Проблемы неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей в современном обществе.
Задачи работы определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время, выделить и провести анализ основных функций современной семьи, на основе этого выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения.

Оглавление

Введение..............................................................................................3
Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе.............................................................................................4
1. Семья как объект социологического исследования...............................................................................4
2. Типы и функции семьи..................................................................................................................8
Глава 2. Проблема неполных семей ............................................................................................................................14
2.1. О семьях с одним родителем..........................................................14
2.2. Негативные факторы воспитания.....................................................................................................19
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации..........................................................................................................24
Заключение.........................................................................................28

Библиография.....................................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая_Проблемы неполных семей.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Московский  Авиационный Институт

(Государственный  Технический Университет) 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по социологии 

на тему: «Проблема неполных семей» 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка группы 10-202 Зеленцова  М.Н. 

                  Приняла: Доцент кафедры «Социологии, психологии и социального менеджмента»

                    Коломоец  Е.Н. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение..............................................................................................3 

Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе.............................................................................................4

    1. Семья как объект социологического исследования...............................................................................4
    2. Типы и функции семьи..................................................................................................................8

Глава 2.   Проблема неполных семей ............................................................................................................................14

2.1.  О семьях с одним родителем..........................................................14

2.2.  Негативные факторы воспитания.....................................................................................................19

2.3.  Пути выхода из сложившейся ситуации..........................................................................................................24 

Заключение.........................................................................................28

 

Библиография.....................................................................................30 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими  исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.

     Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей в современном обществе.

     Задачи  работы определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время, выделить и провести анализ основных функций современной семьи, на основе этого выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения.

     Я считаю нужным освятить эти проблемы, так как в последние десятилетия  XX века и, особенно в начале нового тысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, неминуемо произойдет распад семьи как социальной системы, и я считаю, что надо уже сейчас начинать делать все возможное, чтобы этого не произошло. 
 
 
 

         Глава 1. Общая роль семьи  в современном  обществе

     В этой главе я раскрою  понятие семьи  в целом, но сначала  надо определиться, что же представляет этот институт как объект социологического исследования.

     1.1.Семья как объект социологического исследования: структура, жизнедеятельность, тенденции и проблемы

     Примерно  до середины XIX века семья рассматривалась как изначально моногамная ячейка общества. Философов античности, средневековья и отчасти Нового времени семья интересовала не как социальный институт, а интересовало только ее отношение к социальным порядкам и к государству. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьи патриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьей и собственностью. Гегель писал: « Семья в качестве  лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака».1

     Таким образом, в процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества.

     Резко возрос интерес к проблемам семьи  в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека : на его положение на работе, в быту, в семье.

     Такие изменения Э. Тоффлер2 определил как переход к информационному обществу. Он говорил о том, что до индустриальной революции формы семьи были неодинаковы. Когда господствовало сельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях под одной крышей и работали вместе как производственная ячейка («общая семья» в Индии, «задруга» на Балканах, «большая семья» в Восточной Европе). И семья тогда была неподвижной – она своими корнями уходила в землю.

       Во время индустриальной революции  семьи испытали стресс от перемен:  внутри каждой такой семьи  столкновение между традиционными  устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной,  социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах.

     Начиная с 70-х годов XX века, прежняя нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается число детей, рожденных вне брака. В 1997 г. В России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93%3.

     Таким образом, можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

      • Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;
      • Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;
      • Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

     Соотношение удельного веса между этими видами семей в России по структурному признаку следующее:

      • Нуклеарная семья – около 80%;
      • Неполная семья – около 19%;
      • Родственная семья, с несколькими брачными парами и многодетная – 1%.4

      Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял  семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства».5 Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

      • Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
      • Увеличение так называемых  “легкомысленных”, необдуманных браков;
      • Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
      • Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
      • Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
      • Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
      • Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
      • Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
      • Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.6

     В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

     Несмотря  на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: а) семья как социальный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; б) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.

     Но  нельзя говорить о том, что кризиса  института семьи нет, он есть и, самостоятельно, без помощи государства и других социальных институтов, семье не подняться.

           1.2.Типы и функции семей

     В п.1.1. мы определились с тем, какой  смысл понимается под термином «семья»  в современном обществе и выделили структурные составляющие семьи. Теперь обозначим типы и функции семьи.

     Типы  семей. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). При классификации семей исходят из сочетаний видов семей, описанных в п.1.1.

     И так, определимся с типами семей:

    1. Семьи  с одной брачной парой с  детьми и без детей.

    2. Семьи  с одной брачной парой с  детьми и без детей с одним родителем.

    3. Семьи  с одной брачной парой с  детьми и без детей с одним  из родителей супругов.

    4. Семьи  с двумя или более брачными  парами, с детьми и без детей,  с одним из супругов (или без  него) и с другими родственниками (или без них).

    5. Семьи,  состоящие из матери с детьми.

    6. Семьи,  состоящие из матери (отца) с детьми.

    7. Семьи,  состоящие из матери с детьми  с одним из родителей матери (отца).

    8. Семьи,  состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).

    9. Прочие  семьи.7

      Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные (см. стр. 6)

      Функции семьи. Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

Информация о работе Проблемы неполных семей