Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
Дипломная работа |
КУДРЯВЦЕВОЙ МАРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ |
Автореферат дипломной работы
Выполнила студентка: Кудрявцева Марина Михайловна |
Тема: Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии |
Объект: профессиональное самосознание личности |
Предмет: Предмет: эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии |
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии. |
Задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии. 2. На основе анализа
психологических исследований 3. Провести экспериментальное
исследование эмоционального 4. Разработать психологические
рекомендации, направленные на оптимизацию
эмоционального отношения |
Гипотеза: предполагается,
что в структуре
|
Методики: 1.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе). 2. «С – тест» (В. И. Леви). 3. «Методика изучения
факторов привлекательности 4. Методика цветовых метафор» (Соломин И. Л.). 5. Анкета «Эмоциональное отношение к будущей профессии» |
Использование математических методов обработки данных: Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Аннотация к работе. Дипломная работа посвящена исследованию эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы. Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Данная глава посвящена проблеме теоретического исследования эмоционального отношения к будущей профессии студентов. Во второй главе речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. Нами была разработана анкета для студентов, которая позволила выявить объективные и субъективные факторы, определяющие эмоциональное отношение к будущей профессии и представления студентов о способах решения проблем, возникающих при негативном к ней отношении. По результатам В конце каждой главы сделаны выводы, полученные из результатов исследования. Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые включают в себя сводные таблицы. |
Краткие выводы по работе: 1. Процесс профессионального и личностного становления студентов – психологов связан с эмоциональным отношением к будущей профессии, зависящим от образа будущей профессии. Его формирование является одной из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Образ профессии определяет характер профессионального становления самосознания личности, важной структурной составляющей которого является эмоциональный компонент. Его формирование реализуется в самопонимании и самоуважении, определяющих профессиональную уверенность, общее эмоциональное самочувствие и активность. 2. Представление отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни. Представление будущей профессии включает в себя представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В представлениях о профессии у студентов важную роль играют не только внешние, объективные факторы, но и внутренние, субъективные – особенности личности. 3.Отношение — потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Поскольку отношение складывается из личностного опыта (в том числе и эмоционального), то отношение к будущему (будущей профессии) во многом определяется ожиданиями. Профессиональные ожидания могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами и тесно связаны с представлениями личности о себе как профессионале. 4. Профессиональные ожидания будущих психологов связаны с социальными ожиданиями. Негативные ожидания могут стать серьезным ограничением в профессиональной деятельности психолога, так как являются причиной активизации страхов, опасений и тревоги. В свою очередь, существует взаимосвязь негативных ожиданий от деятельности с самооценкой личности, уровнем тревоги. 5. Эмоциональное отношение к будущей профессии, связанное с негативными ожиданиями, определяется эмоциональными особенностями личности (тревога, страхи, опасения). Наряду с этим, существуют объективные факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального отношения к будущей профессии. 6. Экспериментальное
исследование, проведённое со студентами
психологического факультета, позволило
уточнить степень выраженности
субъективных факторов и 7. Результаты исследования особенностей эмоционального отношения студентов к будущей профессиональной деятельности стали теоретическим основанием для разработки психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе. |
Количество использованных источников – 51 |
оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ……….11
1.1. Образ будущей профессии и профессионального самосознание
личности…………………………………………………………
1.2. Представления о будущей профессии и личностные особенности
студентов факультета психологии…………………………………………14
1.3. Роль ожиданий в эмоциональном отношении к будущей профессии……19
1.4. Социальные страхи, опасения, тревога как составляющие
эмоционального отношения к профессии у будущих психологов……………24
ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ………….....32
2.1. Организация и методики исследования…………………………………….32
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………..41
2.3. Психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе………………………………………....52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современные
социальные условия выдвигают перед обществом
требования, направленные на формирование
личности, характеризующейся творческим
типом мышления, инициативой, самостоятельностью
в принятии решений. Все больше внимания
уделяется направлению, связанному с исследованием
личностных, профессионально важных и
деловых качеств отдельного человека,
его состояния и степени адаптированности
в сложных социально-экономических условиях.
Особое значение в наше время приобретает
глубокое и всестороннее знание психологических
закономерностей, определяющих установки
и поступки людей, а также грамотное и
профессиональное использование методов
психологических воздействий.
Многообразие
теоретических и практических
задач, встающих перед
Концептуальным
подходам к формированию
Научный вклад в изучение проблемы профессионального становления и профессиональной подготовки практического психолога внесли такие отечественные исследователи, как Г. А. Балл, А. Ф. Бондаренко, И. А. Гуляс,
Л. В. Долинская, О. П. Санникова, В. А. Семиченко, Т. М. Титаренко , Н. В. Чепелева , Ю. М. Швалб и многие другие [9, 32].
К практическому психологу, как подчёркивает О. П. Санникова, должны предъявляться более высокие требования относительно психологического воздействия на клиента, а к психологу теоретику – относительно разработок методологических и конкретно методических принципов построения психодиагностических инструментов и теории психотехники.
Н. Ф. Шевченко видит первоочередную задачу подготовки специалистов – психологов в формировании их профессионального сознания, которое в большой мере определяет содержание профессиональной деятельности и характер её продукта. Это «основной узел», в котором сосредотачиваются противоречия между подготовкой специалиста и его конкретной профессиональной деятельностью [9, 34].
С. Д.
Максименко подчёркивает
Однако экспериментальных исследований, несущих практическую ценность, по данной проблеме пока недостаточно.
Особое значение имеет начальный этап профессионализации, важной составляющей которого является период обучения в вузе, где будущий специалист уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он решил посвятить себя [17, 127]. Искажённость представлений о будущей профессиональной деятельности приводят к снижению ценности избранной профессии, к разочарованию в ней.
Одной из важнейших задач в
этой области является преодоление
стереотипов профессионального
сознания, формирование новых
технологий обучения и
Психологическая
практика предполагает личностную
и эмоциональную зрелость, которая
позволяет осознавать, контролировать
и регулировать собственные
Необходимо также
учитывать, что личный
Социальные страхи, опасения,
связанные с будущей
- мешают установлению доверительных
отношений с клиентом;
- приводят к грубым
ошибкам на этапе
Всё вышесказанное определило актуальность данной дипломной работы, выполненной на тему: «Эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности студентов факультета психологии».
В качестве объекта исследования выступает профессиональное самосознание личности.
Предмет исследования - эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности студентов факультета психологии
Цель исследования - изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что в структуре эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета велик удельный вес негативных эмоциональных переживаний, обусловленных страхами и опасениями. В основе этих переживаний лежит взаимоуиливающее действие объективных и субъективных факторов. Эти негативные эмоциональные переживания можно диагностировать с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования последовательно решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические
рекомендации, направленные на оптимизацию
эмоционального отношения
Теоретико – методологической основой исследования явились теория психологии отношений В. Н. Мясищева, теория «жизненного пути» С.Л. Рубинштейна, психологические исследования профессионального самосознания (К.А.Абульханова-Славская, М.Н.Гуревич, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, О.В.Москаленко, К.К.Платонов, В.В.Столин, И.И.Чеснокова);
исследования развития личности специалиста в период профессионального обучения в вузе (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.) [14; 16; 29; 31; 44; 47].
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ
1.1. Образ будущей профессии и профессиональное самосознание личности
Понятие
«образ» — значимая категория
психологии. Образ является начальным
звеном и одновременно результа
Образ будущего является составной частью образа мира. Наличие образа будущего имеет большое значение для формирования способности к жизненному самоопределению, в том числе и профессиональному. Это напрямую связано с осмысленностью жизни и профессиональным самосознанием.
Образ будущего представлен в самосознании личности структурой "Я-будущий". Знание и учет представлений человека о себе на временном континууме позволяет прогнозировать развитие и поведение личности в будущем, а также определить конкретный характер прогнозирования будущего в связи с индивидуальными особенностями человека [30,26].
Это определило особое внимание ученых к вопросам, связанным с представленностью образа будущего в самосознании человека.
Жизнь человека протекает во времени, по мере своего развития, он начинает овладевать временем и осознавать его. Происходит одновременное освоение прошлого и будущего времени. Целесообразность и необходимость спонтанного развития временной структуры самосознания определяется потребностью в сохранении устойчивости собственного «Я». Поэтому «Я – концепция» человека включает образы себя в прошлом, настоящем и будущем. Выпадение из сознания прошлого опыта лишает человека возможности опираться на него для прогнозирования своей будущей жизни. Исключение будущего нарушает устойчивость личности, ведёт к невротизации, тревоге, депрессии. Связь прошлого, настоящего и будущего в сознании складывается в картину «жизненного пути» [41].
Будущее существует в личности как направленность её развития и переживается человеком в виде стремления к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определённой деятельности, как порыв к обогащению ценностно - смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей.
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии