Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

     Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

     1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются  на первое место в системе  жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека  является одной из форм деформации  воспитания.

     2) Отстраненность матери от собственно  воспитательного процесса и чрезмерная  ориентация на материальную заботу  о ребенке. Впоследствии, такой  ребенок начинает требовать от  матери все большего, но, т.к. она  уже не в состоянии выполнять  возрастающие запросы, это становится  причиной многочисленных конфликтов  и переживаний.

     3) Препятствие контактам ребенка  с отцом, вплоть до настойчивого  искоренения унаследованных от  него качеств, что обусловлено  неприязнью матери к бывшему  мужу.

     4) Двойственное отношение к ребенку,  проявляющееся то в приступах  чрезмерной любви, то во вспышках  раздражения.

     5) Стремление матери сделать ребенка  образцовым, несмотря на то, что  у него нет отца. Мать становится  «домашним надзирателем». Ребенок  либо становится пассивным, либо  включается в жизнь уличных  компаний.

     6) Отстраненность матери от ухода  за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут  быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов,  удовлетворению которых ребенок  мешает, недоброжелательного отношения  к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения [5. 20142].

     Распад  семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные  переживания, взрослые меняют отношение  к ребенку: кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело  посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные  черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом  из этих случаев внутренняя дисгармония  взрослого в послеразводном кризисе  накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, на его эмоциональное состояние, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания.

     Именно  на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской  психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положения его семейного  «кодекса», адресованного разведенным  родителям, сводятся к следующему:

      1. Разводу супругов нередко предшествуют  многие месяцы разногласий и  семейных ссор, которые трудно  скрыть от ребенка и которые  волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются  с ним плохо, даже если полны  благих намерений отстранить  его от решения собственных  проблем.

      2. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто  своих чувств. Больше того: он  воспринимает уход отца как  отказ от него, ребенка. Эти  переживания продолжаются многие  годы.

      3. Очень часто после развода  мать вновь вынуждена пойти  на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем прежде, он чувствует себя отвергнутым и ею.

      4. Какое-то время после развода  отец регулярно навещает ребенка.  Это глубоко волнует малыша. Если  отец проявляет к нему любовь  и великодушие, развод кажется  ребенку еще мучительнее и  необъяснимее, он с недоверием  и обидой смотрит на мать. Если  же отец держится сухо и  отчужденно, ребенок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним  видеться, и в результате у  малыша может возникнуть комплекс  вины. Если родители вдобавок  охвачены желанием мстить друг  другу, они заполняют сознание  ребенка вредным вздором, ругая  один другого, подрывая тем  самым психологическую опору,  которую обычно дает малышу  нормальная семья.

      5. Воспользовавшись расколом семьи,  ребенок может сталкивать родителей  друг с другом и извлекать  из этого выгоду для себя. Заставляя  завоевывать свою любовь, ребенок  вынуждает баловать себя. Его  интриги и агрессивность со  временем могут даже вызвать  одобрение родителей.

     6. Отношения ребенка с товарищами  нередко портятся из-за их нескромных  расспросов, сплетен и его нежелания  отвечать на вопросы об отце.

     7. С уходом отца дом лишается  мужского начала: матери труднее  водить мальчика на стадион,  развивать его чисто мужские  интересы. Ребенок уже не видит  отчетливо, какую роль в доме  играет мужчина. Что касается  девочки, то ее правильное отношение  к мужскому полу может легко  исказиться из-за нескрываемой  обиды на отца и несчастливого  опыта матери. Кроме того, ее представление  о мужчине складывается не  на примере отца и потому  может оказаться неверным.

      8. На малыше, так или иначе, отражаются  страдания и переживания матери. В новом положении женщине,  конечно, гораздо труднее выполнять  свои материнские обязанности.

      Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с  ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в распавшейся семье, не исчерпываются [1]. 
 
 

2.5. Личностные особенности и эмоциональное состояние детей из неполных семей [16607] 

     Семейные  взаимоотношения рассматриваются  через призму восприятия ребенком окружающего  мира. Поведение ребенка и его  личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.

     Существует  распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный  климат, от которого в большой степени  зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы  ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. Дети, растущие без отца или при его  неадекватном влиянии, нередко «хромают»  в межличностном общении –  как со своим, так и с противоположным  полом [16].

     Известно, что появление эмоциональных  реакций и состояний связано  с рядом неблагоприятных событий  в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или  развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок  пережил в детстве разлуку  с отцом.

     В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам  устойчивости семьи и супружеских  конфликтов, в результате анализа  последствий разводов делает следующие  выводы:

     1. Большая часть разведенных мужчин  и женщин не имеют возможности  (желания) вступить в повторный  брак, а значительная часть разведенных  женщин, имеющих детей, совсем  не вступает в повторный брак.

     2. Возможности деторождения разведенных  женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет  на процессы расширения воспроизводства  населения.

     3. Вследствие разводов увеличивается  численность неполных семей, в  которых ребенок воспитывается  одним из родителей.

     4. Рост безотцовщины при живом  отце увеличивает вероятность  отклоняющегося поведения среди  подростков, отрицательно влияет  на их успеваемость.

     5. Развод создает травмирующие  ситуации, способные вызвать нервно-психические  расстройства, как у родителей,  так и у детей[].

     Ежегодно  в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч  детей[7].

     Развод, по мнению В.А. Сысенко, – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и  особенно детей. Ситуация развода в  семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет  и не может быть развода ни с  отцом, ни с матерью. Родители не могут  стать для него чужими, если очень  не захотят этого. 7-12-летние особенно болезненно реагируют на развод дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

     Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни  ребенка. «Битва» родителей в  доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей  снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого  внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают  конфликты с друзьями[].

     По  данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

     Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую  испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что  это происходит потому, что новорожденные  пребывают как бы в симбиозе с  матерью, остаются частью ее организма.

     Не  менее тяжело переживают распад семьи  и дети дошкольного возраста. Некоторые  исследования показали, что для ребенка-дошкольника  развод родителей – это ломка  устойчивой семейной структуры, привычных  отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и  матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали  на распад семьи плачем, расстройством  сна, повышенной пугливостью, снижением  познавательных процессов, проявлением  неопрятности, пристрастием к собственным  вещам и игрушкам.  Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

     Многие  исследователи отмечают повышенный уровень агрессии у мальчиков, воспитывающихся  в неполной семье. А.И.Захаров  так  объяснил формирование агрессивного поведения  у мальчиков в неполной семье: «Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям» [12. стр.]. А.И.Захаров отмечает также, что мальчики, растущие без отцов, часто попадают под влияние более старших, демонстрирующих поведение «настоящего мужчины» [12].

     Агрессивное поведение детей в неполной семье можно объяснить, с одной стороны, отсутствием примеров нормативного мужского поведения и смещением представлений о поведенческих нормах в сторону преувеличенной жесткости и даже жестокости. С другой стороны, агрессивность мальчиков может быть защитой или протестом против неполноценного, на взгляд ребенка, семейного окружения. М.Николс утверждает, что мальчики из неполных семей чаще ведут себя асоциально и импульсивно; они хуже поддаются контролю и чаще восстают против авторитета взрослых [23].

      Душевная  травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. У подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается  занижение самооценки [19]. Исследования показывают, что для подростков из неполных семей особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, направленность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, при этом они менее склонны соблюдать требования социума, слабо выражены ответственность, долженствование, необходимость[].

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей