Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

      Одно  из существенных проявлений аффекта  состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения критических  ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д.» [4, с.44]. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

      Аффекты способны оставлять сильные и  устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения  афектогенных ситуаций, может суммироваться  и рано или поздно, если ей вовремя  не дать выхода, привести к сильной  и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой состояние усталости, подавленности, депрессии [13, с. 51].

      Депрессия, или депрессивный синдром, характеризуется депрессивной триадой: гипотимией, замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Настроение у человека во время депрессии – меланхолическое, угнетенное, с глубокой печалью, унынием и тоской, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физически тягостными ощущениями стеснения и тяжести в области сердца, груди, во всем теле. Самочувствие особенно ухудшается в ранние утренние часы, и тогда возрастает опасность суицида. Депрессиям обычно сопутствуют нарушения сна и аппетита, снижается половое влечение, у женщин прекращаются менструации (витальные, соматические признаки депрессии). При нерезком депрессивном аффекте (субдепрессии) витальные признаки слабо выражены или вовсе отсутствуют.

      При преобладании в структуре депрессии  тревоги (тревожная депрессия) человек мечется, «не находит себе места», просит помощи, убежден в грозящей ему опасности (тоскливое возбуждение – раптус). При преобладании в структуре депрессии апатии (апатическая депрессия) человек малоподвижен, безучастен к себе и окружению, просит оставить его в покое. Депрессия может быть реактивной (реакция на психотравму) и эндогенной.

      Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта [13, с. 52].

      Близким по своим проявлениям к стрессу  является эмоциональное состояние фрустрации. Фрустрацией (от лат. frustatio – обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции – огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

      Психическое состояние, вызываемое фрустратором несомненно стоит в зависимости от типа этого  фрустратора. С. Розенцвейг [24; I51] выделил  три типа таких ситуаций. К первому  он отнёс лишения (privation), т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности, которые могут быть внешними или внутренними. Второй тип составляют потери (deprivation), например, смерть или уход близкого человека, потеря имущества. Третий тип ситуации – конфликт, внутренний или внешний.

      Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности  воздействующего фактора, состояния  человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения  личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной  возбудимости, типа темперамента, опыта  взаимодействия с такими факторами.

      Фрустрация  различается не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие  фрустрацию психические состояния  могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии аффективного типа, а могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющими заметный след в личности человека.

     Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть – большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой.  Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает. Эмоциональные состояния намного более инертны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление.

      3. Эмоциональные отношения иначе  еще называют чувствами. Чувства  – это устойчивые эмоциональные  переживания, связанные с каким-то  определенным объектом или категорией  объектов, обладающих особым значением  для человека. Чувства отличаются  от эмоциональных реакций и  эмоциональных состояний длительностью  – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например  чувство любви или ненависти.  В отличие от состояний чувства  предметны – они всегда связаны  с предметом или действием  с ним. Таким образом, в зависимости  от оснований для классификации,  чувства можно отнести и к  эмоциональным состояниям, и к  эмоциональным отношениям.

      В научной литературе принято также  различать эмоциональные свойства личности, такие как эмоциональность, эмоциональная впечатлительность, эмоциональная лабильность, импульсивность.

      Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.

      Эмоциональная впечатлительность – это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенные характеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. П. Фресс выделил следующие: необычность, новизна и внезапность[]. Имеются индивидуальные различия в степени чувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количестве индивидуальных эмоциогенных ситуаций.

      Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние: у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день.

      Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля – внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций [16].

      С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях  личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального  порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства  и обобщенные мировоззренческие  чувства. К аффективно-эмоциональной  чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям[].

      Таким образом, мы можем утверждать, что  каждое из эмоциональных явлений  внутри себя имеет подвиды, которые  в свою очередь, могут оцениваться  по разным параметрам – интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения  и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения во внешнем  поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. Кроме того, по-видимому, деление  эмоциональных явлений на реакции, состояния и отношения является весьма условным – все зависит  от оснований, положенных в основу классификации. Одно и то же явление эмоциональной  жизни человека можно отнести, например, и к реакциям, и к состояниям (например, аффект как реакция и  состояние аффекта) или к состояниям и отношениям (например, чувства).

      Чем более сложно организовано живое  существо, чем более высокую ступень  на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных  состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует  числу и разнообразию характерных  для него эмоциональных переживаний  и чувств, причём, «чем выше потребность  по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное  с ней чувство» [2, с.76-77].

 

1.5. Развитие эмоциональной  сферы детей 

      Эмоциональное развитие детей считается в современной  психологии одной из самых значимых проблем. Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода[].

      По  мнению А.В. Запорожца, основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы  детей в дошкольном возрасте[]. Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие. При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх);  свободы движения (гнев); получения специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).

      Обратимся к индивидуальным характеристикам эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, выделенным Б.М. Тепловым, Т.Д. Марцинковской и др.: эмоциональной устойчивости, лабильности, пластичности, эмоциональности и эмотивности.

      Эмоциональная устойчивость. Ребенок овладевает ею постепенно, по мере формирования сложных эмоций и образования функции эмоционального отражения, осмысления и управления деятельностью. В основе индивидуальных различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, а также содержание эмоционального опыта ребенка (негативного и позитивного).

      Лабильность эмоциональной сферы – специфическая характеристика раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Выражается в легкости и быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы. Эмоциональная лабильность объясняется отсутствием у ребенка устойчивого отношения к объекту эмоций. По этой причине изменение ситуации влечет за собой новое эмоциональное реагирование.

      С точки зрения Т.Д. Марцинковской, ригидность эмоций в раннем возрасте, а также фиксация на отрицательных эмоциях являются показателями отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии ребенка. В раннем возрасте эмоциональная лабильность и отсутствие эмоциональной устойчивости способствуют высокому эмоциональному реагированию. Социальная направленность эмоциональных реакций определяет открытую форму их выражения. Эмоции как сигнал благополучия и неблагополучия ребенка предназначаются взрослому, а значит, должны быть им замечены[].

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей