Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:24, реферат
Изучение конфликтных ситуаций в школе
Конфликты в
начальной школе составляют большую
часть нашего банка конфликтов — 53,8 %.
Активные наблюдения в естественных условиях
показали, что традиционные методы разрешения
спорных вопросов оказываются малопродуктивными.
Позиции взрослых чаще всего оказываются
неверными. Отсутствие объективности
проявляется в том, что, например, предпочтение
в большей мере отдается ученику с хорошей
успеваемостью и пр. В тех случаях, когда
дети пытаются без взрослых разрешить
свои столкновения, физическое превосходство
одного из участников, как правило, решает
исход конфликта.
Таким образом,
из числа зафиксированных нами конфликтов
только 6,3 % были разрешены конструктивным
путем, т.е. без ущерба интересов
и желаний обеих сторон, без
проявления отрицательных эмоций.
Анализ конфликтов
в начальной школе позволяет сделать
следующие выводы:
1. Конфликты
в деятельностных отношениях
случаются из-за отсутствия
2. Конфликты
в предметных отношениях
3. Конфликты
в личных отношениях случаются
из-за борьбы за высокий
4. Деловые конфликты
носят неконструктивный
Проблема разрешения
конфликтов среди учащихся среднего
звена решается немного лучше, чем
в начальном звене. Анализ показывает
уменьшение деструктивных конфликтов
- 85,7 % (в начальном звене - 93,7 %) и рост конструктивных
- 14,3 % против 6,3% в начальном звене. Однако
этот рост объясняется не качеством разрешения
конфликтов, а количеством. Если сравнивать
эти конфликты в возрастных звеньях, то
вырисовывается противоположная тенденция.
Это проявляется даже в том, что при разрешении
конфликтов отсутствует такая составляющая,
как спокойный тон.
Анализ конфликтов,
имеющих место среди учащихся
среднего звена школы позволяет
сделать следующие выводы:
1.
Наблюдается небольшой спад
2. Отсутствие конфликтов
из-за притязаний на завтрак сверстника
объясняется тем, что дети среднего звена
чаще делятся завтраками, угощают друг
друга, ученики же начальных классов больше
угощают учителя, реже —своих одноклассников.
Чувство коллективизма начинает зарождаться
у учащихся пятого класса.
3.
Притязание на деньги
4.
Появление конфликтов из-за
5. Конфликты
из-за места за партой
6. Меняется мотив
конфликтов из-за случайных
7.
Наблюдается небольшой спад
В старшем звене
школы наблюдается заметный спад
конфликтов в предметно - деятельностных
отношениях - 9,5% (в начальном звене
- 73,7%, в среднем - 58,3%) и рост числа
конфликтов в межличностных отношениях
- 90,5% (в начальном звене -26,3%, в
среднем - 41,7%).
Анализ конфликтов
в старшем школьном возрасте позволяет
сделать следующие выводы:
1. Отсутствие
конфликтов в предметно-
2. Здесь уже
устанавливается четкая
3. Потребность
в прямом контакте с лицом
противоположного пола находит
отражение в конфликтах из-за грубого
общения.
Опираясь на
материалы проведенных
В ходе исследований
было также установлено, что существуют
три модели развития способностей личности
действовать в конфликтной
Все сферы имеют
свои особенности на каждом этапе, взаимосвязаны
и интегрированы. Поскольку наше
исследование проходило в школьной
среде, то мы более подробно остановимся
на тех сферах развития учащихся, с
которыми мы больше сталкивались в ходе
эксперимента.
Потребностная
сфера.
Схема 1. Модели
развития потребностной сферы личности
в конфликтной ситуации, где П
- потребности, У - удовлетворение, В - время,
С -скрытый мотив, О - оценка.
ПàУ П à В\С à У П
à В\С à У
1
2
3
модель
модель
модель
Анализ мотивов
конфликта, его развития во время
лонгитюдных наблюдений за учащимися
в естественных условиях показывает,
что в первой модели развития потребностной
сферы отсутствует фактор «Время».
Как показывает практика, поведение
«П à У» свойственно не только учащимся
начальных классов (особенно мальчикам),
но и представителям всех возрастных категорий,
чья потребностная сфера не «адаптировалась
во времени». Наблюдение, общение с детьми,
их родителями и учителями, анкетирование
объясняют этот факт следующими составляющими
их воспитания: чрезмерная опека, немедленное
удовлетворение всех возникающих желаний
и потребностей, отсутствие четкого режима
дня и норм поведения, неприятие каких-либо
обязанностей и пр.
Долгое время
ученик не может оставаться с такой моделью
поведения, т.к. активное вступление в
социальную среду (в данном случае - школа)
поневоле включает его в определенные
нормы поведения (на уроке, перемене, в
общении с учителем и пр.)
Поэтому привычный
стереотип поведения «П à У» постепенно
меняется, он проходит через «Время». Однако
в целях самозащиты и противостояния ученик
ищет ложный мотив своего поведения, он
ищет весомый аргумент, способный скрыть
истинный его мотив. Это уже начало перехода
во вторую модель развития потребностной
сферы
П à В\Оà
У
К сожалению, многие
учителя и родители болезненно переживают
этот этап у учеников.
Менее болезненный
способ - позволить детям пройти
через этот этап, не раскрывать их ложные
мотивы, а принимать решения без
демонстративного поведения. Во-первых,
это сохранит взаимоотношения, а во-вторых,
у них не возникнет чувство вины перед
родителями.
Чтобы сохранить
положительные взаимоотношения
и социальную атмосферу, способствующую
полноценному развитию личности, нужно
установить четкий режим дня, постоянный
контроль за выполнением обязанностей,
определенные нормы поведения, аргументировать
каждый отказ в удовлетворении каких-либо
желаний и потребностей и обязательно
оставлять за детьми право быть несовершенными
и любить их безусловной любовью.
Такая линия
поведения взрослых быстрее приведет
ученика к третьей
модели развития
потребностной сферы Пà В\О àУ
: он сам научится оценивать возникающие
желания и решать, следует ли их
удовлетворять или нет и когда
это можно сделать.
Эмоциональная
сфера
Схема 2. Модели
развития эмоциональной сферы
личности в конфликтной
Открытые бурные проявления эмоций
Скрытые проявления эмоций
Уравновешенность
1
модель
2
модель
3
модель
Необходимо отметить,
что первая модель развития потребностной
сферы и эта же модель эмоциональной сферы
находятся в прямой зависимости друг от
друга. В случае удовлетворения своих
желаний дети открыто и немедленно выражают
свое удовольствие и, наоборот, если желания
реализуются не сразу или вовсе не реализуются,
то здесь налицо проявление открытых
отрицательных бурных эмоций. Как только
причина конфликта исчезает, они могут
также бурно проявлять положительные
эмоции и даже к тем ученикам, с которыми
они недавно дрались. Со временем дети
начинают свои эмоции скрывать. У них появляется
зависть к некоторым ученикам, ревность
к чужим привязанностям и пр. Однако в
случае чужого провала они позволяют себе
порадоваться этому. Такое поведение часто
является следствием завышенной самооценки
у учащихся.
Сфера самосознания
Схема 3. Модели
развития сферы самосознания личности
в конфликтной ситуации, где: Я - отношение
к себе, ОНИ - отношение к обществу,
социальному окружению; + приятие, -
неприятие.
Я-ОНИ- Я+ОНИ+
Я-ОНИ+ Я+ОНИ-
Я±ОНИ±
1
модель
2
модель
3
модель
Позиция Я + ОНИ
+ - явление очень редкое в школе,
дети с такой позицией обычно быстро
меняют ее на одну из позиций второй
модели.
Позиция Я - ОНИ
- встречается у детей из неблагополучных
семей, она также может сформироваться
у детей, имеющих слишком жестких родителей.
Не получив признания в семье, ребенок
ищет его в школе, и, если ему это не удается,
то позиция Я - ОНИ - закрепляется у него
прочно и тогда его протест может выразиться
в асоциальном поведении. Поэтому очень
важно при разрешении конфликта различать
позиции инициаторов. Необходимо учитывать
это и принимать меры по устранению позиции
Я - ОНИ - потому что, «принятие такой жизненной
позиции приводит к замедлению или даже
остановке психического развития Взрослого,
так как одно из его основных назначений
- зарабатывать поглаживания - не может
быть реализовано из-за отсутствия их
источника. У человека нет больше надежды,
он сдается. Это позиция безнадежности.
(Берн Э., 1997, с.44-46.)
В примитивных
группировках такие ученики являются
забитыми (Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П.,
1997 ,с. 109-112).
Позиция Я - ОНИ
+ обычно складывается у учеников, имеющих
друзей в школе, но не получивших признания
в семье.
Учащиеся с
позицией Я + ОНИ-, по данным нашего исследования,
являются инициаторами деструктивных
конфликтов. Конфликт происходит с учениками,
имеющими такую же позицию или Я ±ОНИ ±.
Позиция Я+ОНИ -,
как показывает лонгитюдное наблюдение,
формируется у детей, имеющих
родителей с позицией Я - ОНИ+ или
же родителей, имеющих позицию Я + ОНИ-.
Позиция Я±ОНИ±
редкое явление в школе. Она может
формироваться у детей, имеющих
родителей или референтную
Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе