Половая идентификация детей в полной и неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе объектом является: половая идентификация детей.
Предмет: половая идентификация детей из неполных семей.
Цель: выявить особенности половой идентификации детей из неполных семей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3
1. Семья как социальный институт………………………………………………5
1.1 Функции семьи………………………………………………………………..7
1.2 Типы неполных семей и источники их формирования …………………..10
2. Половая идентификация в неполной семье…………………………………11
2.1 Особенности протекания идентификации…………………………………20
3. Характеристика, используемых методик……………………………………23
3.1 Анализ и интерпретация результатов………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 4курс.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский  государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Половая идентификация  детей в полной и неполной семье

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3

1. Семья  как социальный институт………………………………………………5

1.1 Функции семьи………………………………………………………………..7

1.2 Типы неполных семей и источники их формирования …………………..10

2. Половая идентификация в неполной семье…………………………………11

2.1 Особенности протекания идентификации…………………………………20

3. Характеристика, используемых  методик……………………………………23

3.1 Анализ и интерпретация  результатов………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  использованной литературы……………………………………….......31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неполная семья является одной из самых острых проблем современного общества. Она возникает по ряду причин: смерти одного из родителей, рождения ребенка вне брака, но намного чаще из-за расторжения брака и раздельного проживания родителей. На сегодняшний день количество разводов увеличивается. Вырастает количество детей, которые воспитываются в неполных семьях.

Семья выполняет множество функций, одна из них – половая идентификация ребенка.

Процесс половой идентификации  – это осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

         В этой работе объектом является: половая идентификация детей.

Предмет: половая идентификация детей из неполных семей.

Цель: выявить особенности половой  идентификации детей из неполных семей.

Гипотеза  данной работы:

у детей  из неполных семей существуют затруднения  в половой идентификации с родителем своего пола и различается идентификация своего жизненного пути.

Задачи: 1) теоретический обзор литературы

              2) сравнительный анализ половой идентичности детей из полных и неполных семей.

Для исследования использовались следующие методики:

- Методика Захарова А. И. «Изучение идентификации детей и родителей».  Состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

-  Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания

Методика предназначена  для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые  связаны с идентификацией пола и  возраста. Предназначена для детей  от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Семья как социальный институт

Семья — это  малая  социальная группа, члены которой связаны браком, родительством  и  родством,  общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.  

Семья является источником и  звеном передачи подростку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации подростка.

По мнению Э. Арутюнянц  существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается  уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка  в такой семье – способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.

В детоцентрической семье главной  задачей родителей считается  обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх».  В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

Супружеская (демократическая) семья  – это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог  равных – родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

  Семья, как и любой другой  социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья – власть принадлежит жене, эгалитарная семья – власть равномерно распределяется между мужем и женой [20,45].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Функции семьи

 

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его  важнейших потребностей, в том  числе и в воспроизводстве  населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Семья участвует в  общественном производстве средств  к жизни, восстанавливает истраченные  на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. [7,73].

Семьи, где мужу принадлежит  безраздельная власть, встречаются  редко, зато появились семьи, где  главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции  зависит от воспитательного потенциала семьи. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи [10].

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения.  

Нередко с коммуникативной  функцией связывают деятельность по созданию психологического климата  семьи.

Функцию социализации большинство исследователей называют одним из главных показателей благополучия психолого-педагогического климата семьи. Под социализацией обычно понимают развитие ребенка во взаимодействии с окружающей средой, в ходе которого он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества[12,20]. Детство – период первичной социализации ребенка, которая проходит в семье, дошкольных и школьных учреждения, а также в компаниях друзей и сверстников. Семья выступает микрофактором социализации, оказывающим наиболее сильное влияние на формирующуюся личность по средствам воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Типы неполных семей и источники их формирования

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного  рождения ребенка, смерти одного из родителей  или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.   Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [8].

Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная  семья – семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная  семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

 

2. Половая идентификация в неполной семье

Именно родители с  самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой).

Как указывал И. С. Кон  в работе «Вкус запретного плода» (1991), первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.

Двухлетний ребенок  знает свой пол, но еще не умеет  обосновать эту атрибуцию.

В три-четыре года он уже  осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо  раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.

В шесть-семь лет ребенок  окончательно осознает необратимость  половой принадлежности, причем это  совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д. [11]

Информация о работе Половая идентификация детей в полной и неполной семье