Проблемы социализации детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы: раскрыть проблемы социализации детей из неполных семей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть неполную семью как особый тип семьи.
2) Выявить причины образования неполных семей.
3) Определить роль семьи в социализации детей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Неполная семья как феномен современного общества………………………….5
1.1 Неполная семья как особый тип семьи…………………………………………….5
1.2 Причины образования неполной семьи…………………………………………..7
1.3 Роль семьи в социализации детей…………………………………………………..10
Глава 2 Проблемы социализации детей из неполных семей…………………………….14
2.1 Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье…..14
2.2 Проблема половой идентификации у детей, воспитывающихся
в семье с одним родителем…………………………………………………………………18
2.3 Проблема успеваемости у детей из неполных семей……………………..22
2.4 Рекомендации по работе с неполной семьей………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..27
Список информационных источников………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

пишись.docx

— 62.24 Кб (Скачать)

Следует отметить также еще  одну характерную тенденцию, оказавшую  значительное влияние на динамику соотношения  брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.

Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым  в России вновь и вновь возникала  новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные  тенденции. Число семей, состоящих  из двух родителей, продолжает уменьшаться.

 В связи с изменением  моральных норм в области взаимоотношений  полов, распространением добрачных  связей, неподготовленности молодежи  к браку, завышении требований  к брачному партнеру увеличивается  число детей, рожденных вне  брака.

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка  одинокой матерью, а также установлением  опеки или попечительства в случае сиротства.

 

1.3 Роль семьи в социализации детей

      В современной России проблема социализации личности в неполных семьях, на наш взгляд, является одной из самых острых и социально-значимых, требующих пристального внимания и безотлагательных поисков своего решения.

Под социализацией принято  понимать весь многогранный процесс  усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В ходе социализации человек приобщается  к нормам и правилам общественного  устройства, осваивает значение разных социальных ролей, овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков. В результате человек приобретает  качества, ценности, убеждения, общественно  одобряемые формы поведения, без  которых невозможна нормальная жизнь  в обществе.

Основными факторами социализации ребенка является семья, детские  дошкольные учреждения, школа, уличные  группы людей, другие социальные институты  и организации.

Старейшим исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство. В первобытные времена именно мать передавала ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, которых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участвовали в воспитании детей, а выступали для них лишь как носители определенной социальной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин своего клана. Именно племя, а не материнство или отцовство , становилось следующим институтом социализации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом материальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы по мере того, как это позволял им возраст.

Современные отцы в значительно  большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участвуют  и представители старших поколений  – бабушки и дедушки, неся ребенку  свою версию социальных знаний и опыта, не всегда и не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современная семья , являясь первым и главным социальным институтом социализации ребенка , представляет ему достаточно богатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе.

Роль семьи в процессе социализации огромна. Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений  об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которой  он встречается. Именно в семье ребенок  знакомится со смыслом и сутью социальных ролей [4, с. 191-193].

Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку  отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

По сравнению с другими  институтами общества семья обладает максимальными возможностями в  процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Эффективность семьи как  агента социализации во многом определяется следующими факторами:

    нравственно-психологическим  микроклиматом в семье;

    материальным  и социальным статусом семьи;

    степенью разрешения  противоречия между семейными  интересами и потребностями, с  одной стороны, и производственной  занятостью родителей, особенно  матери - с другой;

    ролью отца  и матери в общении с детьми;

    структурой и  составом семьи и т.д. 

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства  к юности, когда ярко демонстрируется  претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в  мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением  подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья  через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей  и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет  она это весьма успешно, ибо ничто  так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом  этой стабильности является преемственность  традиций, социальных ролей, обычаев, которые  дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы  для жизни в социуме, даже в  условиях ухудшения материального  и социального положения.

 Семейная социализация является одним из самых первых по времени и самым важным по значимости из всех социальных процессов, в которые «погружается» ребенок с момента своего рождения. В зависимости от того, как произойдет это «погружение», «встреча» поколений, во многом зависит дальнейший жизненный путь ребенка.

 

Глава 2 Проблемы социализации детей из неполных семей

2.1 Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье

    Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Неполная семья, как и  любая семья, вообще, призвана выполнять  такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется  ценность пословицы: «Как аукнется, так  и откликнется».

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность  в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные  позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно  расходиться, что вызывает у ребенка  чувство растерянности и неполноценности, так как оба родителя являются для него значимыми. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н.Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери» [1]. Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.

Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает  время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.

В неполных семьях остро  стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена  оставлять детей одних или  малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного  времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности  посвящать друг другу достаточное  количество времени.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих  в процессе воспитания детей в  неполной семье:

1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2) Отстраненность матери  от собственно воспитательного  процесса и чрезмерная ориентация  на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, так как она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3) Препятствие контактам  ребенка с отцом, вплоть до  настойчивого искоренения унаследованных  от него качеств, что обусловлено  неприязнью матери к бывшему  мужу.

4) Двойственное отношение  к ребенку, проявляющееся то  в приступах чрезмерной любви,  то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери сделать  ребенка образцовым, несмотря на  то, что у него нет отца. Мать  становится «домашним надзирателем».  Ребенок либо становится пассивным,  либо включается в жизнь уличных  компаний.

6) Отстраненность матери  от ухода за ребенком и его  воспитания. Причины таких ситуаций  могут быть разными, начиная  от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.[6]

Уместно сказать, что порой  неполная семья более полезна  для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в  семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в  неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических  факторов. Преобладающее большинство  неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные  материальные проблемы, поскольку они  в целом в большей степени  зависимы от социальной поддержки государства.

Неполнота семьи увеличивает  риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную  полноценную семью. По различным  оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких  семьях. Потому, несмотря на огромное желание  создать семью, гармоничное супружество  таких детей в будущем часто не реализовывается [8, с. 108-118].

Отмечаются существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной , которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т.п. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем существенно отражается на воспитательном процессе детей.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять  жизненным трудностям, неуверенность  в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом  и личностном развитии таких детей  отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество - единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться - впрочем, как и любой другой удачи.

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания - гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Информация о работе Проблемы социализации детей из неполных семей