Психология межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 08:31, контрольная работа

Краткое описание

Содержание и характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т.д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения – это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественным, второй тип – межличностными отношениями.

Файлы: 1 файл

Психология межличностных отношений.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Психология  межличностных отношений. 

   Содержание  и характер взаимодействия людей  определяются не только их  внутренними побуждениями (потребности,  интересы, мотивы и т.д.) и особенностями  выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения – это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественным, второй тип – межличностными отношениями.

   Общественные  отношения могут быть классифицированы  в соответствии со сферой их  рассмотрения. Различают классовые,  национальные, групповые, семейные  отношения (на уровне социальных  общностей), а также производственные, учебные и т.д. отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп). Общественные отношения реализуются в деловом взаимодействии людей через социальные роли. Например, отношения в сфере образования – через роли преподаватель – студент, правовые отношения – через роли следователь (судья) – свидетель (обвиняемый), административные отношения – через роли начальник – подчиненный. Иногда общественные отношения называют также деловыми, ролевыми, официальными. По сути это формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании все видов человеческих отношений, в том числе и межличностных (межперсональных).

   Межличностные  отношения – это, с одной  стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных   общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.

   Межличностные  отношения включают в себя три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).

   Когнитивный  элемент предполагает осознание  того, что нравится или не нравится  в межличностных отношениях с  данным партнером.

   Аффективный  аспект находит свое выражение  в различных эмоциональных переживаниях  людей по поводу взаимосвязей  между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находят отражения в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоции и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействия (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

   Поведенческий  компонент межличностных отношений  реализуется в конкретных действиях.  В случае, если один из партнеров  нравится другому, поведение будет  доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиции доминирования – равенства – подчинения и зависимости – взаимозависимости – независимости.

   Несмотря  на различия между общественными  и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не только с решением их проблем, т.е. практической стороной дела, но и с индивидуальными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напротив, - антипатию, скуку, презрение, что, обусловливая позитивную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимодействия, будет облегчать или затруднять его протекание.

   Происходит  реализация последних в деятельности  конкретных людей, в актах их  общения и взаимодействия. Например, изначально обезличенные общественные отношения преподаватель – студент, дополняясь эмоциональными межличностными отношениями между индивидом Петровым и индивидом Сидоровым, персонифицируются и становятся весьма конкретными взаимоотношениями преподавателя Петрова со студентом Сидоровым. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но это будут реальные отношения живых людей в рамках реального учебного процесса.

   Позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей. Негативные межличностные отношения мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленного и эффективного использования данной закономерности нужно хорошо знать, как протекает процесс формирования межличностных отношений и какие факторы на него влияют.

   Динамика  развития межличностных отношений  во временном континууме проходит  несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.  Процесс ослабления межличностных  отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.

   Процесс  знакомства осуществляется в  зависимости от социокультурных  и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их конкретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.

   Приятельские отношения формируют готовность – неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной посылкой к дальнейшему общению.

   Товарищеские  отношения позволяют закрепить  межличностный контакт. Здесь  происходит сближение взглядов  и оказание поддержки друг  другу. Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием.

Дружеские отношения  всегда имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность.  

Между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную и эмоцыонально-эксприсивную дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения по сравнению с товарищескими характеризуются большей глубиной и доверительностью.

Дружеские  отношения  в молодые годы сопровождаются интенсивными  контактами, психологической насыщенностью большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в  дружеских отношениях больше ценят  отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения  в этом  возрасте более стабильны.

Дружеские отношения  у старшего поколения большей  частью  связаны с семейными  узами и  людьми,  которые имеют  одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

Важнейшими чертами  дружеских отношений являются взаимопомощь, верность, психологическая близость, а также компетенция в общении с партнерами, забота о них и предсказуемость поведения. Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит  друга в его отсутствие, а также слишком ревниво относится к другим его взаимоотношениям.

В качестве основного  механизма развития межличностных  отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о котором выше говорилось как о механизме межличностного познания, развитие отношений - это еще одна  функция эмпатии. По мнению отечественного психолога Н.Н.Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоцианалные и действенные компоненты и имеет три уровня. В основе модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния.

Второй уровень  эмпатии предполагает эмоциональную  эмпатию, эмпатию  не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания, и сочувствия ему, эмпатического отреагирования.

Третий уровень  эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой ) и чувственной  (сопереживаемой), но и действиной

.На этом уровне  эмпатии проявляются действия  поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.

Одной из основных форм проявления эмпатий является симпатия. Она обусловлена  принципом подобия  определенных  биосоциональных  особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитивных структурах общающихся и приводит к появлению односторонней или взаимной антипатии.

Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства) , а на принципе дополнительности. Последний выражается в том что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могу удовлетворить взаимные потребности.    

Проявление симпатий в общающихся партнеров    может интенсифицировать переход  от одной стадии их межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает, однонаправлена (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы  антипатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатичности  как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия  может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих  низким  уровнем эмпатийности, характерны затруднения  в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует  их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру  не только в обычных, но и в трудных,  экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Условия развития межличностных отношений так  же влияют на широту и глубину  и  во многом определяют их динамику. В частности в городских  условиях по сравнению  с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате - большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально- ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером  ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно - или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в опреленных местах (например, в больнице, в поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.

Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенастями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояния здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Фактор пола проявляется,  в частности, в том, что у женщин круг общения  значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передачи другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. В межличностных  отношениях женский стиль направлен на уменьшения социальной дистанции и установления психологической близости с людьми. В дружеских отношениях  женщины делают  акцент на доверии, эмоциональной поддержки и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждения нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

Информация о работе Психология межличностных отношений