Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат

Краткое описание

Изучение конфликтных ситуаций в школе

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ  
 

Актуальность  и постановка проблемы исследования. 

Конфликты —  довольно частое явление в нашей  жизни. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Конфликты  случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Наш педагогический опыт убеждает, что проблема конфликтов в школе не потеряла актуальности. В своей работе учитель не только передает знания, но и формирует личность учащихся, обучая их культуре взаимодействия с разными людьми. Практика сегодняшней, во многом изменившейся школы, свидетельствует о многочисленных конфликтах в детских коллективах. Они случаются в различных системах отношений: «Учитель - ученик», «Ученик - ученик» и других. 

Разработана теоретическая  база исследования психологической  природы межличностного конфликта, его функции, способов решения (Полозова Г.А., 1980; Бойко В.В, 1983; Гришина Н.В., 1990; Мудрик А.В., 1990 и др.). 

Накоплен значительный опыт исследования различных аспектов этой проблемы зарубежными учеными (Скотт Д., 1991; Тьесвольд Д., 1992; Фэйр Ш., 1992; Швальбе Б., 1993; Дэна Д., 1994; Ликсон И., 1997). 

Однако проблема обучения подрастающего поколения  методам разрешения конфликтов остается актуальной для современной педагогики, так как пока не предложено достаточно адекватно отражающих реальность моделей описания взаимодействия индивидов в конфликтных ситуациях. Конфликты представляют собой теоретически мало изученное явление, но практически оказывающее влияние на формирование личности. Конфликтные отношения не получили пока общепринятого и широко обсужденного психологического определения и классификации, отсутствуют способы выявления причин деструктивного разрешения конфликта. Решение данной проблемы и составляет цель исследования. 

Объектом исследования выступают конфликты в школьном коллективе в системе отношений «Ученик - ученик», а его предметом - возрастная динамика составляющих конфликта в различных системах отношений: «Мальчик - мальчик», «Мальчик - девочка», «Девочка - девочка». 

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования были выдвинуты ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования: 

- рассмотрение  конфликтов в системе отношений  «Ученик - ученик» в разных  возрастных категориях позволяет  выявить типовые конфликты; 

- поло ролевая  дифференциация участников конфликтов помогает выявить особенности поведения, характерные для мальчиков или девочек в развитии конфликтов; 

- выявление причинно-следственных  связей в возникновении конфликта  способствует формированию умений  его конструктивного разрешения. 

Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования: 

- классифицировать  конфликты, имеющие место в  школьной среде в системе отношений  «Ученик - ученик»; 

- рассмотреть  конфликты в трех возрастных  категориях:  младший школьный  возраст (1-4 классы), средний школьный возраст (5-8 классы) и старший школьный возраст (9-11 классы); 

- рассмотреть  конфликты в следующих подсистемах:  «Мальчик - мальчик», «Мальчик - девочка», «Девочка - девочка»; 

- выявить наличие  причинно-следственных связей в возникновении

конфликта и  пути его конструктивного разрешения конфликтов. 

Методологической  и теоретической основой настоящего исследования явились положения  и выводы философии и педагогики гуманизма (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, И. Кант, А. Маслоу, Ж.-Ж. Руссо, К. Роджерс, Р. Штайнер), положения современной педагогики, которые в качестве доминирующей задачи выдвигают формирование школьника как индивидуаль­ности и личности на основе взаимосвязи между внешними и внутренними условиями развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, Ю.А. Конаржевский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн); личностно-деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев и др.); организации учебного сотрудничества (А.А. Вербицкий и др.); учета индивидуальных особенностей учащихся (А.К. Маркова и др.). 

Источниковой  базой исследования послужили современные  диссертационные исследования, монографии и другие публикации психологов, философов, социологов, педагогов по соответствующей  тематике; работы известных зарубежных и отечественных авторов. 

Для решения  поставленных задач был использован  комплекс методов исследования; теоретический  анализ отечественной и зарубежной психологической, философской, социологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; активное наблюдение в естественных условиях, беседа, анкетирование, анализ конфликтных ситуаций, моделирование, обучение приемам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, методы статистической обработки составляющих конфликта. 

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования заключается в том, что составлена классификация типовых конфликтов в школьном коллективе в системе отношений «Ученик-ученик», а также в подсистемах «Мальчик-мальчик», «Мальчик-девочка», «Девочка-девочка»; выявлены особенности динамики изменения типов конфликтов в различных возрастных группах и системах отношений; предложены модели развития способностей личности действовать в конфликтных ситуациях, обусловленными разными сферами психики и деятельности. 
 

Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработанная программа позволяет отнести школьника к той или иной модели развития способности личности действовать в конфликтной ситуации, формировать у учащихся навыки конструктивного разрешения конфликтов. Программа может быть использована специалистами в целях психолого-педагогической коррекции поведения учащихся в конфликтных ситуациях. 

Личный вклад  автора определяется разработкой основных положений исследования, общего замысла, теоретическим анализом данных, осуществлением научно-обоснованных выводов и практических рекомендаций в конструктивном разрешении конфликта и обучением учащихся определенным нормам поведения при возникновении конфликтных ситуаций. Разработана программа, позволяющая отнести школьника к той или иной модели развития способности личности действовать в конфликтных ситуациях, и в зависимости от этого достаточно точно предсказать ход развития тех или иных конфликтных ситуаций. 

Достоверность выводов и рекомендаций по использованию  классификации возникающих конфликтов в школьном коллективе в системе отношений «Ученик-ученик» обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью цели и задач исследования, а также опорой на методологически выверенные положения отечественной и зарубежной психологии, применением адекватных методов математической статистики. 

Положения, выносимые  на защиту: 

1. Существуют  определенные типы школьных конфликтов  в системеотношений «Ученик —  ученик». Эти типы конфликтов  имеют разное качество в разных  возрастных группах (начальное звено, среднее звено и старшеезвено средней школы). 

2. Типы конфликтов  различаются в зависимости от  состава его учеников («Мальчик - мальчик», «Девочка - девочка»). Обнаружены  устойчивые закономерности указанной  зависимости. 

3. Конфликтные способы разрешения конфликта в основном зависят не от возрастных и поло ролевых особенностей участников конфликта, а от той социальной атмосферы, в которой находятся участники конфликта. 

4. Базируясь  на предложенных моделях развития  способностей личности действовать в конфликтных ситуациях, обусловленными разными сферами психики и деятельности, можно с очень большой долей вероятности предсказать ход развития конфликта, что позволяет направлять разрешение вконструктивное русло, а так же формировать у учеников мотивацию конструктивного разрешения конфликта. 

Апробация и  внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались  на Второй Всероссийской конференции  по психологии «Методы психологии» (г. Ростов-на-Дону, 1997 г.); на Первой Республиканской научно-практической конференции по психологии «Перспективы развития службы практической психологии образования КНР» (г. Черкесск 1999г.); на Второй Международной конференции «Циклы» (г. Ставрополь, 2000г.); на заседаниях кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета; на научных семинарах по психологии Черкесского городского отдела образования для психологов, учителей и сотрудников городского отдела образования. 

Структура и  объем работы. Диссертация состоит  из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы из 138 наименований. Работа изложена на 170 страницах машинописного текста, иллюстрирована схемами, таблицами и приложениями. 

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования; дан краткий анализ состояния проблемы; определяются объект и предмет исследования; формулируются его методологические основания, цель, гипотезы и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, сообщаются сведения об ее апробации, излагаются положения, выносимые на защиту. 

В первой главе - «Анализ явления «конфликт» в  психологических исследованиях  отечественных и зарубежных авторов» дается обширный анализ современной  отечественной и зарубежной научной  литературы по проблеме конфликта; даются различные трактовки понятия «конфликт», определяются его составляющие; рассматриваются различные пути разрешения конфликтов. 

Во второй главе - «Классификация и содержание конфликтов в школьном коллективе в системе  отношений «Ученик — ученик») рассматриваются основные типы конфликтов, проявляющиеся в школьном коллективе; конфликты, рассматриваемые в системе отношений «Ученик - ученик» были разгруппированы в следующие подсистемы отношений: «Мальчик - мальчик», «Мальчик - девочка», «Девочка - девочка»; методом статистической обработки сделан анализ конфликтов, найдены истинные мотивы противоборствующих сторон, что позволяет конструктивно разрешать возникающие противоречия в ученической среде. 

В третьей главе - «Особенности разрешения конфликтов в разных возрастных категориях» также как и во второй главе рассматриваются особенности протекания конфликтов во всех системах отношений, мотивы их поведения, причинно-следственные связи такого поведения, но уже с большим акцентом на возрастные особенности. 

В четвертой  главе - «Модели развития способностей личности действовать в конфликтных  ситуациях, обусловленными разными  сферами психики и деятельности»  описываются различные модели поведения  учеников во время конфликтов, определяются причинно - следственные связи этих моделей и способы конструктивного диалога в конфликтных ситуациях. 

В заключение диссертации  приводятся обобщения и выводы, подтверждающие гипотезы и положения, выносимые  на защиту.  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  
 

В нашей жизни  конфликты занимают существенное место. Отношение к ним за последние годы значительно изменилось. Изучением конфликтов занимаются различные науки: экономика, социология, психология, педагогика и др. Возникло немало теоретических подходов к проблематике межличностного конфликта, растет и число практических схем разрешения кон­фликтов. 

В психологии существует множество различных определений  конфликтов, их классификаций, теорий конфликтов. Изменяются взгляды ученых на сущность конфликтов, их значение и  соответственно меняются способы и методы их изучения, управления ими. 

В настоящее  время в нашей стране повышается интерес к проблемам человека, к формированию личности, к изучению взаимоотношений человека с человеком. Однако пока не предложено достаточно адекватно отражающих реальность моделей описания взаимодействия индивидов в конфликтных ситуациях. 

В современной  отечественной и зарубежной научной  литературе проблемы конфликта наиболее плодотворно разрабатываются применительно  к производственной сфере человеческой жизнедеятельности. Об этом свидетельствуют работы таких ученых, как Фиганов И.С. (1988), Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. (1989), Ковалев А.Г., Волков И.П., Гришина Н.В. (1990), Душков Б.А. (1990), Шейнов В.П. (1990) и др. В них представлена теория производственного конфликта, рассматриваются причины возникновения противоречивых межличностных и межгрупповых предприятий и организаций, общие принципы и закономерности конфликтных взаимодействий. 

Зарубежные исследования Вудкок М. и Френсис Д. (1981), Зигерт В. и Ланг Л. (1990) и др. отличаются повышенным вниманием к психологическому аспекту производственного конфликта, особенно в сфере управления. Авторы считают, что руководить без эмоциональных конфликтов возможно, для этого необходимо не избегать конфликтных ситуаций, а стремиться к конструктивным решениям возникающих организационных, производственных, межличностных, личностных проблем в организации. Конструктивное решение проблемы, по их мнению, предполагает наличие сформулированной задачи, определение прав и обязанностей работников, нахождение приемов их мотивации, средства достижения цели. Наработки ученых и практиков в сфере менеджмента представляют особенный интерес, так как педагогический процесс - это своего рода организационная система, где дисфункция составляющих ее элементов может приводить к конфликтам, а ее успешное функционирование во многом зависит от умений педагога управлять педагогическим процессом. 

Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе