Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат
Изучение конфликтных ситуаций в школе
Сфера прав и
обязанностей.
Схема 4. Модели
развития сферы прав и обязанностей,
где: «+» - приятие, «-» неприятие.
Права +права-
Права – обязанности
+
Права + обязанности +
Права+обязанности+
1
модель
2
модель
3
модель
Первая модель
развития этой сферы совпадает с
дошкольным периодом, когда дети пользуются
только правами (удовлетворение потребностей)
и серьезных обязанностей у них
пока нет. С помощью активного
лонги-тюдного наблюдения за учащимися,
анкетирования и бесед с их родителями
можно установить характер первой модели
учащихся, т.е. отношение к собственным
правам {либо приятие (+), либо неприятие
(-)}. Вступление в новую социальную роль
«Ученика» предполагает принятие новых
норм поведения, т.е. обязанностей. Это
период адаптации учащихся в школе. При
целенаправленной и скоординированной
работе учителя и родителей он длится
от 4 до 7 недель. При отсутствии такой работы
он может длиться долго и вступление в
роль «Ученика» может не произойти.
При полной адаптации,
что возможно при систематическом
контроле выполнения обязанностей ученика,
наступает третья модель «Права +, обязанности
+»: негативное отношение к обязанностям
исчезли, ученик приобретает навыки,
привычки норм поведения новой социальной
роли, появляется интерес к учебе (мотивация
обучения).
Сфера структурирования
времени
Схема 5. Модели
развития сферы структурирования времени
личности в конфликтной ситуации,
где: П - потребности, У - удовлетворение.
ПàУ
Режим дня
Структурирование
прав и обязанности
1
модель
2
модель
3
модель
Первая модель
развития структурирования совпадает
с этой же моделью потребностной
сферы. Основным здесь является то,
что воспитание потребностей происходит
с появлением понятия «Время». Сфера
структурирования является показателем
адаптации человека во «Времени». Поэтому
единственным и главным условием в воспитании
ребенка является неизменный, четко установленный
распорядок дня, которому также следуют
и сами родители. Непреклонный, жестко
установленный режим дня способен организовать
развитие потребностной и эмоциональной
сферы учащихся. При активном наблюдении,
анкетировании и беседах с учащимися и
их родителями нами было установлено,
что дети, чье время четко структурировано,
успешно и довольно быстро проходят период
адаптации в школе, и новая социальная
роль «Ученика» является для них источником
обогащения и развития личности в целом.
Сфера общения.
Схема 6. Модели
развития сферы общения личности
в конфликтной ситуации.
Избежание, компромисс
Приспособление,
соперничество Сотрудничество
1
модель
2
модель
3
модель
Сфера общения
является логическим продолжением сферы
самосознания. Первая модель характеризуется
двумя особенностями поведения
во время общения. Личности с жизненной
позицией Я- ОНИ- чаще свойственно избежание.
Такое поведение является следствием
большого негативного опыта общения с
людьми. Возможно, это является условием
интровертированности личности.
Жизненная позиция
Я+ ОНИ+ предполагает компромиссное общение
в виду своей необыкновенной наивной доверчивости
к окружающему миру. Позиция Я- ОНИ+
характеризуется приспособлением.
Это вызвано потребностью в признании.
Обычно ученики с такой позицией могут
общаться со всеми учащимися.
Ученики с позицией
Я+ ОНИ- легко общаются с учениками с противоположной
позицией - Я-ОНИ+, а в общении же с себе
подобными стиль их поведения приобретает
характер соперничества. Разрешение этих
бесконечных деструктивных конфликтов
невозможно без корректировки их жизненной
позиции.
Стиль общения
учащихся третьей модели развития социальной
сферы -сотрудничество. Адекватное отношение
к себе -Я± и к окружающим - ОНИ±
является основным источником сотрудничества.
Мотивационная
сфера
Схема 7. Модели
развития мотивационной сферы личности
в конфликтной ситуации.
Игра
Стимул
Интерес
1
модель
2
модель
3
модель
Необходимо отметить,
что развитие мотивационной сферы
невозможно без развития вышеописанных
сфер: потребностной, эмоциональной
и др. Применение игр в первой
модели (начальные классы), стимулов разного
характера (здесь предполагается творческий
подход в поиске эффективного стимула,
т.к. он индивидуален). При нахождении действующего
стимула и применении его в работе с ребенком
через некоторое время (границы этого
времени также индивидуальны) рождают
независимо от взрослых и детей интерес
к данной деятельности (например, это может
быть приятие каких либо обязанностей).
После наступления интереса применение
стимула необязательно, т.к. исчезает необходимость
в этом. Дальше можно так же работать, но
уже для принятия каких-либо новых обязанностей
учеников.
Ценностная сфера
Схема 8. Модели
развития ценностной сферы личности
в конфликтной ситуации.
Физиологические потребности
Потребность в эстетической форме
Потребность в эстетическом
содержании
1 модель
2 модель
3 модель
Первая модель
этой сферы предполагает удовлетворение
физиологических потребностей, потребностей
накопительства, приобретения материальных
ценностей. Обычно это свойственно
учащимся начальных классов. Основная
часть конфликтов, имеющая место в этой
возрастной группе учеников, состоится
из-за притязаний на предметы школьных
принадлежностей, игрушек, еды и денег
сверстников.
К концу начального
звена (3-4 классы) и в классах среднего
звена появляется потребность в признании
себя другими, потребность в самоутверждении.
Это проявляется в новых конфликтах, появившихся
в этой возрастной группе (конфликты в
«играх-драках», конфликты из-за притязаний
на лидерство и др.).
Учащиеся со
второй моделью развития ценностной
сферы начинают преображаться. Это проявляется
в придании эстетической формы окружающих
предметов, одежды, прически и пр., о чем
свидетельствуют появившиеся новые конфликты
из-за небрежного отношения к одежде и
порчи различных предметов.
Потребность эстетического
содержания появляется у учащихся, получивших
признание в окружающей социальной среде.
Обычно это происходит в 9-11 классах. Однако
эти границы условны, т.к. удовлетворение
в самоутверждении может произойти раньше
или вовсе не произойти. Потребность эстетического
содержания проявляется в поиске смысла
жизни, более глубокого познания и открытия
окружающего мира, т.е. это потребность
интеллектуального характера, она предполагает
высокое развитие творческого и логического
мышления, наличие гибкости и интегрированности
мыслительных процессов у учащихся. У
этих учеников профессиональная ориентация
происходит раньше, чем у остальных. Выбор
профессии соответствует их интересам.
Сфера чувственного
познания
Схема 9. Модели развития сферы чувственного познания личности в конфликтной ситуации.
Ощущения тела Зрение, слух
Мыслительные
процессы
1 модель
2 модель
3 модель
По данным нашего
исследования первая модель развития
сферы чувственного познания (способа
восприятия мира и получения информации
через определенные органы) соответствует
ощущениям тела, языка и обоняния. Наблюдения
за учащимися начальных классов, а также
за учащимися примитивных группировок
подтверждают этот факт. Наличие конфликтов
«игр-драк» (ощущение тела, физическое
превосходство) из-за притязаний на завтрак
сверстников (вкусовая модальность), конфликтов
из-за неприятия ученика, не соблюдающего
правила элементарной гигиены тела (обоняние),
анализ мотивов конфликтов из-за неприятия,
общение в системе «Ученик-ученик» (слова-оскорбления
- «вонючка», «толстозадая» и пр.), нецензурные
слова, сексуальные жесты (см. таблицу
2), анекдоты о драках, испражнениях и пр.
являются ярким свидетельством проявления
первой модели сферы чувственного познания.
Наступление второй
модели зависит от появления у учащихся
потребности в самоутверждении, что соответствует
второй модели ценностной сферы. Это является
началом получения и переработки информации
через органы зрения, учащиеся придают
особое значение своему внешнему виду,
а также окружающих учеников (появляются
конфликты из-за неприятия, инициаторы
высмеивают одежду сверстников и пр.).
Визуалы придают большое значение новым
формам, ярким цветам, стараются красиво
писать, заводят тетради с наклейками,
коллекционируют марки, открытки и пр.
Получение и
переработка информации окружающего
мира через слух находится в прямой
зависимости от развития эмоциональной
сферы.
По данным нашего
исследования, учащиеся с первой моделью
развития эмоциональной сферы не
реагируют на громкие и резкие
звуки. Более уравновешенные учащиеся
предпочитают тишину, мелодичные звуки
и не любят кричать. В нашем банке имеются
конфликты среди учащихся-аудиалов и учащихся-неаудиалов
(это конфликты из-за оскорбительного
тона). Они имеют место во всех возрастных
группах, особенно часто встречаются среди
старшеклассников.
Третья модель
развития сферы чувственного познания
предполагает получение и переработку
информации, поступающей из окружающей
среды через все органы восприятия
одновременно. Эта модель предполагает
наличие уравновешенности санно-генное
мышление (Орлов Ю.М., 1991); управление эмоциями)
и адекватной самооценки (жизненной позиции
Я±ОНИ± (Берн Э., 1997). Это явление довольно
редкое не только в школьной среде, но
и среди взрослых людей. Это идеал, к которому
необходимо стремиться.
Интеллектуальная
сфера
Схема 10. Модели развития интеллектуальной сферы личности в конфликтной ситуации.
Ригидность
Гибкость
Интегрированность
1
модель
2
модель
3
модель
Личность в
первой модели развития характеризуется
ригидностью мыслительных процессов.
Она вызвана отсутствием концентрации
внимания, малой способностью восприятия
и переработки информации.
Борьба с ригидностью
возможна только лишь с развитием
потребностной, эмоциональной, трудовой,
а также со сферой структурирования
времени. Получив высокое развитие вышеперечисленных
сфер, интеллект личности приобретает
гибкость: увеличивается объем зрительной,
слуховой памяти, появляется мотивация
обучения.
Интегрированность
интеллектуальной сферы возможна лишь
после развития сферы чувственного
познания (Шевченко Г.И., 1999; Фромм А.,
1996) и достижения ее самого высокого уровня:
получение и обработка информации через
все органы восприятия и жизненной позицией
Я±Они±.
Аффективная сфера
Схема 11. Модели
развития аффективной сферы личности
в конфликтной ситуации.
Физическая месть
Вербальная месть
Самозащита, установление
дистанции
1
модель
2
модель
3
модель
Большинство изученных
нами конфликтов имеют такие составляющие,
как «толкание», «драка», «жестокая
драка». Необходимо отметить, что толкание
и драки свойственны учащимся начальных
классов. В среднем и старшем звеньях в
первой модели «драки» меняются на «жестокие
драки» с нанесением серьезных телесных
повреждений.
Вторая модель
аффективной сферы предполагает
эту же модель эмоциональной сферы. Наблюдения
и данные нашего исследования подтверждают
взаимозависимость этих двух сфер. Конфликтующие
ограничиваются такими составляющими
конфликта, как «высокий тон», «слова-оскорбления».
И, как правило, участники конфликта прекращают
общение друг с другом на некоторое время,
что нельзя сказать о конфликтующих с
первой моделью развития аффективной
сферы.
Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе