Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
Неполная семья − это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].
Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Наиболее часто встречающаяся причина возникновения неполной семьи в наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, часто испытывает чувства неполноценности, страха, стыда. Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими[].
Среди
мотивов разводов, проанализированных
в работах отечественных
Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений, таких как изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; распространение добрачных связей; изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; утрата семьей своей производственной функции; неподготовленность молодежи к браку; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания.
Поскольку
подавляющее большинство
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические.
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны создают трудности женщине для реализации себя в профессиональной сфере: решающее значение на выбор матери оказывает материальная ответственность [1, 4]. Многие женщины отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время забота о материальном благополучии и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он часто предоставлен самому себе. Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Е. Григорьева считает, что, если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать – ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве[].
Существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем [18]:
1) нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;
2) менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;
3) затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
4) становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
Отсутствие
одного родителя в семье может
явиться причиной неполноценного, неудачного
воспитания детей. В материнских
неполных семьях мальчики не видят
примера мужского поведения в
семье, что способствует формированию
в процессе их социализации неадекватного
представления о ролевых
Дети,
воспитывающиеся в
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу – дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, чаще всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы, окружая ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Психологические исследования А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др. свидетельствуют о том, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого» [5].
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву [7].
Неполная
семья, хотя и сталкивается с рядом
объективных трудностей, но, тем
не менее, обладает достаточным потенциалом
для полноценного воспитания детей.
Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся
главой неполной семьи, необходимо трезво
осознавать психологические особенности
создавшейся ситуации и не допускать,
чтобы они приводили к
К
трудностям, испытываемым в неполной семье,
относят отсутствие примера мужского(женского)
поведения; отсутствие примера взаимоотношения
полов (муж – жена, мать – отец); нарушение
образа родителей; отсутствие полноценного
источника знаний о мире; психологическую
уязвимость и незащищенность; проблемы
с дисциплиной и порядком; проблемы в межличностном
общении и социальной адаптации; повышенную
агрессивность ребенка; нарушение образа-Я;
опасность двигательной и сенсорной депривации;
опасность материнской депривации (при
условии высокой занятости матери и как
следствие – недостаток общения с матерью).
2.4.
Отношения матери
с детьми в неполной
семье
В
неполной семье одинокая мать имеет
более выраженную установку на воспитание
детей, чем мать в полной семье. Особенно
это заметно в семье
Одна
из них – применение жестких мер
воспитательного воздействия, в
первую очередь по отношению к
мальчикам. Обусловливается подобное
отношение, по мнению специалистов, тем,
что мать ревниво относится к
встречам сына с отцом, испытывает к
сыну постоянное чувство эмоциональной
неудовлетворенности и
Вторая крайность в поведении матери после развода заключается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической личности.
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей