Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрыть проблемы социализации детей из неполных семей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть неполную семью как особый тип семьи.
2) Выявить причины образования неполных семей.
3) Определить роль семьи в социализации детей.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Неполная семья как феномен современного общества………………………….5
1.1 Неполная семья как особый тип семьи…………………………………………….5
1.2 Причины образования неполной семьи…………………………………………..7
1.3 Роль семьи в социализации детей…………………………………………………..10
Глава 2 Проблемы социализации детей из неполных семей…………………………….14
2.1 Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье…..14
2.2 Проблема половой идентификации у детей, воспитывающихся
в семье с одним родителем…………………………………………………………………18
2.3 Проблема успеваемости у детей из неполных семей……………………..22
2.4 Рекомендации по работе с неполной семьей………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..27
Список информационных источников………………………………………………………………...29
Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.
Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие.
2.2 Проблема половой идентификации у детей, воспитывающихся в семье с одним родителем
Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков поло-ролевого поведения.
Первым социальным институтом , где ребенок овладевает традиционной для данного этноса культурой, включая обычаи, нравы, ритуалы является семья. В семье под влиянием родителей как первых объектов идентификации, формируются структуры обыденного сознания и первое представление о себе как о мальчике или девочке. В семье дети усваивают, что существует два пола и они представители одного из них. Фиксация принадлежности к определенному полу относится к периоду первичной социализации , основной характеристикой которого является безальтернативное принятие ребенком той информации о своем месте в мире, которую он получает из ближайшего и невыбираемого им окружения. Семья - это первый социальный мир для ребенка, а влияние родителей является одним из основных социализирующих факторов.
Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны себя вести мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение.
Медики и психологи
отмечают, что утрата или
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка отцом ее внешности - даже в самые ранние, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешняя привлекательность становится важным фактором самоуважения девочки. Данные множества исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывают существенное влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые педагоги, чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие никакой заботы о здоровье и развитии дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Такие женщины испытывают тоску по сильному отцу.
Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье
или человека, его заменяющего, сказывается
на развитии личности и мужского самосознания
мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты.
Они отмечают, что лишенные в детстве
возможности достаточного общения
с отцом мальчики в последующем
часто не умеют исполнять свои
отцовские обязанности и, таким
образом, отрицательно влияют на личностное
становление своих детей. Воспитывающиеся
без отца мальчики либо усваивают
женский тип поведения, либо у
них создается искаженное представление
о мужском поведении как
Психологи также указывают
на негативные последствия чисто
женского воспитания мальчиков. Отсутствие
или дефицит мужского влияния
в детстве может привести к
возникновению у мальчиков
Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.
Таким образом, процесс половой
идентификации, т. е. осознание ребенком
своей половой принадлежности и
приобретения психических особенностей
и поведения, характерных для
представителей определенного пола,
во многом зависит от полноты состава
семьи и от того насколько сильно
влияние матери или отца на формирование
у ребенка жизненных и
2.3 Проблема успеваемости у детей из неполных семей
По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, отрицательно сказывается на развитии математических способностей как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии - качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Математические способности - едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе - отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия (например, подсчитать сдачу в магазине) приводит их в замешательство.
Известно, что на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы.
Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.
Сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в СУЗах, чем на поступление в ВУЗ [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что дети из неполных семей по многим показателям отстают от сверстников, имеющих обоих родителей. У них снижен общий эмоциональный фон, нередко страдает успеваемость, возникают проблемы с самооценкой и общением с другими детьми.
2.4 Основные направления работы с неполной семьей
Для оказания помощи ребенку в процессе его социализации и создания условий для его самореализации в обществе специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями, необходимо:
- осуществлять деятельность
по изучению личности ребенка
и окружающих его людей,
- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
- информировать о возможных
правовых мерах защиты
- оказать помощь в сфере
эмоционально-психологического
- формировать нравственно-
Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.
Объектом воздействия
в неполной семье может быть ребенок,
взрослые члены семьи и сама неполная
семья, в целом, как коллектив. Деятельность
специалиста, осуществляющего социально-
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.
Психологическая составляющая
социально-педагогической помощи включает
в себя также два компонента: социально-психологическую
поддержку и коррекцию. Поддержка
направлена на создание благоприятного
климата в семье чаще всего
в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
Информация о работе Проблемы социализации детей из неполных семей