Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции – это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе [12.72428].
П.К. Анохин определяет эмоции как физические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний. С точки зрения П.В. Симонова, эмоции есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Г.К. Шингаров под эмоциями понимает психофизиологический механизм, при помощи которого на психическом уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма [Вахрушева].
В
научной литературе существуют самые
разные точки зрения на природу эмоций
и их значение. С. С. Томкинс, К.Э. Изард,
утверждают, что эмоции образуют первичную
мотивационную систему
Некоторые ученые исходят из того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму), и рассматривают нарушение этой субординации как признак неблагополучия. Другие, напротив, считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (т.е. управляют рассудком).
У
психологов, так же как у философов
и педагогов, нет единой точки
зрения относительно роли, которую
играют в жизни человека эмоции.
Так, некоторые из них, полагая разум
характеристикой истинно
Можно сколь угодно спорить о природе и значении эмоций, но люди, говоря о том, что они радуются или грустят, злятся или боятся, никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, что они чувствуют.
Из всего многообразия теорий, объясняющих механизмы возникновения, проявления и развития эмоций, К.Э Изард выделяет следующие, наиболее распространенные: эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина; «периферическую» теорию У. Джеймса – Г. Ланге; «таламическую» теорию У. Кеннона – П. Барда; психоаналитическую теорию эмоций; сосудистую теорию выражения эмоций И. Уэйбаума; биологическую теорию эмоций П.К. Анохина; фрустрационную теорию эмоций; информационную теорию эмоций П.В. Симонова[Вахрушева]. В каждой из указанных теорий раскрываются представления о сущности эмоций с авторских позиций, каждая из них имеет свои научно обоснованные достоинства. Тем не менее, большинство авторов указывают на связь эмоций с актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, на неоспоримую роль эмоций в мотивации и направленности поведения, в регуляции когнитивных процессов и деятельности, в научении, в адаптации к среде, в том числе и социальной адаптации.
Перейдем к рассмотрению основных базовых понятий психологии эмоций.
1.2.
Основные базовые понятия
психологии эмоций
В корне слова «эмоция» есть значение «движение», и эмоции действительно двигают нас. Эмоции проявляются на трех уровнях: на уровне тела (вегетативные реакции), на поведенческом уровне, на уровне психологических переживаний.
Принято выделять следующие составляющие элементы эмоций. Во-первых, тело физиологически возбуждается во время эмоций. Изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления вызываются действием адреналина, который «выбрасывается» в кровь. Сердцебиение, «дрожь в животе», потливость рук (при сильных эмоциях) возникают в результате возбуждения вегетативной нервной системы, а точнее – симпатической нервной системы, которая реагирует довольно быстро.
Во-вторых, нас часто мотивируют и побуждают к действию такие эмоции, как страх, гнев или радость. В основе этого лежит то, что эмоции связаны с базовым адаптивным поведением, таким, как нападение, отступление, поиск комфорта, помощь другим людям, воспроизведение потомства и т.д.
Третий элемент, составляющий эмоцию – это эмоциональная экспрессия, или внешние признаки того, что чувствует человек. Это мимика, пантомимика, изменение тона и модуляции голоса. Экспрессия имеет большое значение, т.к. она передает эмоцию от одного человека к другому. Считается, что внешние проявления базовых эмоций, таких, как радость, страх, гнев, отвращение и печаль, более или менее универсальны и не зависят от культурных различий (улыбка).
Последний составляющий элемент эмоции – эмоциональные чувства, т.е. личное эмоциональное переживание человека. К эмоциональным переживаниям традиционно относят:
Настроение, отличающееся самой низкой интенсивностью эмоционального переживания. Это длительное, относительно уравновешенное и устойчивое общее эмоциональное состояние, окрашивающее длительные психические процессы и поведение человека.
Собственно эмоции, выражающие оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней.
Чувства возникающют в результате обобщения эмоций. Имеют отчетливый предметный характер, характеризуются устойчивостью, низкой интенсивностью, продолжительностью, осознанностью, связью с людьми, предметами и т.д.
Аффекты часто возникают на фоне угрозы жизни и здоровью. Это сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, характеризующееся большой интенсивностью, бесконтрольностью, сужением сознания, кратковременностью.
Страсть – это длительное, значительно выраженное и напряженное эмоциональное отношение с направленностью, концентрированностью чувства на определенном объекте или виде деятельности.
В
психофизиологических исследованиях
эмоции рассматриваются как
1)
значимые сигналы по
2)
параллельно эти сигналы к
лобной коре поступают через
гипоталамус, миндалину и
3)
осознается значимость сигнала,
Системы
мозга связанные с движением,
сенсорными образованиями, регуляторами
вегетативных функций, выполняют исполнительную
роль в удовлетворении потребности.
Выделенные факты доказывают жесткую
взаимосвязь лимбической
Как
отмечает Т.Г. Визель, выявлена неодинаковая
роль ассоциативных отделов левого
и правого полушарий в
Кроме того, существуют специфические активаторы эмоций, к которым относятся:
1.
Нейронные и нервно-мышечные
2. Аффективные активаторы: боль; половое влечение; усталость; другие эмоции.
3. Когнитивные активаторы: оценка; атрибуция; память; антиципация.
Роль эмоций в жизни человека в жизни человека неоспорима. Эмоции выполняют ряд функций, к важнейшим из которых можно отнести:
1)
функцию регуляции гомеостаза: малейшие
изменения гомеостаза
2)
модуляцию процессов
3)
побуждающую функцию,
4) оценочную функцию, состоящую в быстром общем определении полезности / вредности или значимости воздействия;
5)
замещающую функцию,
6)
подкрепляющую функцию,
7)
переключательную функцию, способствующую
определению доминирующего
8)
мобилизационную и
9)
коммуникативную функцию
К. Изард определил десять фундаментальных (основных) эмоций –радость, интерес–возбуждение, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину, –большинство из которых встречается уже в детстве. Автор утверждает, что другие эмоции являются сочетаниями этих десяти, т.е. комплексными. Например, любовь – это сочетание радости и интереса-возбуждения; сострадание – это соединение любви и печали; ревность состоит из любви, ненависти и зависти, которые в свою очередь также являются комплексными эмоциями. Ученый разработал теорию дифференциальных эмоций, основными положениями которой являются следующие пункты:
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей