Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 08:31, контрольная работа
Содержание и характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т.д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения – это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественным, второй тип – межличностными отношениями.
Психология
межличностных отношений.
Содержание
и характер взаимодействия
Общественные
отношения могут быть
Межличностные
отношения – это, с одной
стороны, субъективно
Межличностные отношения включают в себя три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный
элемент предполагает
Аффективный
аспект находит свое выражение
в различных эмоциональных
Поведенческий
компонент межличностных
Несмотря
на различия между
Происходит
реализация последних в
Позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей. Негативные межличностные отношения мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленного и эффективного использования данной закономерности нужно хорошо знать, как протекает процесс формирования межличностных отношений и какие факторы на него влияют.
Динамика
развития межличностных
Процесс
знакомства осуществляется в
зависимости от
Приятельские отношения формируют готовность – неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной посылкой к дальнейшему общению.
Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием.
Дружеские отношения
всегда имеют общее предметное содержание
– общность интересов, целей деятельности,
во имя которой друзья объединяются
и одновременно предполагают взаимную
привязанность.
Между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную и эмоцыонально-эксприсивную дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения по сравнению с товарищескими характеризуются большей глубиной и доверительностью.
Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.
Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны.
Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.
Важнейшими чертами дружеских отношений являются взаимопомощь, верность, психологическая близость, а также компетенция в общении с партнерами, забота о них и предсказуемость поведения. Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также слишком ревниво относится к другим его взаимоотношениям.
В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о котором выше говорилось как о механизме межличностного познания, развитие отношений - это еще одна функция эмпатии. По мнению отечественного психолога Н.Н.Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоцианалные и действенные компоненты и имеет три уровня. В основе модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния.
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, эмпатию не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания, и сочувствия ему, эмпатического отреагирования.
Третий уровень эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой ) и чувственной (сопереживаемой), но и действиной
.На этом уровне эмпатии проявляются действия поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.
Одной из основных форм проявления эмпатий является симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциональных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитивных структурах общающихся и приводит к появлению односторонней или взаимной антипатии.
Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства) , а на принципе дополнительности. Последний выражается в том что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могу удовлетворить взаимные потребности.
Проявление симпатий в общающихся партнеров может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает, однонаправлена (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).
Различные формы антипатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатичности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.
Условия развития межличностных отношений так же влияют на широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате - большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально- ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно - или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в опреленных местах (например, в больнице, в поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.
Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенастями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояния здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.
Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передачи другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшения социальной дистанции и установления психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержки и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждения нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.