Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:20, реферат
Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:
- эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
- повысить уровень управляемости компанией;
- усилить сплоченность команды;
- использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Введение 3
1. Понятие организационной культуры ее функции, структура и типы 4
1.1. Понятие организационной культуры 4
1.2. Структура организационной культуры и ее основные элементы 5
1.3. Параметры и основные типы организационной культуры 8
2. Анализ организационной культуры на примере ООО «АВАЛЕ» 21
2.1. Характеристика организационной культуры на примере ООО «АВАЛЕ» 22
2.2. Рекомендации по совершенствованию
организационной культуры ООО «АВАЛЕ» 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
29
Организационная культура на предприятии
Оглавление
Введение 3
1. Понятие организационной культуры ее функции, структура и типы 4
1.1. Понятие организационной культуры 4
1.2. Структура организационной культуры и ее основные элементы 5
1.3. Параметры и основные типы организационной культуры 8
2. Анализ организационной культуры на примере ООО «АВАЛЕ» 21
2.1. Характеристика организационной культуры на примере ООО «АВАЛЕ» 22
2.2. Рекомендации по совершенствованию
организационной культуры ООО «АВАЛЕ» 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними наиболее значимой является и организационная культура, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. Проявления организационной культуры видны в: адаптации новичков и поведении ветеранов, отражении в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализации в конкретной стратегии организации. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:
- эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
- повысить уровень управляемости компанией;
- усилить сплоченность команды;
- использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Организационная культура не только позволяет отличить одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Носителями организационной культуры являются люди. И именно от них зависит высота уровня организационной культуры.
Стоит отметить, что естественным образом может сформироваться не самая благоприятная для предприятия организационная культура, где существует высокая конфликтность, неуважение к технологии, к коллегам и т. д.
Цель данной работы – рассмотреть понятие организационной культуры предприятия, ее функции, структуру, изучить типы существующих организационных культур. На примере ООО «АВАЛЕ» дать характеристику действующей в компании организационной культуры и при необходимости дать рекомендации по ее улучшению.
Объектом исследования является взаимосвязь организационной культуры хозяйствующего субъекта и конечных результатов его деятельности.
Задачи:
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации[1].
Очевидно, что если культура организации согласуется с общей целью организации, то она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие[2]. Об организационной культуре можно говорить тогда, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. В основном в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее[3].
Характеристика организационной культуры охватывает:
- индивидуальную автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
- структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
- интеграцию – степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
- управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
- поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
- стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
- идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;
-управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
- управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.
Обобщая сказанное, можно дать более общее определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
1.2. Структура организационной культуры и ее основные элементы
Организационная культура как целое состоит из нескольких относительно самостоятельных частей – локальных субкультур, которые могут конкретизировать и развивать общую организационную культуру, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (контркультуры)[4].
Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справиться с их проблемами. Так, Э. Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням[5].
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т. п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Второй, «подповерхностный» уровень включает в себя ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
Три уровня изучения организационной культуры (по Э. Шейну)[6]
В третий, «глубинный» уровень входят базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующую организационную культуру.
Соответственно указанным уровням существует деление организационных культур на субъективные и объективные[7]. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности.
Рассмотрим элементы субъективной организационной культуры:
Организационные ценности – свойства тех или иных материальных или духовных объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. К ним относятся цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, соблюдение законов и правил, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика, способы распределения дохода. Цели могут быть как позитивные (работа может быть выполнена только на отлично), так и негативные (начальству доверять нельзя, доверять можно только друзьям).
Ритуал – это совокупность обрядов (регулярно повторяемых действий), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, усиления сплоченности, создания психологического комфорта, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений[8].
Ритуалы поддерживают идеологические представления, конкретизируя их[9]. Ритуалы служат средством наглядной демонстрации ценностных ориентаций[10].
Степень формализации ритуалов бывает различной (формализованный, мало формализованный). Большинство неофициальных ритуалов направлены на поддержание отношений.
Хорошие ритуалы усиливают положительные ценности культуры, плохие или бесполезные – тратят время и раздражают людей. Когда ритуальные мероприятия становятся настолько отработанными, что теряется цель, можно говорить о возникновении дурных ритуалов.
Мифы – это объяснение прошлых событий, культурное содержание которых может быть очень важным. Мифы бывают правдивыми и придуманными. В центре мифа всегда какая-либо тема, излагаемая в нескольких коротких рассказах о людях или событиях[11]. Миф придает наглядную форму идеологии[12].
Легенды – это отчасти правдивые рассказы о людях или группах людей. Легенды частично основываются на фактах, а частично на свободном и эмоциональном истолковании этих фактов. Позитивные версии укрепляют веру в то, что предприятие настолько сильно, что справится с любыми трудностями и найдет выход из создавшегося положения.
Истории важны не только содержанием подразумеваемыми ценностями, но и сами по себе, как носители эффекта мультипликатора[13] (умножение результатов, достигнутых слаженной работой всех подразделений предприятия, и как итог увеличение потребителей конечной продукции производства).
Обычаи (традиции) – формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, воспринятые из прошлого и передающиеся членами организации из поколения в поколение без каких бы то ни было изменений[14].
Лозунги (призывы, девизы, слоганы) в краткой форме отражают основные задачи организации[15], часто в форме лозунга формулируется ее миссия.
Язык. Узнавая язык, вновь пришедшие сотрудники свидетельствуют свое признание культуры и тем самым поддерживают и сохраняют ее. Организациям также свойственно разрабатывать уникальные термины, описывающие оборудование, офисы, сотрудников, поставщиков, клиентов и продукцию, т.е. все то, что имеет непосредственное отношение к сфере деятельности организации. Общая терминология, или язык, соединяет людей в рамках единой организационной культуры[16].
Менталитет – образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации, имеющий огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим обязанностям[17].
Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т. е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом[18].
Информация о работе Организационная культура на предприятии ООО «АВАЛЕ»