Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
По данными Е.О. Смирновой и В.С. Собкина, детям из неполных семей не хватает уверенности в себе и решительности в действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне, гибкости и непринужденности в отношениях[]. Некоторые исследования показывают, что дети из неполных семей, пережившие в детстве много событий, имевших негативную эмоциональную окраску, больше ориентируются на других людей, готовы думать о других даже в ущерб себе. Мы можем предположить, что пережитая ими психологическая травма способствует проявлениям сочувствия, желания быть полезным другим. Вполне вероятно, что они более склонны проявлять заботу и сопереживание, чем дети с позитивным прошлым, поскольку на собственном опыте познали боль.
Согласно
некоторым данным наиболее уязвим при
распаде семьи единственный ребенок.
Те, у кого есть братья и сестры, намного
легче переживают развод: дети в
таких ситуациях вымещают агрессию
или тревогу друг на друге, что
значительно снижает
В
свете существующих проблем одним
из острейших вопросов являются эмоциональные
состояния детей, так как именно
они очень важны в
Американские
ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают
у детей, потерявших одного из родителей
эмоциональные трудности. Среди
эмоциональных проблем
Дети
из неполных семей замкнуты, застенчивы,
менее эмоциональны, они не уверены
в своих силах, а некоторые
даже не верят в свои возможности.
Они очень часто пребывают
в одиночестве, и их это устраивает.
Дети из неполных семей раньше становятся
самостоятельными. В первое время
после ухода одного из родителей
у детей чаще всего наблюдается
сильный страх разлуки с
Эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполной семьи тяжелее адаптироваться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение к матери, вследствие отсутствия отца. При этом изучение материнского отношения к детям из данного типа семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они и сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
Психологический дискомфорт детей из неполных семей проявляется, во-первых, в тревожности детей (тревожность как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи) и, во-вторых, в личных проблемах детей как следствие семейного неблагополучия. Для детей из неполных семей характерно обостренное беспокойство о здоровье близких, которое объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы
Дети
развода реально оценивают
Психологи
обращают особое внимание на повышенную
уязвимость мальчиков в неполной
семье и наличие у них
Эмоциональное
состояние мальчиков в неполной
семье более низкое, чем девочек,
и связано с ощущением
Согласно взглядам отечественных психологов и педагогов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. об объективных и субъективных детерминантах развития личности, особое значение для понимания развития ребенка в семье имеет учет его субъективного мира, т.к. эмоции и характер переживания ребенка обеспечивают пристрастность психического отражения и поэтому выступают в наибольшей степени субъективным фактором формирования его «Я». [8]
Детство
характеризуется тесной эмоциональной
привязанностью ребенка к родителям
(особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности
в любви, уважении, признании. Ребенок
еще не может хорошо ориентироваться
в тонкостях межличностного общения,
не способен понимать причины конфликтов
между родителями, не владеет средствами
для выражения собственных
Таким
образом, семья для ребенка является
ближайшей микросредой
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Особенности
взаимодействия ребенка с родителями,
степень их отзывчивости, наличие
эмоциональных связей и отношений
привязанностей оказывают влияние
на протяжении всего периода детства,
так и в дальнейшей жизни, являются
своеобразным эталоном построения его
отношений с другими людьми.
Таким образом, теоретическое исследование влияния неполной семьи на эмоциональную сферу ребенка позволяет нам сделать определенные выводы:
1.
Семья, являясь ячейкой
2.
В качестве главных форм
3. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей.
4. В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов.
5. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей.
6.
Развод – это стрессовая
7.
Нарушение эмоциональных
Согласно
логике нашего исследования, опираясь
на результаты теоретического анализа
научной психолого-педагогической литературы,
мы полагаем, что из всех эмоциональных
состояний, свойственных человеку, при
анализе эмоциональной сферы детей из
неполных семей наиболее актуальным представляется
исследование астенических состояний
– фрустрации, субдепрессии (пониженного
настроения) и, особенно, – тревожности.
На наш взгляд, количественные и качественные
показатели по данным эмоциональным состояниям
у детей, воспитывающихся в неполных семьях,
будут отличаться от таковых у их сверстников,
проживающих с обоими родителями.
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей