Половая идентификация детей в полной и неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе объектом является: половая идентификация детей.
Предмет: половая идентификация детей из неполных семей.
Цель: выявить особенности половой идентификации детей из неполных семей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3
1. Семья как социальный институт………………………………………………5
1.1 Функции семьи………………………………………………………………..7
1.2 Типы неполных семей и источники их формирования …………………..10
2. Половая идентификация в неполной семье…………………………………11
2.1 Особенности протекания идентификации…………………………………20
3. Характеристика, используемых методик……………………………………23
3.1 Анализ и интерпретация результатов………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 4курс.doc

— 161.50 Кб (Скачать)



 

 

 

Испытуемые

1

Младенец

2

Дошкольник

3

Школьник

4

Юноша

5

Мужчина

6

Старик

+

-

Полная семья

Кирилл

+

(+)

+

5

6

 

5

6

Никита

+

(+)

+

5

6

 

5

6

Максим

+

(+)

+

+

+

+

4

6

Неполная семья

Богдан

+

(+)

+

+

6

 

2

4

Глеб

+

(+)

+

5

   

3

6

Саша

+

(+)

+

+

   

4

6




 

 

 

Анализируя результаты данной методики, можно сказать, что  все дети из полных и неполных семей адекватно идентифицировали себя с соответствующим полом и возрастом. Только 2 (дети из полной семьи) из 12 детей смогли закончить возрастной ряд, что говорит об адекватной идентификации своего жизненного пути.

Дети из полных семей  выстроили более длинные возрастные ряды, чем дети из неполных семей.

4 из 6 детей из полных  семей выбрали наиболее привлекательным  образ Мужчины/Женщины, в то время как большинство детей из неполных семей выбирали образ Школьника(цы), Дошкольника(цы).

Почти все 10 из 12 непривлекательным образом выбрали Старость

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что половая идентификация – это процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление с ним себя.

Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.

Двухлетний ребенок  знает свой пол, но еще не умеет  обосновать эту атрибуцию.

В три-четыре года он уже  осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.

В шесть-семь лет ребенок  окончательно осознает необратимость  половой принадлежности, причем это  совпадает с резким усилением полового поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д.

В практической  части была выдвинута теория о том, что дети из неполных семей испытывают затруднения в половой идентификации с родителем своего пола. Эта гипотеза оказалась недостоверной, но в результате исследования было выявлено, что хотя дети из неполных семей адекватно идентифицируют свою настоящую половозрастную позицию, они не всегда адекватно идентифицируют свой жизненный путь.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – 
  2. Белинская Е.П. временные аспекты «Я»- концепции и идентичности// Мир психологии. 1999
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В.Я. М., Прогресс, 1986.
  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. // М. И. Буянов - М., 1990.
  5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2
  6. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996
  7. Захаров А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений. — В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978
  8. Идентичность: хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. М., 2003.
  9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987
  10. Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988
  11. Кон И. С.  «Вкус запретного плода». – М., 1991,
  12. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? – М.: МЦНМО, 1995
  13. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006
  14. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф., Рыбалко. СПб. 2005
  15. Психологический словарь/ под ред. Е.А. Зинченко. М., 1999
  16. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987
  17. Смирнова   Е.О.,   Собкин   B.C.   Специфика   эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988
  18. Сохранная Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006
  19. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987
  20. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко — М., Владос, 2003.-272
  21. Целуйко Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006.
  22. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки – мужчины и женщины// Мир психологии. 2002. №4.
  23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999
  24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. М., 1996

Информация о работе Половая идентификация детей в полной и неполной семье