Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат
Изучение конфликтных ситуаций в школе
Переход в третью
модель возможен лишь при условии
появления жизненной позиции
Я±ОНИ±. Учащиеся с этой позицией устанавливают
определенные дистанции в общении со сверстниками.
С учащимися с первой моделью поведения
необходимо прекратить общение личного
характера, ограничить и держаться далекой
дистанции, т.к. они могут без всякой причины
толкнуть их или ударить. Все это нужно
делать постепенно и без всякой демонстрации,
в противном случае можно вызвать обратный
эффект. У учащихся замечена прямая зависимость
аффективной сферы с эмоциональным состоянием.
Ненависть нарушает границы интимного
расстояния (удары, швыряние предметов,
толкание, избиение и пр.). Чем больше ненависти,
ярости, тем жестче физическая месть. Зависть
побуждает учеников прибегать к таким
формам мести, как клевета, разглашение
тайны, высокий оскорбительный тон, слова-оскорбления
и пр. Только уравновешенные дети способны
терпеливо взвесив неприятную ситуацию,
принять решение (установление нужной
дистанции, используя «уколы» и «поглаживания»
правильно). (Бэрн Э., 1997.)
Волевая сфера
Схема 12. Модели
развития волевой сферы личности
в конфликтной ситуации.
эмоции
Я ß люди
ситуации
эмоции
Я ß\à люди
ситуации
эмоции
Я à люди
ситуации
1
модель
2
модель
3
модель
Как показано в
схеме 12, волевая сфера находится
также в прямой зависимости от
эмоциональной и потребностной
сфер. Первая модель волевой сферы предполагает
полную подверженность влиянию эмоциям
людей и ситуациям. Отсутствие способности
управлять собственными эмоциями (особенно
отрицательными) негативно сказывается
на росте личности: способствует ее торможению
и разрушению. Оказывая влияние на развитие
потребностной сферы, ученик постепенно
научается управлять собственными эмоциями.
Развитие жизненной позиции Я±ОНИ± приведет
к способности управлять людьми. Умение
управлять эмоциями и оказывать влияние
на окружающую социальную среду приведет
к усилению объективной оценки ситуации,
к поиску верного решения.
Вторая модель
аффективной сферы учащихся предполагает
возможность иногда оказывать влияние
на окружающую среду, встать выше своих
эмоций и быть подверженными влиянию
окружающей среды (люди, ситуации) и собственных
эмоций.
Наблюдения за
примитивными группировками в естественных
условиях, показали очевидность причинно-
Личность с
третью моделью развития характеризуется
независимостью, полной свободой от норм
поведения людей первой и второй
модели, способностью оказать влияние
на социальную среду, на бурный рост личности.
Таблица I
Структура личности.
Основные сферы развития, где 1 - примитивная,
2 - манипулятивная, 3 - интеллектуальная
модели
1
2
3
ПàУ
ПàB\CàУ
ПàB\OàУ
Потребностная
сфера
Открытие бурные
проявления эмоций
Скрытые проявления
эмоций
Уравновешенность
Эмоциональная
сфера
Я-ОНИ -; Я+ОНИ +
Я-ОНИ +; Я+ОНИ -
Я ± ОНИ ±
Сфера самосознания
Права +, обязанности
-
Права - обязанности
+; Права + обязанности -
Права + обязанности
+
Сфера прав и
обязанностей
ПàУ
Режим дня
Структурирование
прав и обязанностей
Сфера структурирования
времени
Избегание, компромисс
Приспособление,
соперничество
Сотрудничество
Сфера общения
Игра
Стимул
Интерес
Мотивационная
сфера
Физиологические
потребности
Потребность в
эстетической форме
Потребность в
эстетическом содержании
Ценностная сфера
Ощущения тела
Зрение, слух
Мыслительные
процессы
Сфера чувственного
познания
Ригидность
Гибкость
Интегрированность
Интеллектуальная
сфера
Физическая месть
Вербальная месть
Самозащита Установление
дистанции
Аффективная сфера
Волевая сфера
Таблица 2
Жесты, используемые
учениками во время общения со
сверстниками
№
Описание жестов
изображение
Значение
1
Выставление большого
пальца вверх
«хорошо», «все
е порядке» (одобрение)
2
Выставление вверх
2 и 5 пальцев прямо
«новый русский»,
«панк» (одобрение)
3
Выставление 2x5
пальцев вверх с отклонениями
в разные стороны
«тупой новый
русский», «тупой панк», «тупой» (оскорбление)
4
Выставление 1 (большого)
пальца вниз одной рукой
«плохо»
(оскорбление)
5
Выставление 1(большого)
пальца вниз двумя рунами
«очень плохо»,
«позор» (оскорбление)
6
Выставление 4 пальца
вверх
Предупреждение
о предстоящей драке (вызов, приглашение)
7
Комбинирование
из 2 и 3 пальцев обеих РУ*
'
Предупреждение
о предстоящей жестокой дреке (вызов)
8
Комбинирование
из 3 пальцев обеих рук
«плохо», негативная
оценка (оскорбление)
9
Комбинирование
из 2 и 3 пальцев одной руки со 2 пальцем
другой рут
«козел» (оскорбление
мальчика)
10
Комбинирование
из 2 и 3 пальцев одной руки со 2 пальцем
другой руки
1
«сука» (оскорбление
девочки)
11
Выставление 3 пальца
одной руки
«отвяжись», «мужской
полосой орган» (нежелание общаться)
12
Выставление 2 и
3 пальцев одной руки
половой акт (приглашение)
13
Выставление 2 и
5 пальцев с волнообразными движениями
руки
половой акт (приглашение)
14
Выставление 2,3
и 5 пальцев одной руки
Секс с участием
3 и более партнеров (приглашение)
Основное содержание
диссертации отражено в следующих
публикациях:
1. Метод статистической
обработки составляющих
2. Психолого-педагогический
анализ конфликтных ситуаций
в школе // Перспективы развития
службы практической психологии образования:
Тезисы докладов 1 Республиканской
научно-практической конференции попсихологии.
- Черкесск, 1999. - с. 3-5.
3. Конфликты
начальной школы в системах
«Ученик-ученик» и «Учитель-
4. Влияние социальной
атмосферы на особенности
5. Психология
обучения на уроках иностранного языка
// Циклы. Материалы III Международной конференции.
Часть II. Тезисы для докладов, г.Ставрополь
- Кисловодск. Изд-во Северо-Кавказский
государственный технический университет.
2001. - с. 25-26.
6. Психология конфликтов в средней школе // Монография. / Под ред.докт. филол. наук, проф. Ю.В. Красикова, Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2002.124с.
Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе