Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

     Детские психологи, занимающиеся изучением  проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки  успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд  трудностей, с которыми рано или  поздно придется встретиться каждому  одинокому родителю.

     Неполная  семья − это группа ближайших  родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими  несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения  брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую  и материнскую семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].

     Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

      Наиболее  часто встречающаяся причина  возникновения неполной семьи в  наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей. Ребенок, выросший в  такой семье, получает психологическую  травму, часто испытывает чувства  неполноценности, страха, стыда. Сравнительные  данные статистики за 10 лет показывают, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах  и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в  повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими[].

     Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, можно выделить следующие: пьянство или наркомания одного из супругов; конфликты и скандалы; плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство  в отношения молодой семьи; измена мужа или жены; сексуальная несовместимость[]. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту – отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.

     Внебрачная  семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

     Рост  неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений, таких как изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; распространение добрачных связей; изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; утрата семьей своей производственной функции; неподготовленность молодежи к браку; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания.

     Поскольку подавляющее большинство неполных семей образуется в результате развода, мы в дальнейшем будем опираться  на социально-психологические характеристики именно этих семей.

     Существует  ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические.

     В последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка  без отца, сама должна нести ответственность  за благосостояние своей семьи. Необходимость  ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны создают трудности  женщине для реализации себя в  профессиональной сфере: решающее значение на выбор матери оказывает материальная ответственность [1, 4]. Многие женщины отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время забота о материальном благополучии и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он часто предоставлен самому себе. Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.

     Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Е. Григорьева считает, что, если матери приходится воспитывать ребенка  одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать –  ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве[].

     Существуют  различные, зачастую противоречивые точки  зрения о том, каким образом может  повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к  мысли о том, что отсутствие в  семье не просто отца, а, прежде всего  мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния  в неполных семьях проявляется в  следующем [18]:

     1) нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

     2) менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

     3) затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

     4) становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

     Отсутствие  одного родителя в семье может  явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских  неполных семьях мальчики не видят  примера мужского поведения в  семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного  представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца [4]. Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков, при его отсутствии ребенку недостает того, в чем выражаются особенности мужской психики, и это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму. Такое положение также влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажая их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

     Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений  мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в  частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности  семейного воспитания. При этом ребенок  выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление  этой составляющей воспитательного  процесса в неполной семье деформируется  в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам  добавляются отсутствие материнской  ласки, без которой воспитание детей  тоже не может быть полноценным.

     Следующая социальная характеристика, которая  требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие  уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу – дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, чаще всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей.

     Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают  по причине ухода отца. Матери редко  удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой  оказался ребенок. При этом она стремится  с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы, окружая ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

     Психологические исследования А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др. свидетельствуют о том, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого» [5].

     Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной  в воспитательном аспекте. Указанные  проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе  не следует, что они обязательно  возникнут. В ряде случаев психологическая  атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в  формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье  ребенок сталкивается с гораздо  более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и  живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву [7].

     Неполная  семья, хотя и сталкивается с рядом  объективных трудностей, но, тем  не менее, обладает достаточным потенциалом  для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности  создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных  неполных семей свидетельствует о том, что это возможно.

     К трудностям, испытываемым в неполной семье, относят отсутствие примера мужского(женского) поведения; отсутствие примера взаимоотношения полов (муж – жена, мать – отец); нарушение образа родителей; отсутствие полноценного источника знаний о мире; психологическую уязвимость и незащищенность; проблемы с дисциплиной и порядком; проблемы в межличностном общении и социальной адаптации; повышенную агрессивность ребенка; нарушение образа-Я; опасность двигательной и сенсорной депривации; опасность материнской депривации (при условии высокой занятости матери и как следствие – недостаток общения с матерью). 
 
 

2.4. Отношения матери  с детьми в неполной  семье 

     В неполной семье одинокая мать имеет  более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных  супругов. Процесс воспитания и вся  система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При  этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются  две крайности.

     Одна  из них – применение жестких мер  воспитательного воздействия, в  первую очередь по отношению к  мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к  встречам сына с отцом, испытывает к  сыну постоянное чувство эмоциональной  неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношениях в семье.

     Вторая  крайность в поведении матери после развода заключается в  том, что она стремится своим  влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что  способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой  извне, эгоистической личности.

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей