Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей.
Эмоции
подростков в значительной мере связаны
с общением. Поэтому для личности
значимые отношения к другим людям
определяют как содержание, так и
характер эмоциональных реакций. Подросток
в основание своего эмоционального
эталона кладет не общее, повторяющееся
в разных людях, а индивидуальные
особенности конкретного
У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. К. Изард, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская утверждают, что начиная с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более опосредованными отношениями к этим эмоциям [Ильин].
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
1)
очень большая эмоциональная
возбудимость, поэтому подростки
отличаются вспыльчивостью, бурным
проявлением своих чувств, страстностью:
они горячо берутся за
2)
большая устойчивость
3)
повышенная готовность к
4)
противоречивость чувств: часто
подростки с жаром защищают
своего товарища, хотя понимают,
что тот достоин осуждения;
обладая высокоразвитым
5)
возникновение переживания не
только по поводу оценки
6)
сильно развитое чувство
7)
предъявление высоких
8)
проявление гражданского
Развитие
эмоций неразрывно связано с развитием
личности в целом. Так, по данным Уолтера
Б. Кэннона, например, маленькие дети обычно
бегут от опасности в буквальном смысле
слова, тогда как старшие дети чаще преодолевают
опасность с помощью вербальных средств.
По мере развития человек научается различным
реакциям на переживание страха, но все
эти способы не более чем усложненные
модификации одного и того же типа реакции
– реакции устранения воспринимаемой
угрозы, бегства от нее.
Таким
образом, проведя теоретический
анализ научной психологической
литературы, посвященной проблеме изучения
эмоциональных явлений и
1.
Эмоции понимаются как
2.
Нейропсихологические
3.
Основное биологическое
4.
Социальное значение эмоций
5.
Каждое из эмоциональных
6.
Эмоциональная сфера детей
Эмоциональное состояние и социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Особые индивидуальные эмоциональные характеристики могут наблюдаться у детей при отсутствии одного из родителей в семье. Существует ряд исследований, свидетельствующих о нарушении психического развития ребенка из неполной семьи. Такие негативные эмоциональные состояния, как стресс, субдепрессия, фрустрация, тревожность, могут возникать у детей, воспитывающихся и в семьях с обоими родителями, но, на наш взгляд, дети из неполных семей представляют в данном случае группу риска. Рассмотрим влияние неполной семьи на психическое развитие и эмоциональную сферу ребенка.
II.
ВЛИЯНИЕ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
НА ЛИЧНСОТНЫЕ КАЧЕСТВА
И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ
РЕБЕНКА
2.1.
Проблемы современной
семьи
Важнейшим
институтом социализации подрастающего
поколения является родительская семья,
в которой формируются основы
характера человека, его ценностные
ориентации, нормы поведения и
взаимодействия с окружающими. Серьезные
социально-экономические и
Семья
– это основанная на единой общесемейной
деятельности общность людей, связанных
узами супружества-родительства-
Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи:
1) воспитательная функция;
2) экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
3) эмоциональная функция – удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
4) функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);
5) функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др. [13]
Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.
Согласно точке зрения Х. Людерера и К. Джексона, «хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций» [ цит. по: 51, с. 119. 229352 ]. А.Н. Обозова считает, что «стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств» [цит. по: 52, с. 87. 229352]. Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Общество
постоянно меняется, вместе с ним
меняется и семья. Семья – это
живая, постоянно меняющаяся система,
меняющаяся не только под воздействием
социально-экономических
Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности»[].
В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
1.
Неполная семейная группа, незаконнорожденность.
Хотя о такой семейной группе
нельзя говорить, что она распалась
– она никогда не существовала,
– незаконнорожденность может
все-таки расцениваться как
2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.
3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.
4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.
5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей.
Данная
классификация позволяет
Рассмотрим
подробнее социально-
2.3.
Социально-психологическая
характеристика неполных
семей[16607]
Семья для ребенка является ближайшей микросредой, первой и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором, формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Без разумной и деятельной родительской любви, сочувствия, сопереживания ребенку эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а от его прочности зависит духовное здоровье человека.
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей