Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:46, курсовая работа
В этой работе объектом является: половая идентификация детей.
Предмет: половая идентификация детей из неполных семей.
Цель: выявить особенности половой идентификации детей из неполных семей.
Введение…………………………………………………………………...............3
1. Семья как социальный институт………………………………………………5
1.1 Функции семьи………………………………………………………………..7
1.2 Типы неполных семей и источники их формирования …………………..10
2. Половая идентификация в неполной семье…………………………………11
2.1 Особенности протекания идентификации…………………………………20
3. Характеристика, используемых методик……………………………………23
3.1 Анализ и интерпретация результатов………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………
Мальчики больше интересуются областью отвлеченного. Они менее комфортны, чем девочки; более раскованы в поведении, хуже подчиняются общественным требованиям. Поэтому в неблагоприятных средовых условиях у них легче возникает отрицательное отношение к школе.
Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательны. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные – конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками.
Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Попытки самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более сложное представление о себе.
Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию и т.д., к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается психологическое, социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Несмотря на то, что пол человека является биологическим фактом, принятие или отвержение своей мужественности или женственности зависит от психологических факторов – от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти по неверному пути развития. Хотя большинство родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план.
Дети, родители которых
отвергают их пол, тоже, вероятно, будут
отвергать свой пол. Они могут
стремиться отвечать ожиданием родителей,
часто теряя собственную
Родитель того же пола, что и ребенок, является для него важным образцом поведения. Мальчики стараются отождествлять себя с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные или отрицательные установки по отношению к различным полам и на основании этого делая заключения о том, каким должен быть мужчина. Аналогично и девочки, подражая своим женским моделям, перенимают их поведение и установки.
Дети, которые не имеют достоверной модели поведения своего пола, часто обижаются на людей, или не доверяют людям одного с ними пола.
Рассуждая об особенностях протекания идентификации, следует упомянуть о таком феномене, как привязанность. Привязанность можно определить как эмоциональный вид отношений, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимость от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся у ребенка потребностей в безопасности и любви.
Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть истинно человеческих качеств.
Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт взрослого с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.
«Привязанность к матери
– первый групповой феномен в
системе формирующихся
3. Характеристика, используемых методик
Методики применялись для изучения половой идентификации детей 5-6 лет.
Испытуемые: 6 детей из полных семей (3 мальчика, 3 девочки) и 6 детей из неполных семей (3 мальчика, 3 девочки)
Методика Захарова А. И. «Изучение идентификации детей и родителей»
Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:
• Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;
• Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);
• Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
• Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя.
Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
1. большим возрастным периодом идентификации девочек;
2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
Методика исследования детского самосознания
(половозрастная идентификация) Белопольская
Методика предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.
Стимульный материал. Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости .
Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.
Исследование проводится в два этапа.
Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.
Процедура. Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако, в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.
Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. Если же выбор сделан неадекватно, все равно можно продолжать исследование.
В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована. Ниже будут приведены конкретные примеры поведения детей в экспериментальной ситуации.
На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.
Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.
Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору; то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
3.1 Анализ и интерпретация результатов
Методика Захарова А. И. «Изучение идентификации детей и родителей»
Для обработки опросника А.И. Захарова была использована следующая система подсчета баллов:
3 - идентификация с родителем своего пола
2 - идентификация с
родителем противоположного
1 – выбор себя
Гистограмма 1
Анализ средних значений по методике А. И. Захарова
Судя по показателям гистограммы, что девочки выше оценивают престижность и компетентность родителя своего пола, чем мальчики. Это может быть обусловлено тем, что данной выборке дети из неполной семьи воспитывались только матерями, то есть в семье нет лиц мужского пола.
Анализ достоверно - значимых различий
Показатели |
Критерий достоверности |
Среднее значение | ||
U |
p |
1 группа |
2 группа | |
Особенности эмоциональных отношений с родителями |
2 |
0, 01 |
11,5 |
7,33 |
По данной методике выявлены достоверно-значимые различия только по показателю особенностей эмоциональных отношений с родителями. У группы 1 (дети, из полных семей) эмоционально более теплые отношения с родителем как своего, так и противоположного пола, что благоприятно влияет на половую идентификацию ребенка.
У группы 2 (дети из неполных семей) эмоционально теплые отношения в большинстве случаев только с матерью, если в семье нет лица мужского пола (отчим, дедушка, дядя и т. д.)
В целом обе группы идентифицируют себя с родителями своего пола, достоверных различий по этому показателю не выявлено.
Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания
Испытуемые |
1 Младенец |
2 Дошкольница |
3 Школьница |
4 Девушка |
5 Женщина |
6 Старуха |
+ |
- | |
Полная семья |
Аня |
+ |
(+) |
+ |
+ |
+ |
5 |
6 | |
Маша |
+ |
(+) |
+ |
5 |
5 |
6 | |||
Ксюша |
+ |
(+) |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
6 | |
Неполная семья |
Полина |
+ |
(+) |
+ |
+ |
+ |
4 |
6 | |
Оля |
+ |
(+) |
4 |
5 |
2 |
5 | |||
Лена |
+ |
(+) |
+ |
3 |
1 |
Информация о работе Половая идентификация детей в полной и неполной семье