Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат
Изучение конфликтных ситуаций в школе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность
и постановка проблемы исследования.
Конфликты —
довольно частое явление в нашей
жизни. Они сопровождают человека на
протяжении всей его жизни. Конфликты
случаются там, где есть противоречия
между людьми. Источником этих противоречий
является разногласие в знаниях, умениях,
личностных качествах, функциях управления,
мотивах, потребностях, целях, взглядах,
убеждениях, позициях, оценках и самооценках.
Наш педагогический опыт убеждает, что
проблема конфликтов в школе не потеряла
актуальности. В своей работе учитель
не только передает знания, но и формирует
личность учащихся, обучая их культуре
взаимодействия с разными людьми. Практика
сегодняшней, во многом изменившейся школы,
свидетельствует о многочисленных конфликтах
в детских коллективах. Они случаются
в различных системах отношений: «Учитель
- ученик», «Ученик - ученик» и других.
Разработана теоретическая
база исследования психологической
природы межличностного конфликта,
его функции, способов решения (Полозова
Г.А., 1980; Бойко В.В, 1983; Гришина Н.В., 1990; Мудрик
А.В., 1990 и др.).
Накоплен значительный
опыт исследования различных аспектов
этой проблемы зарубежными учеными
(Скотт Д., 1991; Тьесвольд Д., 1992; Фэйр
Ш., 1992; Швальбе Б., 1993; Дэна Д., 1994; Ликсон
И., 1997).
Однако проблема
обучения подрастающего поколения
методам разрешения конфликтов остается
актуальной для современной педагогики,
так как пока не предложено достаточно
адекватно отражающих реальность моделей
описания взаимодействия индивидов в
конфликтных ситуациях. Конфликты представляют
собой теоретически мало изученное явление,
но практически оказывающее влияние на
формирование личности. Конфликтные отношения
не получили пока общепринятого и широко
обсужденного психологического определения
и классификации, отсутствуют способы
выявления причин деструктивного разрешения
конфликта. Решение данной проблемы и
составляет цель исследования.
Объектом исследования
выступают конфликты в школьном
коллективе в системе отношений «Ученик
- ученик», а его предметом - возрастная
динамика составляющих конфликта в различных
системах отношений: «Мальчик - мальчик»,
«Мальчик - девочка», «Девочка - девочка».
В соответствии
с целью, объектом и предметом
исследования были выдвинуты ряд предположений,
выступивших в качестве гипотез исследования:
- рассмотрение
конфликтов в системе
- поло ролевая
дифференциация участников конфликтов
помогает выявить особенности поведения,
характерные для мальчиков или девочек
в развитии конфликтов;
- выявление причинно-
Для доказательства
выдвинутых тезисов были поставлены следующие
задачи исследования:
- классифицировать
конфликты, имеющие место в
школьной среде в системе
- рассмотреть
конфликты в трех возрастных
категориях: младший школьный
возраст (1-4 классы), средний школьный возраст
(5-8 классы) и старший школьный возраст
(9-11 классы);
- рассмотреть
конфликты в следующих
- выявить наличие причинно-следственных связей в возникновении
конфликта и
пути его конструктивного разрешения
конфликтов.
Методологической
и теоретической основой
Источниковой
базой исследования послужили современные
диссертационные исследования, монографии
и другие публикации психологов, философов,
социологов, педагогов по соответствующей
тематике; работы известных зарубежных
и отечественных авторов.
Для решения
поставленных задач был использован
комплекс методов исследования; теоретический
анализ отечественной и зарубежной
психологической, философской, социологической,
педагогической, научно-методической
литературы по теме исследования; активное
наблюдение в естественных условиях, беседа,
анкетирование, анализ конфликтных ситуаций,
моделирование, обучение приемам конструктивного
разрешения конфликтных ситуаций, методы
статистической обработки составляющих
конфликта.
Научная новизна
и теоретическая значимость исследования
заключается в том, что составлена классификация
типовых конфликтов в школьном коллективе
в системе отношений «Ученик-ученик»,
а также в подсистемах «Мальчик-мальчик»,
«Мальчик-девочка», «Девочка-девочка»;
выявлены особенности динамики изменения
типов конфликтов в различных возрастных
группах и системах отношений; предложены
модели развития способностей личности
действовать в конфликтных ситуациях,
обусловленными разными сферами психики
и деятельности.
Практическая
значимость исследования заключается
в том, что разработанная программа позволяет
отнести школьника к той или иной модели
развития способности личности действовать
в конфликтной ситуации, формировать у
учащихся навыки конструктивного разрешения
конфликтов. Программа может быть использована
специалистами в целях психолого-педагогической
коррекции поведения учащихся в конфликтных
ситуациях.
Личный вклад
автора определяется разработкой основных
положений исследования, общего замысла,
теоретическим анализом данных, осуществлением
научно-обоснованных выводов и практических
рекомендаций в конструктивном разрешении
конфликта и обучением учащихся определенным
нормам поведения при возникновении конфликтных
ситуаций. Разработана программа, позволяющая
отнести школьника к той или иной модели
развития способности личности действовать
в конфликтных ситуациях, и в зависимости
от этого достаточно точно предсказать
ход развития тех или иных конфликтных
ситуаций.
Достоверность
выводов и рекомендаций по использованию
классификации возникающих конфликтов
в школьном коллективе в системе отношений
«Ученик-ученик» обеспечивается методологической
и теоретической обоснованностью цели
и задач исследования, а также опорой на
методологически выверенные положения
отечественной и зарубежной психологии,
применением адекватных методов математической
статистики.
Положения, выносимые
на защиту:
1. Существуют
определенные типы школьных
2. Типы конфликтов
различаются в зависимости от
состава его учеников («Мальчик -
мальчик», «Девочка - девочка»). Обнаружены
устойчивые закономерности
3. Конфликтные способы
разрешения конфликта в основном зависят
не от возрастных и поло ролевых особенностей
участников конфликта, а от той социальной
атмосферы, в которой находятся участники
конфликта.
4. Базируясь
на предложенных моделях
Апробация и
внедрение результатов
Структура и
объем работы. Диссертация состоит
из введения, четырех глав, заключения,
списка использованной литературы из
138 наименований. Работа изложена на 170
страницах машинописного текста, иллюстрирована
схемами, таблицами и приложениями.
Во введении
обоснована актуальность темы диссертационного
исследования; дан краткий анализ состояния
проблемы; определяются объект и предмет
исследования; формулируются его методологические
основания, цель, гипотезы и задачи, раскрывается
научная новизна, теоретическое и практическое
значение работы, сообщаются сведения
об ее апробации, излагаются положения,
выносимые на защиту.
В первой главе
- «Анализ явления «конфликт» в
психологических исследованиях
отечественных и зарубежных авторов»
дается обширный анализ современной
отечественной и зарубежной научной
литературы по проблеме конфликта; даются
различные трактовки понятия «конфликт»,
определяются его составляющие; рассматриваются
различные пути разрешения конфликтов.
Во второй главе
- «Классификация и содержание конфликтов
в школьном коллективе в системе
отношений «Ученик — ученик»)
рассматриваются основные типы конфликтов,
проявляющиеся в школьном коллективе;
конфликты, рассматриваемые в системе
отношений «Ученик - ученик» были разгруппированы
в следующие подсистемы отношений: «Мальчик
- мальчик», «Мальчик - девочка», «Девочка
- девочка»; методом статистической обработки
сделан анализ конфликтов, найдены истинные
мотивы противоборствующих сторон, что
позволяет конструктивно разрешать возникающие
противоречия в ученической среде.
В третьей главе
- «Особенности разрешения конфликтов
в разных возрастных категориях» также
как и во второй главе рассматриваются
особенности протекания конфликтов во
всех системах отношений, мотивы их поведения,
причинно-следственные связи такого поведения,
но уже с большим акцентом на возрастные
особенности.
В четвертой
главе - «Модели развития способностей
личности действовать в конфликтных
ситуациях, обусловленными разными
сферами психики и
В заключение диссертации
приводятся обобщения и выводы, подтверждающие
гипотезы и положения, выносимые
на защиту.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
В нашей жизни
конфликты занимают существенное место.
Отношение к ним за последние годы значительно
изменилось. Изучением конфликтов занимаются
различные науки: экономика, социология,
психология, педагогика и др. Возникло
немало теоретических подходов к проблематике
межличностного конфликта, растет и число
практических схем разрешения конфликтов.
В психологии существует
множество различных
В настоящее
время в нашей стране повышается
интерес к проблемам человека,
к формированию личности, к изучению
взаимоотношений человека с человеком.
Однако пока не предложено достаточно
адекватно отражающих реальность моделей
описания взаимодействия индивидов в
конфликтных ситуациях.
В современной
отечественной и зарубежной научной
литературе проблемы конфликта наиболее
плодотворно разрабатываются
Зарубежные исследования
Вудкок М. и Френсис Д. (1981), Зигерт
В. и Ланг Л. (1990) и др. отличаются повышенным
вниманием к психологическому аспекту
производственного конфликта, особенно
в сфере управления. Авторы считают, что
руководить без эмоциональных конфликтов
возможно, для этого необходимо не избегать
конфликтных ситуаций, а стремиться к
конструктивным решениям возникающих
организационных, производственных, межличностных,
личностных проблем в организации. Конструктивное
решение проблемы, по их мнению, предполагает
наличие сформулированной задачи, определение
прав и обязанностей работников, нахождение
приемов их мотивации, средства достижения
цели. Наработки ученых и практиков в сфере
менеджмента представляют особенный интерес,
так как педагогический процесс - это своего
рода организационная система, где дисфункция
составляющих ее элементов может приводить
к конфликтам, а ее успешное функционирование
во многом зависит от умений педагога
управлять педагогическим процессом.
Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе