Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

      По  данными Е.О. Смирновой и В.С. Собкина, детям из неполных семей не хватает уверенности в себе и решительности в действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне, гибкости и непринужденности в отношениях[].  Некоторые исследования показывают, что дети из неполных семей, пережившие в детстве много событий, имевших негативную эмоциональную окраску, больше ориентируются на других людей, готовы думать о других даже в ущерб себе. Мы можем предположить, что пережитая ими психологическая травма способствует проявлениям сочувствия, желания быть полезным другим. Вполне вероятно, что они более склонны проявлять заботу и сопереживание, чем дети с позитивным прошлым, поскольку на собственном опыте познали боль.

     Согласно  некоторым данным наиболее уязвим при  распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного  легче переживают развод: дети в  таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что  значительно снижает эмоциональное  напряжение и уменьшает вероятность  нервных срывов.

     В свете существующих проблем одним  из острейших вопросов являются эмоциональные  состояния детей, так как именно они очень важны в осуществлении  любой практической деятельности, в  том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и  в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции. Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер[]. Длительно переживаемые отрицательные эмоциональные состояния оказывают пагубное влияние здоровье ребенка, физиологическое состояние организма

     Американские  ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей  эмоциональные трудности. Среди  эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны  с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей – чувство  одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека.

     Дети  из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены  в своих силах, а некоторые  даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают  в одиночестве, и их это устраивает. Дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными. В первое время  после ухода одного из родителей  у детей чаще всего наблюдается  сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность  или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание –  замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные  воспоминания и фантазии.

     Эмоциональный фон деятельности и общения у  детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполной семьи тяжелее  адаптироваться к жизни, но они стремятся  к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение к матери, вследствие отсутствия отца. При этом изучение материнского отношения к детям  из данного типа семей не выявило  значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются  обеспечить хорошую семейную атмосферу  в семье, но дети из неполных семей  требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они  и сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.

     Психологический дискомфорт детей из неполных семей проявляется, во-первых, в тревожности детей (тревожность как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи) и, во-вторых, в личных проблемах детей как следствие семейного неблагополучия. Для детей из неполных семей характерно обостренное беспокойство о здоровье близких, которое объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы

     Дети  развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки  со стороны семьи и более остро  испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.

     Психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи  с отсутствием в неполной семье  мужского эталона идентификации  одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей  родительской роли. Однако эта смена  стратегии отношений с сыном  приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать  материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик  лишается не только отца, но и частично матери. На основании результатов  психологических тестов исследователи  приходят к следующим неутешительным выводам.

     Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье  чаще испытывают чувство одиночества  и трудности в общении, чем  девочки или дети из полных семей. Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в  неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей  в результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей уход одного из них связан с представлением о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости. Дети развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам.

     Согласно  взглядам отечественных  психологов и педагогов  Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и  др. об объективных  и субъективных детерминантах  развития личности, особое значение для  понимания развития ребенка в семье  имеет учет его  субъективного мира, т.к. эмоции и характер переживания ребенка  обеспечивают пристрастность психического отражения  и поэтому выступают  в наибольшей степени  субъективным фактором формирования его  «Я». [8]

     Детство характеризуется тесной эмоциональной  привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности  в любви, уважении, признании. Ребенок  еще не может хорошо ориентироваться  в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

     Таким образом, семья для ребенка является ближайшей микросредой формирующей  личность, безусловно, самым лучшим средством воспитания детей являются хорошие отношения родителей  с детьми, понимание родителями внутреннего  мира своего ребенка, его проблем  и переживаний, умение поставить  себя на место своих детей. Частые конфликты, громкие ссоры в семье  вызывают у детей постоянное чувство  беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут  стать источником их психического нездоровья.

     Семья является одним из самых важных и  влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия  воспитания, социальное положение семьи, род занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

     Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие  эмоциональных связей и отношений  привязанностей оказывают влияние  на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его  отношений с другими людьми. 

      Таким образом, теоретическое исследование влияния неполной семьи на эмоциональную  сферу ребенка позволяет нам  сделать определенные выводы:

      1. Семья, являясь ячейкой общества, выполняет ряд важнейших функций  – репродуктивную, экономическую,  воспитательную, коммуникативную, организации  досуга и отдыха, – между которыми  существует тесная взаимосвязь,  взаимопроникновение и взаимодополняемость.

     2. В качестве главных форм семейной  дезорганизации выступают неполная  семейная группа, незаконнорожденность; распад семьи из-за намеренного  ухода одного из супруга; семья  «как пустая оболочка»; семейный  кризис, вызванный внешними событиями;  внутренние катастрофы.

     3. Отсутствие одного родителя в  семье может явиться причиной  неполноценного, неудачного воспитания  детей.

     4. В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов.

     5. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей.

     6. Развод – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию  одного или обоих партнеров,  и особенно детей.

     7. Нарушение эмоциональных отношений  в семье оказывает негативное  влияние на формирование личности  ребенка. У детей, потерявших  одного из родителей, отмечаются  эмоциональные трудности. 

     Согласно логике нашего исследования, опираясь на результаты теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы, мы полагаем, что из всех эмоциональных состояний, свойственных человеку, при анализе эмоциональной сферы детей из неполных семей наиболее актуальным представляется исследование астенических состояний – фрустрации, субдепрессии (пониженного настроения) и, особенно, – тревожности. На наш взгляд, количественные и качественные показатели по данным эмоциональным состояниям у детей, воспитывающихся в неполных семьях, будут отличаться от таковых у их сверстников, проживающих с обоими родителями. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей