Половая идентификация детей в полной и неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе объектом является: половая идентификация детей.
Предмет: половая идентификация детей из неполных семей.
Цель: выявить особенности половой идентификации детей из неполных семей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3
1. Семья как социальный институт………………………………………………5
1.1 Функции семьи………………………………………………………………..7
1.2 Типы неполных семей и источники их формирования …………………..10
2. Половая идентификация в неполной семье…………………………………11
2.1 Особенности протекания идентификации…………………………………20
3. Характеристика, используемых методик……………………………………23
3.1 Анализ и интерпретация результатов………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 4курс.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного. Они менее  комфортны, чем девочки; более раскованы  в поведении, хуже подчиняются общественным требованиям. Поэтому в неблагоприятных  средовых условиях у них легче  возникает отрицательное отношение к школе.

Многие переживания, связанные  с отношением к себе, к своей  личности, у подростков отрицательны. В значительной мере это связано  с тем, что подросток смотрит  на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные – конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками.

Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Попытки самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более сложное представление о себе.

Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию и т.д., к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается психологическое, социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Несмотря на то, что пол человека является биологическим фактом, принятие или отвержение своей мужественности или женственности зависит от психологических факторов – от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти по неверному пути развития. Хотя большинство родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план.

Дети, родители которых  отвергают их пол, тоже, вероятно, будут  отвергать свой пол. Они могут  стремиться отвечать ожиданием родителей, часто теряя собственную реалистичную половую идентичность.

Родитель того же пола, что и ребенок, является для него важным образцом поведения. Мальчики стараются отождествлять себя с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные или отрицательные установки по отношению к различным полам и на основании этого делая заключения о том, каким должен быть мужчина. Аналогично и девочки, подражая своим женским моделям, перенимают их поведение и установки.

Дети, которые не имеют  достоверной модели поведения своего пола, часто обижаются на людей, или  не доверяют людям одного с ними пола.

Рассуждая об особенностях протекания идентификации, следует упомянуть о таком феномене, как привязанность. Привязанность можно определить как эмоциональный вид отношений, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимость от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся у ребенка потребностей в безопасности и любви.

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть истинно человеческих качеств.

Для развития привязанности  необходим достаточно продолжительный  и устойчивый контакт взрослого  с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

«Привязанность к матери – первый групповой феномен в  системе формирующихся отношений  ребенка». Односторонняя привязанность  к одному из родителей после трех лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем. Чем больше ребенок  боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страх и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.

 

3. Характеристика, используемых методик

 

Методики применялись  для изучения половой идентификации  детей 5-6 лет.

Испытуемые: 6 детей из полных семей (3 мальчика, 3 девочки) и 6 детей из неполных семей (3 мальчика, 3 девочки)

 

Методика Захарова А. И. «Изучение идентификации детей  и родителей»

 

Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством  первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и интерпретации  результатов опроса важно учитывать  следующее:

• Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

• Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);

• Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

• Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя.

Идентификация с родителем  того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков  следующими особенностями:

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

 

Методика исследования детского самосознания

(половозрастная  идентификация) Белопольская

Методика предназначена  для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые  связаны с идентификацией пола и  возраста. Предназначена для детей  от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

Стимульный  материал. Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости .

Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит  из 6 карточек. Облик изображенного  на них персонажа демонстрирует  типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.

Исследование  проводится в два этапа.

Задачей первого этапа  является оценка возможности ребенка  идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Процедура. Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако, в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно  считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом  и возрастом. Если же выбор сделан неадекватно, все равно можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована. Ниже будут приведены конкретные примеры поведения детей в экспериментальной ситуации.

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка  о Я-настоящем, Я-привлекательном  и Я-непривлекательном.

Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным  для него возрастным образом. Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору; то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Анализ и интерпретация результатов

Методика Захарова А. И. «Изучение идентификации детей  и родителей»

Для обработки опросника А.И. Захарова была использована следующая система подсчета баллов:

3 - идентификация с  родителем своего пола

2 - идентификация с  родителем противоположного пола

1 – выбор себя

Гистограмма 1

Анализ средних значений по методике А. И. Захарова

 

 

Судя по показателям  гистограммы, что девочки выше оценивают  престижность и компетентность родителя своего пола, чем мальчики. Это может  быть обусловлено тем, что данной выборке дети из неполной семьи воспитывались  только матерями, то есть в семье  нет лиц мужского пола.

 

 

 

 

 

Анализ достоверно - значимых различий

Показатели

Критерий достоверности

Среднее значение

U

p

1 группа

2 группа

Особенности эмоциональных  отношений с родителями

2

0, 01

11,5

7,33




 

По данной методике выявлены достоверно-значимые различия только по показателю особенностей эмоциональных отношений с родителями. У группы 1 (дети, из полных семей) эмоционально более теплые отношения с родителем как своего, так и противоположного пола, что благоприятно влияет на половую идентификацию ребенка.

У группы 2 (дети из неполных семей) эмоционально теплые отношения  в большинстве случаев только с матерью, если в семье нет  лица мужского пола (отчим, дедушка, дядя и т. д.)

В целом обе группы  идентифицируют себя с родителями своего пола, достоверных различий по этому показателю не выявлено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания

 

 

 

Испытуемые

1

Младенец

2

Дошкольница

3

Школьница

4

Девушка

5

Женщина

6

Старуха

+

-

Полная семья

Аня

+

(+)

+

+

+

 

5

6

Маша

+

(+)

+

5

   

5

6

Ксюша

+

(+)

+

+

+

+

2

6

Неполная семья

Полина

+

(+)

+

+

+

 

4

6

Оля

+

(+)

4

5

   

2

5

     Лена

+

(+)

+

     

3

1

Информация о работе Половая идентификация детей в полной и неполной семье