Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат

Краткое описание

Изучение конфликтных ситуаций в школе

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Сфера прав и  обязанностей. 

Схема 4. Модели развития сферы прав и обязанностей, где: «+» - приятие, «-» неприятие. 

Права +права- 

Права – обязанности + 

Права + обязанности + 

Права+обязанности+ 

1 

модель 

2 

модель 

3 

модель 
 
 

Первая модель развития этой сферы совпадает с  дошкольным периодом, когда дети пользуются только правами (удовлетворение потребностей) и серьезных обязанностей у них  пока нет. С помощью активного  лонги-тюдного наблюдения за учащимися, анкетирования и бесед с их родителями можно установить характер первой модели учащихся, т.е. отношение к собственным правам {либо приятие (+), либо неприятие (-)}. Вступление в новую социальную роль «Ученика» предполагает принятие новых норм поведения, т.е. обязанностей. Это период адаптации учащихся в школе. При целенаправленной и скоординированной работе учителя и родителей он длится от 4 до 7 недель. При отсутствии такой работы он может длиться долго и вступление в роль «Ученика» может не произойти. 

При полной адаптации, что возможно при систематическом  контроле выполнения обязанностей ученика, наступает третья модель «Права +, обязанности +»: негативное отношение к обязанностям исчезли, ученик приобретает навыки, привычки норм поведения новой социальной роли, появляется интерес к учебе (мотивация обучения). 
 

Сфера структурирования времени 

Схема 5. Модели развития сферы структурирования времени  личности в конфликтной ситуации, где: П - потребности, У - удовлетворение. 

ПàУ 

Режим дня 

Структурирование 

прав и обязанности 

1 

модель 

2 

модель 

3 

модель 
 

Первая модель развития структурирования совпадает  с этой же моделью потребностной  сферы. Основным здесь является то, что воспитание потребностей происходит с появлением понятия «Время». Сфера структурирования является показателем адаптации человека во «Времени». Поэтому единственным и главным условием в воспитании ребенка является неизменный, четко установленный распорядок дня, которому также следуют и сами родители. Непреклонный, жестко установленный режим дня способен организовать развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся. При активном наблюдении, анкетировании и беседах с учащимися и их родителями нами было установлено, что дети, чье время четко структурировано, успешно и довольно быстро проходят период адаптации в школе, и новая социальная роль «Ученика» является для них источником обогащения и развития личности в целом. 

Сфера общения.  

Схема 6. Модели развития сферы общения личности в конфликтной ситуации. 

Избежание, компромисс 

Приспособление, соперничество Сотрудничество  

1  

модель 

2  

модель 

3  

модель 
 
 

Сфера общения  является логическим продолжением сферы  самосознания. Первая модель характеризуется  двумя особенностями поведения  во время общения. Личности с жизненной позицией Я- ОНИ- чаще свойственно избежание. Такое поведение является следствием большого негативного опыта общения с людьми. Возможно, это является условием интровертированности личности. 

Жизненная позиция  Я+ ОНИ+ предполагает компромиссное общение в виду своей необыкновенной наивной доверчивости к окружающему миру. Позиция  Я- ОНИ+ характеризуется  приспособлением.  Это  вызвано  потребностью в признании. Обычно ученики с такой позицией могут общаться со всеми учащимися. 

Ученики с позицией Я+ ОНИ- легко общаются с учениками с противоположной позицией - Я-ОНИ+, а в общении же с себе подобными стиль их поведения приобретает характер соперничества. Разрешение этих бесконечных деструктивных конфликтов невозможно без корректировки их жизненной позиции. 

Стиль общения  учащихся третьей модели развития социальной сферы -сотрудничество. Адекватное отношение  к себе -Я± и к окружающим - ОНИ± является основным источником сотрудничества. 
 

Мотивационная сфера 

Схема 7. Модели развития мотивационной сферы личности в конфликтной ситуации. 

Игра 

Стимул 

Интерес 

1  

модель 

2  

модель 

3  

модель 
 
 

Необходимо отметить, что развитие мотивационной сферы  невозможно без развития вышеописанных  сфер: потребностной, эмоциональной  и др. Применение игр в первой модели (начальные классы), стимулов разного характера (здесь предполагается творческий подход в поиске эффективного стимула, т.к. он индивидуален). При нахождении действующего стимула и применении его в работе с ребенком через некоторое время (границы этого времени также индивидуальны) рождают независимо от взрослых и детей интерес к данной деятельности (например, это может быть приятие каких либо обязанностей). После наступления интереса применение стимула необязательно, т.к. исчезает необходимость в этом. Дальше можно так же работать, но уже для принятия каких-либо новых обязанностей учеников. 
 

Ценностная сфера 

Схема 8. Модели развития ценностной сферы личности в конфликтной ситуации. 

Физиологические потребности 

Потребность в  эстетической форме 

Потребность в эстетическом содержании 

1 модель 

2 модель 

3 модель 
 

Первая модель этой сферы предполагает удовлетворение физиологических потребностей, потребностей накопительства, приобретения материальных ценностей. Обычно это свойственно  учащимся начальных классов. Основная часть конфликтов, имеющая место в этой возрастной группе учеников, состоится из-за притязаний на предметы школьных принадлежностей, игрушек, еды и денег сверстников. 

К концу начального звена (3-4 классы) и в классах среднего звена появляется потребность в признании себя другими, потребность в самоутверждении. Это проявляется в новых конфликтах, появившихся в этой возрастной группе (конфликты в «играх-драках», конфликты из-за притязаний на лидерство и др.). 

Учащиеся со второй моделью развития ценностной сферы начинают преображаться. Это проявляется в придании эстетической формы окружающих предметов, одежды, прически и пр., о чем свидетельствуют появившиеся новые конфликты из-за небрежного отношения к одежде и порчи различных предметов. 

Потребность эстетического содержания появляется у учащихся, получивших признание в окружающей социальной среде. Обычно это происходит в 9-11 классах. Однако эти границы условны, т.к. удовлетворение в самоутверждении может произойти раньше или вовсе не произойти. Потребность эстетического содержания проявляется в поиске смысла жизни, более глубокого познания и открытия окружающего мира, т.е. это потребность интеллектуального характера, она предполагает высокое развитие творческого и логического мышления, наличие гибкости и интегрированности мыслительных процессов у учащихся. У этих учеников профессиональная ориентация происходит раньше, чем у остальных. Выбор профессии соответствует их интересам. 

Сфера чувственного познания  

Схема 9. Модели развития сферы чувственного познания личности в конфликтной ситуации.

Ощущения тела Зрение, слух  

Мыслительные  процессы 

1 модель 

2 модель 

3 модель 
 

По данным нашего исследования первая модель развития сферы чувственного познания (способа  восприятия мира и получения информации через определенные органы) соответствует ощущениям тела, языка и обоняния. Наблюдения за учащимися начальных классов, а также за учащимися примитивных группировок подтверждают этот факт. Наличие конфликтов «игр-драк» (ощущение тела, физическое превосходство) из-за притязаний на завтрак сверстников (вкусовая модальность), конфликтов из-за неприятия ученика, не соблюдающего правила элементарной гигиены тела (обоняние), ана­лиз мотивов конфликтов из-за неприятия, общение в системе «Ученик-ученик» (слова-оскорбления - «вонючка», «толстозадая» и пр.), нецензурные слова, сексуальные жесты (см. таблицу 2), анекдоты о драках, испражнениях и пр. являются ярким свидетельством проявления первой модели сферы чувственного познания. 

Наступление второй модели зависит от появления у учащихся потребности в самоутверждении, что соответствует второй модели ценностной сферы. Это является началом получения и переработки информации через органы зрения, учащиеся придают особое значение своему внешнему виду, а также окружающих учеников (появляются конфликты из-за неприятия, инициаторы высмеивают одежду сверстников и пр.). Визуалы придают большое значение новым формам, ярким цветам, стараются красиво писать, заводят тетради с наклейками, коллекционируют марки, открытки и пр. 

Получение и  переработка информации окружающего  мира через слух находится в прямой зависимости от развития эмоциональной  сферы. 

По данным нашего исследования, учащиеся с первой моделью  развития эмоциональной сферы не реагируют на громкие и резкие звуки. Более уравновешенные учащиеся предпочитают тишину, мелодичные звуки и не любят кричать. В нашем банке имеются конфликты среди учащихся-аудиалов и учащихся-неаудиалов (это конфликты из-за оскорбительного тона). Они имеют место во всех возрастных группах, особенно часто встречаются среди старшеклассников. 

Третья модель развития сферы чувственного познания предполагает получение и переработку  информации, поступающей из окружающей среды через все органы восприятия одновременно. Эта модель предполагает наличие уравновешенности санно-генное мышление (Орлов Ю.М., 1991); управление эмоциями) и адекватной самооценки (жизненной позиции Я±ОНИ± (Берн Э., 1997). Это явление довольно редкое не только в школьной среде, но и среди взрослых людей. Это идеал, к которому необходимо стремиться. 

Интеллектуальная  сфера 

Схема 10. Модели развития интеллектуальной сферы личности в конфликтной ситуации.

Ригидность 

Гибкость 

Интегрированность 

1  

модель 

2  

модель 

3 

модель 
 

Личность в  первой модели развития характеризуется  ригидностью мыслительных процессов. Она вызвана отсутствием концентрации внимания, малой способностью восприятия и переработки информации. 

Борьба с ригидностью  возможна только лишь с развитием  потребностной, эмоциональной, трудовой, а также со сферой структурирования времени. Получив высокое развитие вышеперечисленных сфер, интеллект личности приобретает гибкость: увеличивается объем зрительной, слуховой памяти, появляется мотивация обучения. 

Интегрированность интеллектуальной сферы возможна лишь после развития сферы чувственного познания (Шевченко Г.И., 1999; Фромм  А., 1996) и достижения ее самого высокого уровня: получение и обработка информации через все органы восприятия и жизненной позицией Я±Они±. 

Аффективная сфера 

Схема 11. Модели развития аффективной сферы личности в конфликтной ситуации. 

Физическая месть 

Вербальная месть 

Самозащита, установление дистанции 

1 

модель 

2 

модель 

3 

модель 
 

Большинство изученных  нами конфликтов имеют такие составляющие, как «толкание», «драка», «жестокая  драка». Необходимо отметить, что толкание и драки свойственны учащимся начальных классов. В среднем и старшем звеньях в первой модели «драки» меняются на «жестокие драки» с нанесением серьезных телесных повреждений. 

Вторая модель аффективной сферы предполагает эту же модель эмоциональной сферы. Наблюдения и данные нашего исследования подтверждают взаимозависимость этих двух сфер. Конфликтующие ограничиваются такими составляющими конфликта, как «высокий тон», «слова-оскорбления». И, как правило, участники конфликта прекращают общение друг с другом на некоторое время, что нельзя сказать о конфликтующих с первой моделью развития аффективной сферы. 

Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе