Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат

Краткое описание

Изучение конфликтных ситуаций в школе

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Исследования  конфликтов на различных уровнях  социальной структуры общества очень  важны для изучения возможности совместной деятельности между людьми, управления поведением людей и т.д. 

Конфликты представляют собой теоретически мало изученное  явление, но практически оказывающее  влияние на формирование личности. Конфликтные отношения не получили пока общепринятого и широко обсужденного психологического определения и классификации. 

Определение психологического понятия «конфликт» Василюк Ф.Е. считает сложной задачей (1984): «Если  задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения». (Ф.Е. Василюк, 1984, с. 42.) 

В отечественной  психологии приняты определения, основывающиеся на понятии «противоречия». Например, конфликт понимается как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми  эмоциональными переживаниями, как  сложное многоуровневое явление, общим для которого является противоречие Ершов А.А. (1976), Кичанова И.М. (1978), Орлова Э.А. (1978), Ломов Б.Ф. (1984). 

Наиболее яркую  психолого-педагогическую интерпретацию  понятие «конфликт» получило в работах  таких исследователей, как Бойко  В.В., Петровская Л.А. (1977), Ковалев А.Г. (1983), Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. (1989), Ершов А. А. (1992) и др. 

Согласно результатам  их исследований, конфликт есть проявление единоборства, т.е. столкновения личностей  ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. 

При изучении межличностного конфликта ряд исследователей акцентируют  внимание на следующем подходе к  решению этой проблемы. Исходя из неразрывности понятий «общение», «взаимоотношения», «взаимодействие» - исследование межличностных конфликтов идет в контексте общей проблемы межличностных отношений и взаимодействий. 

Анализ опыта  зарубежного ученого Deutsch М. (1973) представляется интересным, так как он считает, что «столкновение несовместимых действий является характеристикой не ситуации, а межличностных отношений», в основе которой лежит факт несовместимости. (С. 10.) Суть его позиции заключается не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным. 

Эта идея нашла  свое подтверждение в исследованиях, проведенных отечественными психологами (Полозова Т.А. (1980), Бойко В.В. (1983), Ковалев  А.Г. (1983), Игумнова Г.В. (1995)). Согласно данным проведенных исследований, совместимость является двухполюсным фактором, степень ее меняется от полюса совместимости людей до полюса их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие способствует повышению совместимости, возникновение же конфликтов - понижению. 

В зависимости  от сферы проявления психологические  особенности людей, оказывающие  воздействие на их конфликтность (т.е. интенсивность, частота конфликтов), можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. 

Первые из них  отражают требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном  общении. В числе наиболее мощных оказалось 4 нравственно-коммуникативных фактора: умение считаться с мнениями и интересами других, умение воспринимать критику, вежливость и тактичность, отзывчивость и доброжелательность, готовность помочь друг другу. 

Нидерландский исследователь Дэн Тьесвольд (1992) отмечает в своих работах, что конфликт - это «сигнал неблагополучия в коммуникациях между людьми». (С. 10.) Основной причиной конфликта, считает он, является то, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого. 

Конфликт можно рассматривать и как ответную эмоционально окрашенную реакцию на неприятные ситуации, и как ситуацию ненайденного выхода, когда идет поиск путей стабилизации отношений между конфликтующими сторонами, а также как реакцию людей на препятствие к достижению целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям. 

Ученые Бойко  В.В. (1983), Ковалев А.Г. (1983) рассматривают  межличностные отношения в конфликте  как деструктивные отношения  на эмоциональном, когнитивном и  поведенческом уровнях. Это своего рода форма коммуникации человека с человеком. 

Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется  в нарушении нормального общения  или в полном его прекращении. Так, в работах Бодалева А.А. (1979, 1982), Кондратьева С.В. (1980), Егидеса А.Л. (1984), Жолобова Ю.В. (1989), Емельянова Ю.Н. (1991), Кунициной В.Н. (1991) выявлено, что конфликт - экстремальная форма диалога. В нем взаимное восприятие искажено предубеждением и недоверием, отрицательными эмоциями. Эмоции направляются на возникающие препятствия: объективные или субъективные. Отсюда столкновение интересов, взглядов на нормы поведения. Согласно их мнению, конфликт может оборвать диалог, а может разрешить противоречивые отношения. 

Мы считаем, что  любой конфликт может быть как  позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, то вряд ли такой конфликт окажет негативное воздействие на конфликтующие стороны, обязательно будет найдено конструктивное решение конфликта. Такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участников конфликта. Этот способ разрешения развития конфликта носит название конструктивного (продуктивного) конфликта. Включение же в конфликт отрицательных эмоций (раздражение, гнев, обида, злость и пр.) влечет за собой оскорбления личности противника. Такой конфликт разрушает межличностные отношения, участники превращаются в противников, и он чаще всего остается незавершенным. Такое развитие конфликта называется деструктивным. 

Достаточно четкое разграничение этих понятий (деструктивный  и конструктивный конфликты) дает нам  психологический словарь. (Петровский А.В., Ярошевский М.Г. 1990.) 

Неконструктивный  межличностный конфликт возникает  тогда, когда один из оппонентов прибегает  к нравственно осуждаемым методам  борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения. 

Конструктивным  межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят  за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избежание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Продуктивный (конструктивный) конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служит источником самоусовершенствования и саморазвития личности. (С. 174-175.) 

Мы считаем, что  не объект конфликта, а стратегия  поведения его участников оказывает  решающее значение в разрешении конфликта. Подобное отношение к конфликтам мы находим у Григорьевой Т.Г. и Усольцевой Т.П. (1997). Они считают, что не сами конфликты действуют разрушительно и затрудняют совместную жизнь людей, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, ощущение угрозы. При чрезмерно интенсивных и длительных переживаниях может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. 

Если вы хотите разобраться в конфликтной ситуации, найти из нее наилучший выход, если вы хотите научиться использовать конфликтные ситуации для накопления опыта мудрости, для своего собственного развития, вы будете искать в конфликте его основу. (С. 88.) 

Негативное отношение  к конфликту рождает у людей  такое поведение, как избегание, уход от конфликта. Подобная тактика  поведения не может не оказать вредного влияния на самооценку личности, на социальную сферу его развития. В результате большой популярности подобных воззрений, считает польский психолог Е. Мелибруда (1988), люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих тебя. Таким образом, часть конфликтов существует как бы во внутреннем, скрытом плане. 

Итак, ключ к  решению проблемы конфликта состоит  в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причины конфликта, а затем применить соответствующую технику решения конфликта. 

На первом этапе  мы рассматривали основные типы конфликтов, проявляющиеся в школьном коллективе. 

Безусловно, психологическое  содержание конфликтов различно, но мы посчитали необходимым в начале дать только номенклатуру конфликтов с тем, чтобы в дальнейшем перейти к качественному анализу проблемы: анализу особенностей динамики изменения типов конфликтов в различных возрастных группах и системах отношений. 

Метод статистической обработки составляющих конфликта (разрешение конфликта, отношение участников после конфликта, время, место конфликта) позволил нам сделать глубокий анализ конфликтов, найти истинные мотивы противоборствующих сторон, что позволяет конструктивно разрешать возникающие противоречия в ученической среде. 

Конфликты, рассматриваемые  нами в системе отношений «Ученик-ученик», были разгруппированы в следующие  подсистемы отношений: «Мальчик - мальчик», «Мальчик - девочка», «Девочка - девочка». 

Согласно данным нашего исследования конфликты, имеющие место в системе отношений «Ученик-ученик» (1-11 классы), выделились в две основные группы: конфликты в предметно-деятельностных (59,7%) и межличностных (40,3%) отношениях. 

В сфере предметно-деятельностных отношений конфликты, в свою очередь, разделились на такие, где источниками являются: деятельность - 64,1% и предметы - 35,9%. Источниками конфликтов в межличностных отношениях являются личные (66,7%) и деловые (33,3%) отношения. 

Согласно полученным данным вырисовывается следующая картина: самое большое число конфликтов среди учеников происходит в деятельности (8,2%), затем конфликты в личностных отношениях (26,9%), конфликты из-за предметов (21,4%) и конфликты в деловых отношениях (13,4%). 

Однако, если рассматривать  эти конфликты в разных возрастных группах (младшая (1-4 классы), средняя (5-8 классы) и старшая (9-11 классы) отдельно, то становится очевидным такой факт: с переходом от одной возрастной группы в другую процентное соотношение источников конфликта меняется, некоторые категории конфликта исчезают совершенно, появляются новые. Например, в младшем школьном возрасте нами выделены конфликты из-за притязаний на игрушки сверстника (45,2%). Они занимают ведущее место среди конфликтов из-за предметов. В других возрастных группах эти конфликты нами не зафиксированы. В начальном школьном возрасте конфликты из-за случайных физических столкновений (37,8%) занимают ведущее место среди конфликтов в деятельности, в среднем школьном возрасте заметен спад их процентного соотношения (25,0%), а в старшем школьном возрасте эти конфликты нами не замечены вовсе. 

Существуют такие  группы конфликтов, которые не имеют  места среди учеников начальных  классов, и появляются только в среднем  звене. Например, конфликты из-за разглашения  тайны, появившись в 5-8 классах, остаются также и в старшем школьном возрасте и т.д. 

В этой главе  описываются следующие конфликты: конфликты в «играх-драках», в  подвижных играх, из-за условий игры, из-за результата игры, из-за физических столкновений, из-за места, из-за притязаний на игрушки сверстников, из-за притязаний на школьные принадлежности сверстников, из-за притязаний на предметы обихода, из-за притязаний на завтрак товарища, из-за притязаний на деньги сверстников, из-за оскорблений (словами, тоном, прямым контактом, жестом), из-за притязаний на лидерство, из-за разглашения тайны, из-за клеветы, из-за ревности, в сфере деловых отношений; даются таблицы, где отражены системы отношений, составляющие конфликта и их процентное соотношение; рисунки с уровнем эмоциональной выраженности конфликтов. 

В начале дается описание типового конфликта с таблицей и рисунками, затем следует схема  реального конфликта, описание и  комментарий. В этой главе представлены 15 таблиц, 23 рисунка и 30 конфликтов с  реальными участниками. 

На втором этапе исследования мы рассматривали особенности протекания конфликтов во всех системах отношений, мотивы их поведения, причинно-следственные связи такого поведения, но уже с большим акцентом на возрастные особенности. 

Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе