Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат
Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1)
Гиперопека, когда ребенок и проблемы,
связанные с ним, выдвигаются
на первое место в системе
жизненных ценностей и
2)
Отстраненность матери от
3)
Препятствие контактам ребенка
с отцом, вплоть до
4)
Двойственное отношение к
5)
Стремление матери сделать
6)
Отстраненность матери от
Распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, на его эмоциональное состояние, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания.
Именно на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положения его семейного «кодекса», адресованного разведенным родителям, сводятся к следующему:
1.
Разводу супругов нередко
2.
Ребенок ощущает отсутствие
3. Очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем прежде, он чувствует себя отвергнутым и ею.
4.
Какое-то время после развода
отец регулярно навещает
5.
Воспользовавшись расколом
6.
Отношения ребенка с
7.
С уходом отца дом лишается
мужского начала: матери труднее
водить мальчика на стадион,
развивать его чисто мужские
интересы. Ребенок уже не видит
отчетливо, какую роль в доме
играет мужчина. Что касается
девочки, то ее правильное
8.
На малыше, так или иначе, отражаются
страдания и переживания
Вышеуказанные
обстоятельства в сочетании с
ошибками, которые допускают матери
в воспитании детей в разведенной семье,
могут привести не только к нарушениям
психического развития ребенка, но и к
деформации его личности в целом. Но этим
психологические проблемы детей, воспитывающихся
в распавшейся семье, не исчерпываются
[1].
2.5.
Личностные особенности
и эмоциональное состояние
детей из неполных семей
[16607]
Семейные
взаимоотношения
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. Дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко «хромают» в межличностном общении – как со своим, так и с противоположным полом [16].
Известно,
что появление эмоциональных
реакций и состояний связано
с рядом неблагоприятных
В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы:
1.
Большая часть разведенных
2.
Возможности деторождения
3.
Вследствие разводов
4.
Рост безотцовщины при живом
отце увеличивает вероятность
отклоняющегося поведения
5.
Развод создает травмирующие
ситуации, способные вызвать нервно-
Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей[7].
Развод, по мнению В.А. Сысенко, – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. 7-12-летние особенно болезненно реагируют на развод дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.
Последствия
развода родителей могут
По
данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина,
детям из неполных семей для их
полноценного психического развития не
хватает своевременной
Исследования,
проведенные психологами и
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.
Многие исследователи отмечают повышенный уровень агрессии у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье. А.И.Захаров так объяснил формирование агрессивного поведения у мальчиков в неполной семье: «Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям» [12. стр.]. А.И.Захаров отмечает также, что мальчики, растущие без отцов, часто попадают под влияние более старших, демонстрирующих поведение «настоящего мужчины» [12].
Агрессивное поведение детей в неполной семье можно объяснить, с одной стороны, отсутствием примеров нормативного мужского поведения и смещением представлений о поведенческих нормах в сторону преувеличенной жесткости и даже жестокости. С другой стороны, агрессивность мальчиков может быть защитой или протестом против неполноценного, на взгляд ребенка, семейного окружения. М.Николс утверждает, что мальчики из неполных семей чаще ведут себя асоциально и импульсивно; они хуже поддаются контролю и чаще восстают против авторитета взрослых [23].
Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. У подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки [19]. Исследования показывают, что для подростков из неполных семей особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, направленность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, при этом они менее склонны соблюдать требования социума, слабо выражены ответственность, долженствование, необходимость[].
Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей