Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

      Некоторые исследования говорят о том, что  наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества  и неприязни со стороны других детей.

      Эмоции  подростков в значительной мере связаны  с общением. Поэтому для личности значимые отношения к другим людям  определяют как содержание, так и  характер эмоциональных реакций. Подросток  в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся  в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационно сфере.

      У подростков по сравнению со школьниками  младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. К. Изард, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская утверждают, что начиная  с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более  опосредованными отношениями к  этим эмоциям [Ильин].

      Для эмоциональной сферы подростков характерны:

      1) очень большая эмоциональная  возбудимость, поэтому подростки  отличаются вспыльчивостью, бурным  проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное  дело, страстно отстаивают свои  взгляды, готовы «взорваться»  на малейшую несправедливость  к себе и своим товарищам;

      2) большая устойчивость эмоциональных  переживаний по сравнению с  младшим школьниками; в частности,  подростки долго не забывают  обиды;

      3) повышенная готовность к ожиданию  страха, проявляющая в тревожности.  В. Н. Кисловская, 1972 установила, что  самая высокая тревожность наблюдается  именно в подростковом возрасте. Повышение тревожности в старшем  подростковом возрасте связано  с появлением интимно-личностных  отношений с человеком, вызывающи,  различные эмоции, в том числе  в связи со страхом показаться  смешным;

      4) противоречивость чувств: часто  подростки с жаром защищают  своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения;  обладая высокоразвитым чувством  собственного достоинства, они  могут заплакать от обиды, хотя  и понимают, что плакать стыдно;

      5) возникновение переживания не  только по поводу оценки подростков  другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в  результате роста их самосознания;

      6) сильно развитое чувство принадлежности  к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителей; часто появляется страх быть отверженным группой;

      7) предъявление высоких требований  к дружбе, в основе которой  лежит не совместная игра, как  у младших школьников, а общность  интересов, нравственных чувств. Дружба у подростков более  избирательна и интимна, более  длительна; под влиянием дружбы  изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную  сторону; распространена групповая  дружба;

      8) проявление гражданского чувства  патриотизма.

     Развитие  эмоций неразрывно связано с развитием  личности в целом. Так, по данным Уолтера Б. Кэннона, например, маленькие дети обычно бегут от опасности в буквальном смысле слова, тогда как старшие дети чаще преодолевают опасность с помощью вербальных средств. По мере развития человек научается различным реакциям на переживание страха, но все эти способы не более чем усложненные модификации одного и того же типа реакции – реакции устранения воспринимаемой угрозы, бегства от нее.  

      Таким образом, проведя теоретический  анализ научной психологической  литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных явлений и развития эмоциональной сферы детей, мы можем  сделать следующие выводы:

      1. Эмоции понимаются как элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

      2. Нейропсихологические исследования  указывают на многомерность и  системность эмоций как психического  продукта и наличие их четких  мозговых коррелятов.

      3. Основное биологическое значение  эмоций состоит в способности  человека оценить свое внутреннее  состояние, возникшую потребность  и возможность ее удовлетворения, а также результат уже совершенных  действий.

      4. Социальное значение эмоций выражается  в процессе успешности (или неуспешности) адаптации человека к окружающей  среде.

      5. Каждое из эмоциональных явлений  внутри себя имеет подвиды,  которые в свою очередь, могут  оцениваться по разным параметрам  – интенсивности, продолжительности,  глубине, осознанности, происхождению,  условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике  развития, направленности, по способу  их выражения во внешнем поведении  (экспрессии) и по нейрофизиологической  основе.

      6. Эмоциональная сфера детей имеет  свои особенности на каждом  этапе онтогенетического развития. 

     Эмоциональное состояние и социальное поведение  детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Особые индивидуальные эмоциональные характеристики могут наблюдаться у детей при отсутствии одного из родителей в семье. Существует ряд исследований, свидетельствующих о нарушении психического развития ребенка из неполной семьи. Такие негативные эмоциональные состояния, как стресс, субдепрессия, фрустрация, тревожность, могут возникать у детей, воспитывающихся и в семьях с обоими родителями, но, на наш взгляд, дети из неполных семей представляют в данном случае группу риска. Рассмотрим влияние неполной семьи на психическое развитие и эмоциональную сферу ребенка.

 

II. ВЛИЯНИЕ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ НА ЛИЧНСОТНЫЕ КАЧЕСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЕНКА 
 

2.1. Проблемы современной  семьи 

      Важнейшим институтом социализации подрастающего  поколения является родительская семья, в которой формируются основы характера человека, его ценностные ориентации, нормы поведения и  взаимодействия с окружающими. Серьезные  социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует  традиционные семейные отношения. Тенденции  развития современной семьи выглядят так: резкое падение количества заключаемых  браков, увеличение числа людей, не стремящихся иметь семью, снижение детности семей.

      Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

     Основное  назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой  общества, семья удовлетворяет ряд  его важнейших потребностей, в  том числе и в воспроизводстве  населения. В то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого  своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и  вытекают основные функции семьи:

     1) воспитательная функция;

     2) экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

     3) эмоциональная функция – удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

     4) функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

     5) функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др. [13]

     Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение  и взаимодополняемость. Понятно, что  в монородительской (семья с одним  родителем) семье перечисленные  функции не могут реализовываться  в полном объеме.

     Согласно  точке зрения Х. Людерера и К. Джексона, «хорошим браком считается тот, который  характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций» [ цит. по: 51, с. 119. 229352 ]. А.Н. Обозова считает, что «стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств» [цит. по: 52, с. 87. 229352]. Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

     Общество  постоянно меняется, вместе с ним  меняется и семья. Семья – это  живая, постоянно меняющаяся система, меняющаяся не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов  развития. На семью влияют также  такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация, эмансипация женщин и др. Возникают проблемы, которых  не было раньше [11].

     Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию как «разрыв  семейного единства, нарушение структуры  социальных ролей, когда один или  более членов семьи не могут точно  выполнять свои ролевые обязанности»[].

 

     В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:

     1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе  нельзя говорить, что она распалась  – она никогда не существовала, – незаконнорожденность может  все-таки расцениваться как одна  из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не  может выполнять своих ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.

     2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.

     3. Семья «как пустая оболочка»,  когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.

     4. Семейный кризис, вызванный внешними  событиями: смерть одного из  супругов, заключение в тюрьму  и т.д.

     5. Внутренние катастрофы, связанные  с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей.

     Данная  классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение – обязательным атрибутом ее существования [14].

     Рассмотрим  подробнее социально-психологические  характеристики неполной семьи.

 

2.3. Социально-психологическая характеристика неполных семей[16607] 

     Семья для ребенка является ближайшей микросредой, первой и часто  почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим  фактором, формирующим  личность, нравственные чувства, навыки социального  поведения. Без разумной и деятельной родительской любви, сочувствия, сопереживания  ребенку эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а от его прочности  зависит духовное здоровье человека.

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей