Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрыть проблемы социализации детей из неполных семей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть неполную семью как особый тип семьи.
2) Выявить причины образования неполных семей.
3) Определить роль семьи в социализации детей.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Неполная семья как феномен современного общества………………………….5
1.1 Неполная семья как особый тип семьи…………………………………………….5
1.2 Причины образования неполной семьи…………………………………………..7
1.3 Роль семьи в социализации детей…………………………………………………..10
Глава 2 Проблемы социализации детей из неполных семей…………………………….14
2.1 Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье…..14
2.2 Проблема половой идентификации у детей, воспитывающихся
в семье с одним родителем…………………………………………………………………18
2.3 Проблема успеваемости у детей из неполных семей……………………..22
2.4 Рекомендации по работе с неполной семьей………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..27
Список информационных источников………………………………………………………………...29
Неполная семья имеет
свои особенности и социально-
Таким образом, правильная организация работы с детьми из неполных семей, позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и прийти в итоге к правильной социальной адаптации ребёнка.
Заключение
Неполной семьей называют группу ближайших родственников, состоящую из одного родителя (чаще матери) с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.
Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.
Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительное наблюдение которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, негативизм, упрямство. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками.
Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями поло-ролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».
Неполная семья является особым типом семьи и работа с ней должна осуществляться с учетом всех ее характеристик. Специалист должен помочь родителю увидеть проблемы и направить его на их решение, а также создать благоприятные для этого условия. Деятельность специалиста должна быть направлена как на родителя, так и на ребенка. Правильная организация работы позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и в итоге справиться с проблемами социализации.
Целью нашей работы являлось раскрытие проблем социализации детей из неполных семей. В связи с целью были выполнены следующие задачи:
1) Рассмотреть неполную семью как особый тип семьи.
2) Выявить причины образования неполных семей.
3) Определить роль семьи в социализации детей.
4) Выявить проблемы социализации детей из неполных семей.
5) Обозначить основные направления по работе с неполной семьей.
В результате мы пришли к выводу, что проблемы социализации детей из неполных семей связаны с особенностями типа данных семей, следовательно, гипотеза подтвердилась.
Напоследок хотелось бы отметить, что число неполных семей в стране значительно увеличивается, возрастает доля детей, живущих в неполных семьях. Она стала нормой и ее уже нельзя рассматривать, как исключение. Следовательно, должно измениться и отношение к неполной семье. Проблема неполной семьи требует новых исследований и более глубокого изучения.
Список информационных источников
1. Борисов, В.А. Демография: учебник для ВУЗов / В.А. Борисов. – М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2003. – 344 с.
2. Бреева, Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями /Е.Б. Бреева - М. : [б. и.], 1994. - 76 с.
3. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. / Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989. – 164 с.
4. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике на материалах отечественного образования 2-ое изд. /Ю.В. Василькова – М: ГФ Полиграф.ресурсы, 1998. – 424с.
5. Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом / В.И. Гарбузов // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. – 272с.
6. Горшкова Л. Расколотая чаша/ Л.С. Горшкова // Мой ребенок. 2005. - №5. – 202с.
7. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Т.А. Гурко. - М.: Министерство социальной защиты РФ, Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 323с.
8. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. 2001, №11 – 75с.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1996. – 408с.
10. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» / А.И. Захаров. - М., 2000. – 254с.
11. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 75с.
12. Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001. – 320с.
13.Капелевич Т.С., Дедук, О.Ю. Социально- педагогическая и психологическая работа с семьей : учеб.-методич. пособие/ Т.С. Капелевич, О.Ю. Дедук.- Мн.: РИПО, 2003 - 50с.
14. Кон И.С. Отец / И.С. Кон // Неделя. 1979, №11. – 27с.
15. Левко М.И. Работа с семьей / М.И. Левко. –М.: Просвещение, 1996- 145 с.
16. Марковская ,И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. - СПб., 2000. - 240 с.
17.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей в неполной семье. Прага, 1984. - 237с.
18.Рылова Э. Будем рожать?! // Антинарк. – 2006г. - №1 (8-9). - 22с.
19. Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. 1999, №6. – 289с.
20. Соколова, Е.Т. Самосознание и оценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: СПб. – Питер,1989. - 645 с.
Информация о работе Проблемы социализации детей из неполных семей