Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

 

 

                                                                                                                    

                                                                                                                     

                                                                                                                    Таблица 11                                                                                   

Результаты математико-статистического анализа диагностики конкретизированных страхов  по «Методике цветовых метафор»

( Соломин И. Л.) с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена

 

 

переменная А

степени привлекательности цветов

Переменная В

количество выборов

d

(ранг А - рангВ)

 значения

ранг

 значения

ранг

1

1

14

1

0

0

2

2

26

2

0

0

3

3

68

3,5

-0,5

0,25

4

4

68

3,5

0,5

0,25

5

5

106

5

0

0

6

6

108

6

0

0

7

7

122

7

0

0

8

8

118

8

0

0

сумма

36

 

36

0

0,5


   p эксп = 0, 99 > p 0,05 = 0,88

При наличии  одинаковых рангов рассчитываем поправки:

Tа = 0

Tb = ∑ (b³ - b) /12

Где а – объём  каждой группы одинаковых рангов в  ранговом ряду А

Tb =  (2³-2) : 12= 0,5

                                                                                                                               

                              ∑ d²  + Ta + Tb

ps = 1 – 6  ·


                                     n  · (n² - 1)

 

                             6     ·   0,5  + 0,5

         ps = 1 –


                                  30  · (30² - 1)

 

ps= 0,99

Где ∑ d² - сумма квадратов разностей между рангами 

где Tb– поправка на одинаковые ранги

n   - количество испытуемых

                                                                                                                                     Таблица 12

Интерпретация результатов  по «Методике цветовых выборов» (Соломин  И.Л)

   

№п/п

Инициалы

Интерпретация

1

А.И.С

Эмоциональное отношение  к будущей профессии амбивалентное – позитивное связано с материальным благополучием, которое может дать будущая профессиональная деятельность, связь с негативными эмоциональными переживаниями «тревога», «страх» указывает на её избегание. Возможны опасения, связанные с ответственностью за своих будущих клиентов, боязнь оценок со стороны окружающих, неопределённость профессиональных перспектив.

2

А.Ю.А.

Позитивное эмоциональное  отношение связано с принятием  будущей профессиональной деятельности, самоутверждением, личной независимостью, однако существует боязнь оценки, конфликтов, неопределённости, связанных с профессией.

3

Б.А.В.

Отношение к профессии  связано, возможно, с отрицательным  жизненным  опытом, неуверенностью в профессиональном будущем,  существуют опасения будущих конфликтов с коллегами и их негативных оценок, боязнь ответственности за свою работу.

4

Б.О.В.

Профессиональную деятельность связывает в первую очередь с  будущим карьерным ростом, материальным благополучием. Беспокоит неопределённость профессионального будущего, опасается своего непрофессионализма, неприятия  коллегами,  конфликтов на будущей работе, беспокоит будущая оплата за свой труд. 

5

Б.Ю.О.

Своё будущее связывает  с профессией, которую ассоциирует  с успехом, самоутверждением, материальным благополучием. Образование, учёба – путь к достижению профессионализма. Опасается ответственности, связанной с консультированием, беспокоит отсутствие профессионального опыта, будущий заработок.

6

В.Н.И.

Будущее не связывает  с профессией, которая ассоциируется  прежде всего с получением определённых гарантий и материальной выгодой. Связь с негативными эмоциональными переживаниями указывает на избегание профессии. Испытывает  страх к будущей работе.

7

Г.В.В.

Будущую профессию связывает  с призванием,  ответственностью, материальным благополучием, выполнением долга. Опасается неопределённости, отсутствия гарантий, возможен страх быть профессионально некомпетентным.  Вероятно, существуют проблемы, связанные с общением.

8

Д.А.А.

Будущую профессиональную деятельность связывает с карьерным ростом, материальным благополучием, профессионализмом. Опасается будущих  взаимоотношений с коллегами, неопределённостей , связанных  с профессией.

9

Д.Т.И.

Привлекает  в будущей  профессии возможность самоутвердиться, получить признание окружающих, материальное благополучие. Вызывает опасения и страх будущая профессиональная деятельность, неопределённость и отсутствие гарантий.

10

З.Ю.А.

Будущая профессия принимается, ассоциируется с призванием и  профессионализмом. Вызывает опасения неуверенность в своих профессиональных качествах, отсутствие опыта,  будущее материальное благополучие, связанное с заработком.

11

И.В.К.

Отношение к профессии  не является полностью позитивным. Будущую профессиональную деятельность связывает с возможностью самоутверждения, материальным благополучием. Вызывают тревогу  мысли о первом рабочем дне, боится конфликтов во взаимоотношениях с людьми, их негативных оценок.

12

К.А.Е.

Профессиональную деятельность связывает со стабильностью, выполнением  долга. Опасается неопределённостей, связанных с будущей профессией (в т.ч. заработок), боится профессиональной ответственности.

13

К.Д.С.

Отношение к будущей  профессии не является безусловно позитивным. Профессию представляет как способ самоутверждения, признания окружающими, связывает с материальным благосостоянием. Беспокойство вызывает  профессиональная  компетентность, ответственность перед клиентами.

14

К.Е.Н.

Будущая профессия принимается, она связывается с возможностью самоутвердиться, профессионализмом, материальным благополучием. Беспокоит отсутствие гарантий, неопределённость в профессиональной сфере, страх конфликтов негативных оценок.

15

К.Е.В.

Будущая профессия ассоциируется  с личной независимостью, признанием окружающих, материальным благополучием. Опасается непрофессионализма, боится практической профессиональной деятельности.

16

К.И.В.

Профессия ассоциируется  с призванием, профессионализмом, материальной выгодой и властью. Беспокоит  отсутствие стабильности, взаимоотношения  с будущими  коллегами, их возможные негативные оценки,  будущая практическая работа.

17

Л.А.Н.

Будущая профессия связывается  с карьерным ростом, стабильностью, материальным благосостоянием, профессионализмом. Опасается оценок со стороны будущих  коллег,

18

Л.М.М.

Главное в будущей профессии – призвание, самоутверждение, карьерный рост, признание окружающими, повышение своего профессионального уровня. Беспокоят вопросы, связанные с материальным благосостоянием. Нет уверенности в себе как специалисте.

19

М.Е.Ф.

Будущая профессия принимается, она связана с психологией. Ассоциируется с призванием, профессионализмом, стабильностью, ответственностью, самоутверждением. Беспокоит неопределённость, связанная с будущей работой, испытывает опасения по поводу своей профессиональной состоятельности.

20

М.И.В.

Отношение к будущей  профессии не является полностью  позитивным. Тревогу вызывает ответственность, связанная с работой, беспокоит  материальное благосостояние. Испытывает неуверенность в своих знаниях, возможны конфликты с окружающими.

21

М.О.В.

Будущая профессия принимается, связывается с профессионализмом, самоутверждением, ответственностью. Беспокоит неопределённость в выборе будущего места работы, уровень профессионального  образования, предполагаемый заработок.

22

М.Ю.А

Предполагаемая профессия ассоциируется с профессионализмом, материальным благополучием, карьерным ростом, самоутверждением. Беспокоит  отсутствие стабильности, зарплата психолога, возможные конфликты с будущими коллегами, связанные с вопросами личной независимости и выполнениями профессиональных обязанностей, боязнь их негативных оценок.

23

Н.В.И.

Будущая профессия  не связывается  с психологией,  ассоциируется  с карьерным ростом, материальной выгодой, беспокоит вопросы, связанные  с устройством по специальности.

24

О.А.С.

Будущая профессия принимается, ассоциируется с самоутверждением, желанием работать с людьми, успехом. Испытывает опасения по поводу своей  профессиональной состоятельности, признания  окружающими.

25

П.В.А.

Будущая профессия вызывает тревогу – скорее всего, существуют опасения в правильности выбора. Боится конфликтов, связанных с профессиональной деятельностью, ответственности, беспокоит профессиональная несостоятельность, будущая материальная сторона работы.

26

С.А.В.

Профессия ассоциируется с наукой, призванием, психологией. Опасения по поводу материального благополучия, связанного с будущей работой, боится оказаться профессионально несостоятельной,  возможны конфликты с учебной группой.

27

С.Т.М.

Будущая профессия ассоциируется  с наукой, психологией,  самоутверждением, карьерным ростом, материальным благополучием, выполнением долга, ответственностью. Беспокоит признание окружающими, отсутствие практического опыта.

28

Ф.О.Т.

Будущая профессиональная деятельность ассоциируется с самоутверждением, профессионализмом, личной независимостью, признанием окружающих, материальной заинтересованностью.  Тревожит неопределённость, отсутствие стабильности в профессиональном будущем, отсутствие практического опыта, негативные оценки окружающими.

29

Ч.Д.М.

Будущая профессия принимается, она ассоциируется с ответственностью, творчеством, признанием окружающими, профессионализмом. Опасения вызывают будущее материальное благополучие, будущая практическая деятельность.

30

Ш.В.А.

Будущая профессия ассоциируется с ответственностью, успешностью, личной независимостью, материальной выгодой. Вызывает опасения будущая практическая деятельность, отношения с будущими коллегами.


                                                                                                          

 

 

 

                                                                                                                    

                                                                                                                

                                                                                                                   Таблица 13

Анализ  интерпретации  результатов диагностики по   «Методике цветовых выборов» (Соломин  И.Л)

 

 

№п/п

 

Инициалы

Факторы, определяющие негативное отношение к будущей профессии

Объективные

Субъективные

1

А.И.С

Неуверенность в профессиональном будущем, боязнь оценки со стороны окружающих

Боязнь ответственности

2

А.Ю.А.

Неуверенность в профессиональном будущем, опасения конфликтов с будущими коллегами и их негативных оценок

Страх показаться некомпетентным

3

Б.А.В.

Неуверенность в профессиональном будущем, опасения конфликтов в коллективе и негативных оценок

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

4

Б.О.В.

Опасение неприятия будущими коллегами,

неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность, связанная с недостаточной  сформированностью знаний для решения  практических задач

5

Б.Ю.О.

Будущее материальное благополучие

Страх показаться некомпетентным

6

В.Н.И.

Неуверенность в профессиональном будущем, боязнь конфликтов с будущими коллегами, негативного оценивания

Страх к будущей профессии

7

Г.В.В.

Неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность, связанная с недостаточной  сформированностью знаний для решения практических задач,

проблемы с общением

8

Д.А.А.

Неуверенность в профессиональном будущем, боязнь негативных оценок

Страх показаться некомпетентным

9

Д.Т.И.

Неопределённость и отсутствие гарантий в будущей профессиональной деятельности

Отсутствие профессионального  опыта,  неуверенность в собственных  профессиональных возможностях

 

10

 

З.Ю.А.

 

Будущее материальное состояние, связанное  с заработком

 

Отсутствие профессионального  опыта

11

И.В.К.

Неуверенность в профессиональном будущем, боязнь конфликтов во взаимоотношениях с людьми, их негативных оценок

Неуверенность в себе как в  специалисте

12

К.А.Е.

Неуверенность в профессиональном будущем

Боязнь ответственности, связанной  с профессией

13

К.Д.С.

Боязнь оценки со стороны будущих  коллег

Боязнь ответственности, связанной  с профессией

14

К.Е.Н.

Отсутствие гарантий в будущей  профессиональной деятельности

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

15

К.Е.В.

Неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность, связанная с  недостаточной сформированностью знаний для решения практических задач

16

К.И.В.

Боязнь негативных оценок  со стороны  будущих коллег, отсутствие стабильности, неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность в себе как в  специалисте

17

Л.А.Н.

Отсутствие гарантий в будущей профессиональной деятельности, боязнь негативных оценок  со стороны будущих коллег

Страх к будущей профессии

18

Л.М.М.

Будущее материальное благополучие

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

19

М.Е.Ф.

Неуверенность в профессиональном будущем

Опасения по поводу своей профессиональной состоятельности

20

М.И.В.

Будущее материальное состояние, связанное  с работой

Неуверенность, связанная с недостаточной  сформированностью знаний для решения  практических задач,

боязнь ответственности, связанной с профессией

21

М.О.В.

Неуверенность в профессиональном будущем, предполагаемый заработок

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

22

М.Ю.А

Отсутствие стабильности, неуверенность  в профессиональном будущем ,предполагаемый заработок, опасения конфликтов с будущими коллегами, боязнь их негативного оценивания

Неуверенность в себе как в  специалисте

23

Н.В.И.

Неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

24

О.А.С.

Боязнь оценки со стороны окружающих

Отсутствие профессионального  опыта

25

П.В.А.

Опасение неприятия будущими коллегами,  будущая зарплата

Боязнь ответственности, связанной  с профессией, неуверенность в  себе как в  специалисте

26

С.А.В.

Будущее материальное состояние, связанное с работой, боязнь негативных оценок  со стороны будущих коллег

Неуверенность, связанная с недостаточной  сформированностью знаний для решения  практических задач

27

С.Т.М.

Боязнь негативных оценок  со стороны  будущих коллег

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

28

Ф.О.Т.

Неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

29

Ч.Д.М.

Будущее материальное состояние, связанное  с работой

Неуверенность в собственных профессиональных возможностях

30

Ш.В.А.

Конфликты с будущими коллегами, боязнь их негативного оценивания

Отсутствие профессионального  опыта,  неуверенность в собственных  профессиональных возможностях


 

                                                                                                     

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение Е

АНКЕТА

 

1.Представте, что завтра  Вы впервые будете проводить  психологическую консультацию. Что  Вы при этом почувствовали?

 

 

 

2.Есть ли у Вас  опасения, связанные с будущей  профессией?

 

 

 

3. Закончите предложение:

Самое сложное для  меня в работе психолога — это....

 

 

4.Что, на Ваш взгляд, может помочь начинающему   психологу в преодолении опасений, связанных с его профессией?

 

 

 

5.Как Вы считаете, существуют  ли объективные факторы, способствующие  усилению профессиональных опасений  у «начинающего» психолога (или психолога — молодого специалиста)? Перечислите их.

 

 

 

6.Что самое страшное  может произойти на Вашей первой  консультации?

 

 

 

7.Что, на Ваш взгляд, может помочь психологу — молодому  специалисту преодолеть опасения,  связанные с его профессиональной деятельностью?

 

 

 

 

 

 

8. Что, на Ваш взгляд, в процессе профессионального  становления психолога, может  способствовать формированию уверенности  в себе, как специалисте?

 

 

                                                                                                                  

                                                                                                                   Таблица 14

   Результаты  анкетирования

 

№ п/п

Инициа-лы

Объективные факторы, влияющие на негативное отношение

Субъективные факторы, влияющие на негативное отношение

Решение проблемы

1

А.И.С

Конфликты в коллективе, социальная нестабильность общества

Страх, волнение, опасение нанести вред, боязнь ответственности

Психологическое сопровождение  студентов, тренинги профессиональных умений, практика работы

2

А.Ю.А.

Социальная нестабильность общества, неуверенность в профессиональном будущем

Страх, Недостаточный  уровень профессиональных знаний, безразличие, опасение нанести вред

Тренинги личностного  роста, практика, психологическое сопровождение

3

Б.А.В.

Социальная нестабильность общества,  отсутствие достойной  зарплаты

Тревожность, неуверенность  в своих профессиональных умениях

Практические занятия, тренинги личностного роста, профессионального  консультирования

4

Б.О.В.

Опасения, что не примут в новом коллективе, страх потерять работу, маленькая зарплата, неуверенность  в завтрашнем дне

Страх, опасение нанести  вред, неуверенность в профессиональной состоятельности

Практические занятия, решение личностных проблем, тренинги

5

Б.Ю.О.

Социальная нестабильность, неуверенность в профессиональном будущем

Неуверенность в своих  знаниях, личностные проблемы, опасение нанести вред

Психологическое сопровождение  студентов, тренинги

6

В.Н.И.

Конфликты в коллективе, опасение не найти работу

Тревога, страх, волнение, неуверенность в своих профессиональных способностях

Практические занятия, психологическое сопровождение, тренинги профессиональных умений

7

Г.В.В.

Неуверенность в будущем, страх не найти работы

Опасение, тревога, боязнь

Практические занятия, учёба.

8

Д.А.А.

Опасение не найти  работы, негативная оценка коллег

Неуверенность в профессиональной компетентности

Практические занятия, наставничество

9

Д.Т.И.

Опасение не реализовать  себя в своей профессии

Проблемы с общением

Получение практического  опыта, теоретические знания

10

З.Ю.А.

Взаимоотношения в коллективе, неуверенность в завтрашнем дне

Повышенная тревожность, неуверенность

Тренинги профессиональных умений, практика

11

И.В.К.

Боязнь негативного  отношения в коллективе, опасения профессиональной несостоятельности

Неуверенность в себе, волнение и страх

Наставник – практик, практические занятия

12

К.А.Е.

Страх не найти работу по специальности, маленькая зарплата, конфликты на работе

Волнение, тревога, боязнь нанести вред клиенту

Психолог-наставник, решение  своих личностных проблем, тренинги консультирования

13

К.Д.С.

Неопределённость будущего

Волнение, тревога, профессиональная некомпетентность.

тренинги личностного  роста и консультирования, практическая работа

14

К.Е.Н.

Страх не найти работу по специальности, отсутствие гарантий, маленькая зарплата, конфликты в  коллективе

Проблемы с общением, страх оказаться профессионально  некомпетентным

Психологическое сопровождение  студентов, тренинги личностного роста, тренинги профессиональных умений

15

К.Е.В.

Отношения в новом  коллективе, опасение не найти работу по специальности

Волнение, тревога, неуверенность  в себе как специалисте, опасение нанести вред

Психологическое сопровождение, тренинги , практика работы

16

К.И.В.

Опасение не найти  работу по специальности

Недостаточный уровень  навыков практических , опасение нанести  вред 

Психологическое сопровождение  студентов

17

Л.А.Н.

Отсутствие поддержки  со стороны опытных психологов, неопределённость будущего

 Волнение, неуверенность в собственных профессиональных умениях, проблемы с общением

Психологическое сопровождение  студентов, тренинги профессиональных умений

18

Л.М.М.

Негативные отношения  с коллегами 

Чувство неприязни к  клиенту

Самосовершенствование, практика, тренинги профессиональных умений

19

М.Е.Ф.

Неуверенность в профессиональном будущем, опасение не найти работу по специальности, конфликтные ситуации в коллективе

Боязнь, тревога

Практика, тренинги профессиональных умений и личностного роста, психологическое сопровождение студентов, наставничество

20

М.И.В.

 

Страх, проблемы с общением, неуверенность в своих профессиональных умениях

Практическая работа, психолог - наставник

21

М.О.В.

Боязнь не найти работу по специальности

Страх, неуверенность  в своих профессиональных качествах, боязнь нанести вред

Самосовершенствование, практический опыт работы

22

М.Ю.А

Нестабильность в обществе, боязнь не найти работу по специальности,  маленькая зарплата, конфликты в  коллективе

Страх, растерянность, неуверенность  в профессиональных умениях

Психологическое сопровождение  студентов, тренинги профессиональных умений,  практика работы

23

Н.В.И.

Неопределённость профессионально-го будущего

Волнение, небольшой профессиональный опыт

Психологическое сопровождение  студентов, удовлетворение от хорошо выполненной работы

24

О.А.С.

 

Проблемы личностного  плана, недостаточный уровень практических умений

Практическая работа, психологическое сопровождение  студентов

25

П.В.А.

Опасение  не найти  работу по специальности

Волнение, недостаток уверенности, страх ответственности, неуверенность в себе как специалисте

Поддержка коллектива, практический опыт, хорошие условия труда, профессиональная успешность

26

С.А.В.

Негативное отношение  коллектива, маленькая зарплата

Волнение, страх, неуверенность в своих профессиональных качествах

Применение знаний на практике, психологическое сопровождение  студентов

27

С.Т.М.

 

Волнение, скованность, профессиональная некомпетентность

Самосовершенствование, практический опыт

28

Ф.О.Т.

Неуверенность в профессиональном будущем, опасение не найти работу по специальности

 Профессиональная  некомпетентность

Психологическое сопровождение, практика работы

29

Ч.Д.М.

 

Тревога, волнение, неуверенность  в себе, как профессионале

 

Успешность, удовлетворённость  работой

30

Ш.В.А.

Опасение не найти  работу по специальности, нестабильная обстановка в обществе

профессиональная некомпетентность

Самосовершенствование, опыт работы


 

 

 


Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии