Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:51, курсовая работа
«Конфликт» - происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому.
Введение 3
1 Общая характеристика ООО «Химкомпонент» 5
2 Анализ конфликтных ситуаций в ООО «Химкомпонент» 5
3 Анализ причин конфликтных ситуаций 8
4 Анализ методики управления конфликтных ситуаций 10
5 Разработка плана мероприятий по управлению конфликтными ситуациями 11
5.1 Создание консультативной службы по решению конфликтных ситуаций 11
5.2 Разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание между психологом и работником 13
5.3 Методическая рекомендация по проведению диагностики и выявлению социально – психологического климата в коллективе 14
5.4 Рекомендации по управлению конфликтами 16
Заключение 20
Список литературы 21
Приложение А 22
Приложение Б 23
3.
Взаимоотношения «консультант-
Для эффективной работы психолога необходимо выяснить потребности каждого из сотрудников, разобраться какое именно действие привело к конфликту, выявить главных инициаторов конфликта и их значимость в коллективе.
В приложении Б приведена методика, по которой возможно определить морально – психологическую атмосферу в коллективе.
Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом.
На
основании ответов на вопросы 17-23
дается краткая социально–
Вопросы
6-13 направлены на выявление особенностей
отражения членами коллектива сложившихся
межличностных отношений и
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом: положительная оценка получается при сочетаниях «+++», «++0», «++-»; отрицательная оценка – при сочетаниях «---», «--+», «--0»; при сочетаниях: «000», «00-», «00+» - оценка неопределенная (противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка. Например, для эмоционального компонента:
å+-å-
n
где å+ - количество положительных ответов, содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; å- количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n – число участников опроса.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от –1 до +1. Этот континуум подразделяется на три части: от –1 до –0,33 - отрицательные оценки; от –0,33 до +0,33 - противоречивые или неопределенные оценки и от +0,33 до +1 – положительные оценки. Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного, поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный.
При обработке результатов, полученных при ответе на вопросы 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех баллов: +1, 0 или –1. Например, для вопроса 14: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как +1. Ответ «трудно сказать» -0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» - -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно – гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела коллектива. Анализ этих оценок позволяет дать качественно – количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
Протокол:
Диагностика социально – психологического климата в коллективе
Участник опроса | Компонент | ||
эмоциональный | когнитивный | поведенческий | |
1
…. n |
|||
å |
Для эффективного управления конфликтами необходимо уметь их прогнозировать, предупреждать, регулировать и разрешать. Ниже приведены рекомендации по управлению межличностными, между личностью и группой и межгрупповыми типами конфликта.
№ | Этап управления | Основное содержание |
1 | Прогнозирование конфликта | Изучение индивидуально- |
2 | Предупреждение конфликта | На основании анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см.табл.1.4); педагогические меры: беседа, разъяснения, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменений условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в другие подразделения и т.д. |
3 | Регулирование конфликта | Добиться признания
конфликтующими реальности конфликта;
напомнить конфликтующим о |
4 | Разрешение конфликта | Исходя, из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический |
Спецификация управления конфликтами между личностью и группой представлена в таблице 2.
Этап управления | Основное содержание | |
1 | Прогнозирование конфликта | Изучение индивидуально- Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей. Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т.п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Нарушение групповых норм, высокомерие |
2 | Предупреждение конфликта | На основе углубленного
анализа причин и факторов назревающего
конфликта предпринять меры по их
нейтрализации.
Применение педагогических мер: беседа, разъяснение, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм и т.д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и др. |
3 | Регулирование конфликта | Добиться признания
реальности конфликта конфликтующей
личности.
Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации. Вести работу с лидером группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта |
4 | Разрешение конфликта | Как правило, конфликты типа «личность-группа» разрешаются двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и недосьтатки, приведшие к конфликту, и исправлять их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель при принятии решения |
Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в таблице 3.
№ | Этап управления | Основное содержание |
1 | Прогнозирование конфликта | Постоянное взаимодействие по всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации «Мы» с акцентом на противопоставление «Они» и т.п.) |
2 | Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта |
3 | Регулирование конфликта | Добиться признания реальности конфликта конфликтующих групп; легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров; институциация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. |
4 | Разрешение конфликта | Организация переговорного
процесса по разрешению конфликта; заключение
договора о согласовании интересов
и позиций конфликтующих |
Определение существа конфликта заключается в согласовании представлений о сложившейся ситуации и выработке определенной стратегии поведения, при этом действия носят пошаговый характер.
Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить, в чем, собственно, суть проблемы, приведшей к конфликту. Иными словами, определить основную, базовую его причину. При этом очень важно, чтобы противники хорошо осознавали своеобразие видения проблемы, как собственного, так и оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.
Информация о работе Анализ конфликтых ситуаций на предприятии