Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат

Краткое описание

Изучение конфликтных ситуаций в школе

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Переход в третью модель возможен лишь при условии  появления жизненной позиции  Я±ОНИ±. Учащиеся с этой позицией устанавливают определенные дистанции в общении со сверстниками. С учащимися с первой моделью поведения необходимо прекратить общение личного характера, ограничить и держаться далекой дистанции, т.к. они могут без всякой причины толкнуть их или ударить. Все это нужно делать постепенно и без всякой демонстрации, в противном случае можно вызвать обратный эффект. У учащихся замечена прямая зависимость аффективной сферы с эмоциональным состоянием. Ненависть нарушает границы интимного расстояния (удары, швыряние предметов, толкание, избиение и пр.). Чем больше ненависти, ярости, тем жестче физическая месть. Зависть побуждает учеников прибегать к таким формам мести, как клевета, разглашение тайны, высокий оскорбительный тон, слова-оскорбления и пр. Только уравновешенные дети способны терпеливо взвесив неприятную ситуацию, принять решение (установление нужной дистанции, используя «уколы» и «поглаживания» правильно). (Бэрн Э., 1997.) 
 

Волевая сфера 

Схема 12. Модели развития волевой сферы личности в конфликтной ситуации. 

эмоции 

Я  ß  люди 

ситуации 

эмоции 

Я ß\à люди 

ситуации 

эмоции 

Я  à  люди 

ситуации 

1 

модель 

2 

модель 

3 

модель 
 

Как показано в  схеме 12, волевая сфера находится  также в прямой зависимости от эмоциональной и потребностной  сфер. Первая модель волевой сферы предполагает полную подверженность влиянию эмоциям людей и ситуациям. Отсутствие способности управлять собственными эмоциями (особенно отрицательными) негативно сказывается на росте личности: способствует ее торможению и разрушению. Оказывая влияние на развитие потребностной сферы, ученик постепенно научается управлять собственными эмоциями. Развитие жизненной позиции Я±ОНИ± приведет к способности управлять людьми. Умение управлять эмоциями и оказывать влияние на окружающую социальную среду приведет к усилению объективной оценки ситуации, к поиску верного решения. 

Вторая модель аффективной сферы учащихся предполагает возможность иногда оказывать влияние  на окружающую среду, встать выше своих  эмоций и быть подверженными влиянию  окружающей среды (люди, ситуации) и собственных эмоций. 

Наблюдения за примитивными группировками в естественных условиях, показали очевидность причинно-следственных связей в их взаимоотношениях. Ученик, способный иногда встать выше своих  эмоций (вторая модель аффективной  сферы), легко становится «лидером» учащихся с первой моделью этой же сферы. Если один из участников конфликта является «ли­дером», то воспитательная работа не должна проводиться в присутствии его группировки, иначе разрешение конфликта может не наступить и более того, вызвать бурный протест в виде асоциального поведения. 

Личность с  третью моделью развития характеризуется  независимостью, полной свободой от норм поведения людей первой и второй модели, способностью оказать влияние  на социальную среду, на бурный рост личности. 
 

Таблица I 

Структура личности. Основные сферы развития, где 1 - примитивная, 2 - манипулятивная, 3 - интеллектуальная модели 

1 

2 

3 
 

ПàУ 

ПàB\CàУ 

ПàB\OàУ 
 

Потребностная сфера 
 

Открытие бурные проявления эмоций 

Скрытые проявления эмоций 

Уравновешенность 
 

Эмоциональная сфера 
 

Я-ОНИ -; Я+ОНИ + 

Я-ОНИ +; Я+ОНИ - 

Я ± ОНИ ± 
 

Сфера самосознания 
 

Права +, обязанности - 

Права - обязанности +; Права + обязанности - 

Права + обязанности + 
 

Сфера прав и  обязанностей 
 

ПàУ 

Режим дня 

Структурирование  прав и обязанностей 
 

Сфера структурирования времени 
 

Избегание, компромисс 

Приспособление, соперничество 

Сотрудничество 
 

Сфера общения 
 

Игра 

Стимул 

Интерес 
 

Мотивационная сфера 
 

Физиологические потребности 

Потребность в  эстетической форме 

Потребность в  эстетическом содержании 
 

Ценностная сфера 
 

Ощущения тела 

Зрение, слух 

Мыслительные  процессы 
 

Сфера чувственного познания 
 

Ригидность 

Гибкость 

Интегрированность 
 

Интеллектуальная  сфера 
 

Физическая месть 

Вербальная месть 

Самозащита Установление дистанции 
 

Аффективная сфера 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волевая сфера 
 
 
 

Таблица 2  

Жесты, используемые учениками во время общения со сверстниками 

 

Описание жестов 

изображение 

Значение 
 

1 

Выставление большого пальца вверх 
 
 

«хорошо», «все е порядке» (одобрение) 
 

2 

Выставление вверх 2 и 5 пальцев прямо 
 
 

«новый русский», «панк» (одобрение) 
 

3 

Выставление 2x5 пальцев вверх с отклонениями в разные стороны 
 
 

«тупой новый  русский», «тупой панк», «тупой» (оскорбление) 
 

4 

Выставление 1 (большого) пальца вниз одной рукой 
 
 

«плохо» 

(оскорбление) 
 

5 

Выставление 1(большого) пальца вниз двумя рунами 
 
 

«очень плохо», «позор» (оскорбление) 
 

6 

Выставление 4 пальца вверх 
 
 

Предупреждение  о предстоящей драке (вызов, приглашение) 
 

7 

Комбинирование  из 2 и 3 пальцев обеих РУ* 

'  

Предупреждение  о предстоящей жестокой дреке (вызов) 
 

8 

Комбинирование  из 3 пальцев обеих рук 
 
 

«плохо», негативная оценка (оскорбление) 
 

9 

Комбинирование  из 2 и 3 пальцев одной руки со 2 пальцем другой рут 
 
 

«козел» (оскорбление  мальчика) 
 

10 

Комбинирование  из 2 и 3 пальцев одной руки со 2 пальцем  другой руки 

1 

«сука» (оскорбление  девочки) 
 

11 

Выставление 3 пальца одной руки 
 
 

«отвяжись», «мужской полосой орган» (нежелание общаться) 
 

12 

Выставление 2 и 3 пальцев одной руки 
 
 

половой акт (приглашение) 
 

13 

Выставление 2 и 5 пальцев с волнообразными движениями руки 
 
 

половой акт (приглашение) 
 

14 

Выставление 2,3 и 5 пальцев одной руки 
 
 

Секс с участием 3 и более партнеров (приглашение) 
 
 
 

Основное содержание диссертации отражено в следующих  публикациях: 
 

1. Метод статистической  обработки составляющих конфликта  как основа выбора стратегии  разрешения конфликтных ситуаций  в школьно-педагогическом коллективе // Методы психологии: Ежегодник Российскогопсихологического общества. Тезисы докладов. - Ростов-на-Дону, 1997. -Том3, выпуск 2. с. 11-12. 

2. Психолого-педагогический  анализ конфликтных ситуаций  в школе // Перспективы развития  службы практической психологии образования: Тезисы докладов  1  Республиканской научно-практической конференции попсихологии. - Черкесск, 1999. - с. 3-5. 

3. Конфликты  начальной школы в системах  «Ученик-ученик» и «Учитель-ученик»  // Вопросы социальной и этнической  психологии. Сборник научных трудов. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Ю.В. Красикова; Северо-Осетинский государственный университет. - Владикавказ: Изд-во СОГУ,2000. - с. 96-102. 

4. Влияние социальной  атмосферы на особенности протекания  конфликтов в системе отношений «Ученик-ученик» в возрастных категориях //Циклы. Материалы II Международной конференции. Часть I. Тезисы для докладов, г. Ставрополь, 2000, Изд-во Северо-Кавказский государственный технический университет. - с. 199-200. 

5. Психология  обучения на уроках иностранного языка // Циклы. Материалы III Международной конференции. Часть II. Тезисы для докладов, г.Ставрополь - Кисловодск. Изд-во Северо-Кавказский государственный технический университет. 2001. - с. 25-26. 

6. Психология  конфликтов в средней школе // Монография. / Под ред.докт. филол. наук, проф. Ю.В. Красикова, Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2002.124с.

Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе