Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения критических ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д.» [4, с.44]. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой состояние усталости, подавленности, депрессии [13, с. 51].
Депрессия, или депрессивный синдром, характеризуется депрессивной триадой: гипотимией, замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Настроение у человека во время депрессии – меланхолическое, угнетенное, с глубокой печалью, унынием и тоской, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физически тягостными ощущениями стеснения и тяжести в области сердца, груди, во всем теле. Самочувствие особенно ухудшается в ранние утренние часы, и тогда возрастает опасность суицида. Депрессиям обычно сопутствуют нарушения сна и аппетита, снижается половое влечение, у женщин прекращаются менструации (витальные, соматические признаки депрессии). При нерезком депрессивном аффекте (субдепрессии) витальные признаки слабо выражены или вовсе отсутствуют.
При преобладании в структуре депрессии тревоги (тревожная депрессия) человек мечется, «не находит себе места», просит помощи, убежден в грозящей ему опасности (тоскливое возбуждение – раптус). При преобладании в структуре депрессии апатии (апатическая депрессия) человек малоподвижен, безучастен к себе и окружению, просит оставить его в покое. Депрессия может быть реактивной (реакция на психотравму) и эндогенной.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта [13, с. 52].
Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации. Фрустрацией (от лат. frustatio – обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции – огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.
Психическое
состояние, вызываемое фрустратором несомненно
стоит в зависимости от типа этого
фрустратора. С. Розенцвейг [24; I51] выделил
три типа таких ситуаций. К первому
он отнёс лишения (privation), т.е. отсутствие
необходимых средств для
Уровень
фрустрации зависит от силы и интенсивности
воздействующего фактора, состояния
человека и сложившихся у него
форм реагирования на жизненные трудности.
Особенно часто источником фрустрации
выступает отрицательная
Фрустрация
различается не только по своему психологическому
содержанию или направленности, но
и по длительности. Характеризующие
фрустрацию психические состояния
могут быть краткими вспышками агрессии
или депрессии аффективного типа,
а могут быть продолжительными настроениями,
в некоторых случаях
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть – большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает. Эмоциональные состояния намного более инертны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление.
3.
Эмоциональные отношения иначе
еще называют чувствами.
В
научной литературе принято также
различать эмоциональные
Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.
Эмоциональная впечатлительность – это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенные характеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. П. Фресс выделил следующие: необычность, новизна и внезапность[]. Имеются индивидуальные различия в степени чувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количестве индивидуальных эмоциогенных ситуаций.
Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние: у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день.
Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля – внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций [16].
С.Л.Рубинштейн
считал, что в эмоциональных
Таким образом, мы можем утверждать, что каждое из эмоциональных явлений внутри себя имеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. Кроме того, по-видимому, деление эмоциональных явлений на реакции, состояния и отношения является весьма условным – все зависит от оснований, положенных в основу классификации. Одно и то же явление эмоциональной жизни человека можно отнести, например, и к реакциям, и к состояниям (например, аффект как реакция и состояние аффекта) или к состояниям и отношениям (например, чувства).
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, «чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство» [2, с.76-77].
1.5.
Развитие эмоциональной
сферы детей
Эмоциональное развитие детей считается в современной психологии одной из самых значимых проблем. Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода[].
По
мнению А.В. Запорожца, основной линией
эмоционального развития является обогащение
содержательных и инструментальных
компонентов эмоциональной
Обратимся к индивидуальным характеристикам эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, выделенным Б.М. Тепловым, Т.Д. Марцинковской и др.: эмоциональной устойчивости, лабильности, пластичности, эмоциональности и эмотивности.
Эмоциональная устойчивость. Ребенок овладевает ею постепенно, по мере формирования сложных эмоций и образования функции эмоционального отражения, осмысления и управления деятельностью. В основе индивидуальных различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, а также содержание эмоционального опыта ребенка (негативного и позитивного).
Лабильность эмоциональной сферы – специфическая характеристика раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Выражается в легкости и быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы. Эмоциональная лабильность объясняется отсутствием у ребенка устойчивого отношения к объекту эмоций. По этой причине изменение ситуации влечет за собой новое эмоциональное реагирование.
С точки зрения Т.Д. Марцинковской, ригидность эмоций в раннем возрасте, а также фиксация на отрицательных эмоциях являются показателями отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии ребенка. В раннем возрасте эмоциональная лабильность и отсутствие эмоциональной устойчивости способствуют высокому эмоциональному реагированию. Социальная направленность эмоциональных реакций определяет открытую форму их выражения. Эмоции как сигнал благополучия и неблагополучия ребенка предназначаются взрослому, а значит, должны быть им замечены[].
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей