Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрыть проблемы социализации детей из неполных семей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть неполную семью как особый тип семьи.
2) Выявить причины образования неполных семей.
3) Определить роль семьи в социализации детей.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Неполная семья как феномен современного общества………………………….5
1.1 Неполная семья как особый тип семьи…………………………………………….5
1.2 Причины образования неполной семьи…………………………………………..7
1.3 Роль семьи в социализации детей…………………………………………………..10
Глава 2 Проблемы социализации детей из неполных семей…………………………….14
2.1 Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье…..14
2.2 Проблема половой идентификации у детей, воспитывающихся
в семье с одним родителем…………………………………………………………………18
2.3 Проблема успеваемости у детей из неполных семей……………………..22
2.4 Рекомендации по работе с неполной семьей………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..27
Список информационных источников………………………………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Неполная семья как феномен современного общества………………………….5
1.1 Неполная семья как особый тип семьи…………………………………………….5
1.2 Причины образования неполной семьи…………………………………………..7
1.3 Роль семьи в социализации детей…………………………………………………..10
Глава 2 Проблемы социализации детей из неполных семей…………………………….14
2.1 Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье…..14
2.2 Проблема половой идентификации у детей, воспитывающихся
в семье с одним родителем………………………………………………………
2.3 Проблема успеваемости у детей из неполных семей……………………..22
2.4 Рекомендации по работе с неполной семьей………………………………….23
Заключение……………………………………………………
Список
информационных источников……………………………………………………
Введение
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер в жизни общества и человека и одним из основных объектов социальной работы.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству. По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.
Согласно докладу «Положение
детей и молодежи в России. Проблемы,
политика, благотворительная
Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец, - говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи». Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором – «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.
В современной теории и практике социальной работы с семьей и детьми остро стоит проблема социализации детей, воспитывающихся в неполных семьях. В связи с этим актуальность нашей курсовой работы очевидна и своевременна.
Объектом данной работы является неполная семья, как социально-педагогический феномен.
Предмет курсовой работы – проблемы социализации детей из неполных семей.
Цель нашей работы: раскрыть проблемы социализации детей из неполных семей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: Мы предполагаем, что проблемы социализации детей из неполных семей определяются особенностями данного типа семей.
Методы исследования:
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образование Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав ( семи параграфов) , заключения и списка информационных источников.
Глава 1 Неполная семья – феномен современного общества
Прежде чем дать характеристику неполной семьи, давайте определим, что является полной и неполной семьей. Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
Как тип выделяют семью неполную. Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя (чаще матери) с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Высокий уровень разводов, рост числа внебрачных рождений, а также вдовства, вследствие сверхсмертности мужчин трудоспособных возрастов, и, одновременно с этим, снижение частоты повторных браков, приводит к росту числа неполных семей. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов.
Неполная семья относится к семьям группы риска. Она является отклонением от нормы.
Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя и его детей. Она образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождение внебрачного ребенка или усыновление. Неполная семья является юридически правомочной. По российскому семейному законодательству она пользуется рядом льгот, способствующих полноценному воспитанию детей.
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [2 , с. 4].
Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья – семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная семья (мать-одиночка)
имеет свои особенности. В силу каких
либо обстоятельств женщина
Основные меры улучшения
воспитательных возможностей в такой
семье состоят в следующем: создание
доверительных отношений в
Вопрос о неполных семьях
актуален потому, что в них сосредоточена
значительная часть того населения,
у которого не сложились естественные,
заложенные в самой природе семейно-
1.2 Причины образования неполной семьи
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры [11].
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
– изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
– распространение добрачных связей;
– изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
– утрата семьей своей производственной функции;
– неподготовленность молодежи к браку;
– завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
– алкоголизм и наркомания.
На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.
Причины возникновения неполных
семей в прежние годы специалисты
традиционно связывали с
В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.
Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.
Россию эти глобальные
мировые тенденции захватили
несколько позже, чем зарубежные
страны. Во времена Советского Союза
официальная идеология
Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения – выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.
В конце 1980-х – начале
1990-х гг., с приходом «перестройки»
рухнули остатки существовавших
идеологических барьеров. Страна жадно
начала впитывать западную массовую
культуру, заимствовать западные социокультурные
образцы и стереотипы поведения.
Одним из «открытий» стали пришедшие
с Запада новые представления
о культуре секса. Среди россиян
стало распространяться прозападное
«свободное» отношение к
Информация о работе Проблемы социализации детей из неполных семей