Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
2.
Каждая фундаментальная эмоция
обладает уникальными
3.
Фундаментальные эмоции, такие как
радость, печаль, гнев или стыд,
переживаются по-разному и по-
4.
Эмоциональные процессы
5.
В свою очередь драйвы, гомеостатические,
перцептивно-когнитивные и
По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоциональные явления можно разделить на две группы: стенические – повышающие жизнедеятельность организма и астенические – понижающие ее.
Наличие
в каждом эмоциональном явлении
определенного набора параметров, таких
как знак, интенсивность, самооценка,
качество (модальность), устойчивость
(реактивность), делает эмоции предметом
действительного научного исследования,
т.к. эти параметры поддаются
1.3.
Психология эмоциональной
сферы человека[из
списка лит-ры72428]
Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.
В.Н. Мясищев в зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции предлагал разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения[].
1.
Эмоциональные реакции
2.
Эмоциональные состояния
Эмоциональные
состояния окрашивают всю психическую
деятельность человека и обнаруживаются
в различающихся по степени интенсивности
настроениях и аффективных
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [20]. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.
По
своей модальности
При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.
Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще. Тревожность может быть личностной и ситуативной.
Ситуационная тревожность – это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.
Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности. Тревога может соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть ей адекватной или нет. Очень часто личностная тревожность возникает от преувеличения опасности и недооценки себя и своих сил, в собственной неуверенности.
Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например, сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.
Человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория – длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.
В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства, аффекты и страсть[13].
Эмоции и чувства – личностные образования, социально-психологически характеризующие человека; связаны с кратковременной и оперативной памятью. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. «Эмоции, – полагает А.О. Прохоров, – могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются» [4, с.110].
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Эмоции могут относительно слабо проявляться во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Чувства носят исторический характер. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Аффект
– это кратковременное, бурно
протекающее состояние сильного
эмоционального возбуждения, возникающее
в результате фрустрации или какой-либо
иной, сильно действующей на психику
причины, обычно связанной с неудовлетворением
очень важных для человека потребностей.
В психологической литературе аффект
рассматривают и как реакцию,
и как состояние. Аффект не предшествует
поведению, а формирует его на
одном из конечных этапов. В отличие
от эмоций и чувств аффекты протекают
бурно, быстро, сопровождаются резко
выраженными органическими
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей