Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)
>      1. десять фундаментальных эмоций  образуют основную мотивационную  систему человеческого существования.

      2. Каждая фундаментальная эмоция  обладает уникальными мотивационными  свойствами и подразумевает специфическую  форму переживания.

      3. Фундаментальные эмоции, такие как  радость, печаль, гнев или стыд, переживаются по-разному и по-разному  влияют на когнитивную сферу  и на поведение человека.

      4. Эмоциональные процессы взаимодействуют  с драйвами, с гомеостатическими,  перцептивными, когнитивными и  моторными процессами и оказывают  на них влияние.

      5. В свою очередь драйвы, гомеостатические, перцептивно-когнитивные и моторные  процессы влияют на протекание  эмоционального процесса.

      По  влиянию на жизнедеятельность человека, эмоциональные явления можно  разделить на две группы: стенические  – повышающие жизнедеятельность  организма и астенические – понижающие ее.

      Наличие в каждом эмоциональном явлении  определенного набора параметров, таких  как знак, интенсивность, самооценка, качество (модальность), устойчивость (реактивность), делает эмоции предметом  действительного научного исследования, т.к. эти параметры поддаются точному  количественному анализу.

 

1.3. Психология эмоциональной сферы человека[из списка лит-ры72428] 

      Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

      В.Н. Мясищев в зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции предлагал разделить на эмоциональные  реакции, эмоциональные состояния  и эмоциональные отношения[].

      1. Эмоциональные реакции характеризуются  высокой скоростью возникновения  и быстротечностью. Они длятся  минуты, характеризуются достаточно  выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная  эмоция), интенсивностью и предметностью.  Под предметностью эмоциональной  реакции, понимается ее более  или менее однозначная связь  с вызвавшим ее событием или  предметом. Эмоциональная реакция  в норме всегда возникает по  поводу событий, произведенных  в конкретной ситуации чем-то  или кем-то. При этом следует  помнить, что эти события –  лишь пусковой стимул для возникновения  эмоции, причиной же является  либо биологическая значимость  либо субъективное значение этого  события для субъекта. Интенсивность  эмоциональных реакций может  быть различной – от едва  заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной – аффекта [16].

      2. Эмоциональные состояния характеризуются:  большей длительностью, которая  может измеряться часами и  днями; в норме – меньшей  интенсивностью, поскольку эмоции  связаны со значительными энергетическими  тратами из-за сопровождающих  их физиологических реакций; в  некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что  от субъекта может быть скрыт  повод и вызвавшая их причина;  а также некоторой неопределенностью  модальности эмоционального состояния.   Если эмоции – это пакет из выразительных движений, быстрых движений от одного функционального состояния к другому (или между ними) и переживания этих движений, то эмоциональное состояние – это пакет из двух последних составляющих: быстрые движения от одного функционального состояния к другому (или между ними) и переживания этих движений. Это эмоции за вычетом выразительных движений.

     Эмоциональные состояния окрашивают всю психическую  деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности  настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей  психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние  может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и т.д.

     В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности  поведения, так и случайные, не характерные  для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных  состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные  состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются  у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [20]. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

      По  своей модальности эмоциональные  состояния могут представать  в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения – от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего  они представляют собой смешанные  состояния. Поскольку эмоциональные  состояния – это тоже эмоции, в них также отражаются отношения  между потребностями субъекта и  объективными или субъективными  возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации. Приведем характеристику некоторых модальностей эмоциональных состояний.

      При отсутствии органических нарушений  центральной нервной системы  состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.

      Одной из форм нарушения нормальной жизни  человека является напряженность, вызванная  эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная  напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает  в устойчивое состояние тревожности. Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще. Тревожность может быть личностной и ситуативной.

      Ситуационная  тревожность – это обычно временное  состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в  других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение  с незнакомыми или неприятными  людьми, от которых можно ожидать  чего угодно.

      Личностная  тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении  к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Личностная тревожность, порожденная  эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности. Тревога может  соответствовать и не соответствовать  степени опасности, быть ей адекватной или нет. Очень часто личностная тревожность возникает от преувеличения  опасности и недооценки себя и  своих сил, в собственной неуверенности.

      Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например, сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.

     Длительное  настроение может окрашивать поведение  человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда  складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

      Человек может переживать и более сложные  состояния, примером чего является так  называемая дисфория – длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.

      В психологической литературе распространено также деление эмоциональных  состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства, аффекты  и страсть[13].

      Эмоции  и чувства – личностные образования, социально-психологически характеризующие  человека; связаны с кратковременной  и оперативной памятью. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. «Эмоции, – полагает А.О. Прохоров, – могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются» [4, с.110].

      Эмоции  обычно следуют за актуализацией  мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание  сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще  не наступили, и возникают в связи  с представлением о пережитых  ранее или воображаемых ситуациях. Эмоции могут относительно слабо проявляться во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

     Чувства же носят предметный характер, связываются  с представлением или идеей о  некотором объекте. Другая особенность  чувств состоит в том, что они  совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям  и идеалам. Чувства выполняют  в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего его мира человек  стремится действовать так, чтобы  укрепить и усилить свои положительные  чувства. Они у него всегда связаны  с работой сознания, могут произвольно  регулироваться. Чувства носят исторический характер. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности  ее мотивационной сферы. На базе положительных  эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности  и интересы человека.

      Аффект  – это кратковременное, бурно  протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее  в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику  причины, обычно связанной с неудовлетворением  очень важных для человека потребностей. В психологической литературе аффект рассматривают и как реакцию, и как состояние. Аффект не предшествует поведению, а формирует его на одном из конечных этапов. В отличие  от эмоций и чувств аффекты протекают  бурно, быстро, сопровождаются резко  выраженными органическими изменениями  и двигательными реакциями. Это  реакция, которая возникает в  результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой  субъективную эмоциональную окраску  с точки зрения того, в какой  степени в итоге совершения данного  поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность.

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей