Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
Сами кризисы профессионального становления можно рассматривать как постоянные "разочарования" в различных аспектах своего обучения и будущей работы.
Изменение "Я-концепции", смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих кризисов профессионального становления. Но как непросто отказываться (или перестраивать) те ценности и смыслы, которые еще совсем недавно казались такими "важными" и "основательными", хотя почти каждому молодому человеку (и молодому специалисту) в той или иной мере приходится проделывать эту болезненную работу.
Кризисы создают состояние
Таким образом, «профессиональные» страхи у студентов могут быть связаны с переживаниями кризисов профессионального развития.
Способствуют возникновению «
1. Социальные факторы,
отражающие общую тенденцию рас
2. Психологические факторы, связанные с взаимоотношениями лиц в различных микрогруппах. К ним относятся:
- отношения в семье;
- психологическая
- взаимоотношения в
учебной группе. Среди них наиболее
часто встречаются: снижение
3. Психолого-педагогические
причины неврозов. К примеру: адаптационные
трудности (связанные с
За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Несовпадение этих индивидуально – личностных особенностей с требованиями профессионального обучения также способствуют возникновению и развитию профессиональных страхов.
Психическая напряженность оказывает неоднозначное влияние на деятельность, однако выраженные его формы и, особенно у эмоционально недостаточно устойчивых лиц, имеют явно деструктивный характер, вызывая нарушение ряда психических функций и, в конечном итоге, снижение эффективности и надежности деятельности. Психическая напряжённость свойственна студентам, имеющим высокий уровень тревожности.
В целом тревожность — это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.
Тревожность понимают как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
Определенный
уровень тревожности —
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I:
На основании проведенного теоретического анализа научной психологической литературы, можно сделать следующие выводы:
- образ будущей профессии - внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального самосознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны. В наиболее обобщенном виде профессиональное самосознание проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.
В профессиональном самосознании важную роль играет эмоциональный компонент, который связан с самопониманием и самоуважением, что непосредственно может быть связано с уверенностью в себе как профессионале, в успехе, общим эмоциональным самочувствием и активностью в профессиональной сфере;
-на формирование определенного типа представлений о профессии оказывают влияние личностные особенности студентов: особенности ценностно-смысловой сферы, уровень развития эмпатических способностей и предрасположенность к деятельности в сфере человек-человек. Представления о будущей профессиональной деятельности студентов-психологов можно разделить на четыре типа: диффузный, эгоистичный, незавершенный, непрофессиональный;
- отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Поскольку отношение складывается из личностного опыта (в том числе и эмоционального), то отношение к будущему (будущей профессии) во многом определяется ожиданиями. Профессиональные ожидания могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами и тесно связаны с представлениями личности о себе как профессионале;
-профессиональные ожидания будущих психологов зачастую связаны с так называемыми, социальными ожиданиями (сфера коммуникации). Негативные ожидания, связанные как с результатом, так и эффективностью могут вызывать защитные реакции в сфере коммуникации и стать серьезным ограничением в профессиональной деятельности психолога;
-негативные социальные
ожидания могут приводить к
активизации страхов, опасений
и тревоги. В свою очередь,
многие исследователи
- cтрахи и опасения, связанные с профессией, часто встречаются у широкого круга представителей профессий типа "человек-человек", где становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления специалиста.
К подобного рода страхам студентов, будущих психологов, можно отнести:
-страх профессиональной некомпетентности – неуверенность в своих силах как профессионала;
- страхи неадекватного взаимодействия в студенческом коллективе;
- страх оценок - может принимать две противоположные формы: боязнь негативных оценок со стороны окружающих, с одной стороны, и страх перед невниманием со стороны других людей – с другой;
-эмоциональное отношение
к будущей профессии,
Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования занимало 1 – 1,5 часа.
Обработка полученных данных проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов - ответов была выполнена вручную, затем все показатели были занесены в таблицы (см. Приложения).
Целью экспериментального исследования явилось изучение эмоционального отношения студентов факультета психологии к будущей профессиональной деятельности и выявление факторов, его детерминирующих.
Были выделены следующие экспериментальные задачи:
Определение уровня и конкретной направленности страхов и опасений
у студентов - психологов.
Выявление в структуре эмоционального отношения студентов к будущей профессии уровня негативных переживаний, обусловленых страхами и опасениями.
Установление взаимосвязи
воздействия объективных и
Для решения поставленных задач применялась следующие методики:
1.«Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)»
2. «С – тест» (В. И. Леви)
3. «Методика изучения факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реана)
4. Методика цветовых метафор» (Соломин И. Л.).
5. Анкета «Эмоциональное отношение к будущей профессии»
Приведём описание
используемого
1. «Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)» (см. Приложение А ) [24].
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого.
Рассматриваемая шкала
состоит из 50 утверждений, на которые
обследуемый должен ответить «да» или
«нет». Утверждения отбирались из набора
утверждений Миннесотского мног
Шкала лживости, введенная В.Г.Норакидзе в 1975г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. В данном варианте опросник состоит из 60 утверждений. Время тестирования - 20-25 минут.
Обработка и интерпретация данных
Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.
Ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.
2. Методика «С – тест» В. И. Леви (см. Приложение Б) [22].
Цель данной методики – определение «количества» страха у испытуемого, а также его уровень в той или иной жизненной сфере, в конкретной направленности. Методика позволяет определить также уровень тревожности испытуемого.
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии