текущие вопросы (телефонные переговоры, составление отчетности, планирование т.д.), в понедельник начальник выразил недовольство тем, что менеджер тратит много времени на личные дела, и уделяет мало времени на встречи с дистрибьюторами. Вполне логично, что менеджер – координатор воспринял указания с возмущением, опираясь на то, что добросовестно выполняет свои обязанности. Аналогичная ситуация возникла, когда руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку довались противоречивые задания, и от него требовало взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, офис – менеджера начальник оправляет в командировку, в выходные – праздничные дни. Внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также стрессом.

     Конфликт  между личностью и группой  показал, что каждый должен удовлетворять социальные потребности, соблюдать нормы поведения. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать «по больше», то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

     Между отдельной личностью и группой  может возникнуть конфликт, если эта  личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство дивизионных менеджеров посчитали. Что этого можно добиться путем снижения цены. А коммерческий директор, был твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Это и стало источником конфликта. Группа дивизиональных менеджеров. Написала официальное письмо генеральному директору, где говорилось, что снижение цены на 5% принесут увеличение объемов продаж на 35%. Детально все рассмотрев, генеральный директор согласился с группой. В результате, через месяц выяснилось, что прирост в объемах составил всего лишь 5%, что в итоге принесло меньше прибыли, чем ожидалось.

3 Анализ причин конфликтных ситуаций

 

     У всех типов конфликтов имеются определенные причины. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов. Которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия цели, различия в представленных целях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

     Распределение ресурсов. Даже в самых крупных  организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и  финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.

     Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, то один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Например, руководитель логистики может объяснить простой автотранспорта неспособностью ремонтной службы достаточно быстро проводить техобслуживание. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может винить кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники. Аналогичным образом, если один из пяти маркетологов, занятых разработкой нового проекта, не будет работать, как следует, другие могут почувствовать, что это отражается на их возможностях выполнять свое собственное задание. Это может привести к конфликту между группой и тем маркетологом, который, по их мнению, плохо работает. Поскольку ООО «Химкомпонент» являются системой, состоящей из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Информация о работе Анализ конфликтых ситуаций на предприятии