Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)


  

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ  СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ  

 

 

                                                               

Дипломная  работа 

КУДРЯВЦЕВОЙ

МАРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автореферат  дипломной работы

 

Выполнила студентка: Кудрявцева Марина Михайловна

Тема: Эмоциональное отношение  к будущей профессии студентов  факультета психологии

 

Объект: профессиональное самосознание личности

Предмет: Предмет: эмоциональное  отношение к  будущей профессии  студентов факультета психологии

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к  будущей профессии студентов факультета психологии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к  будущей профессии.

2. На основе анализа  психологических исследований изучить  особенности  эмоционального  отношения к будущей профессии  у студентов факультета психологии.

3. Провести  экспериментальное  исследование эмоционального отношения  к будущей профессии студентов  психологического факультета, выявить  объективные и субъективные факторы его детерминирующие.

4. Разработать психологические  рекомендации, направленные на оптимизацию  эмоционального отношения студентов  психологического факультета к  будущей профессии в процессе обучения в вузе.

 Гипотеза:  предполагается, что в структуре эмоционального  отношения к будущей профессии  студентов психологического факультета  велик удельный вес негативных  эмоциональных переживаний, обусловленных  страхами и опасениями. В основе  этих переживаний лежит взаимоусливающее действие объективных и субъективных факторов. Эти негативные эмоциональные переживания можно диагностировать с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина.

 

Методики:

1.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе).

2. «С – тест» (В.  И. Леви).

3. «Методика изучения  факторов привлекательности профессии»  В. А. Ядова  (модификация И.  Кузьминой, А. Реана).

4. Методика цветовых  метафор» (Соломин И. Л.).

5. Анкета «Эмоциональное отношение к будущей профессии»

Использование математических методов обработки  данных:

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Аннотация к работе.

Дипломная работа посвящена  исследованию эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы.

Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Данная глава посвящена проблеме теоретического исследования  эмоционального отношения к будущей профессии студентов.

Во второй главе речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. Нами была разработана анкета для студентов, которая позволила выявить объективные и субъективные факторы, определяющие  эмоциональное отношение к будущей профессии и представления студентов о способах решения проблем, возникающих при негативном к ней отношении.

По результатам экспериментального исследования были разработаны практические рекомендации, направленые на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

 В конце каждой  главы сделаны выводы, полученные  из результатов исследования.

Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые  включают в себя сводные таблицы.

Краткие выводы по работе:

1. Процесс профессионального и личностного становления студентов – психологов связан с эмоциональным отношением к будущей профессии, зависящим от образа будущей профессии. Его формирование является одной из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Образ профессии определяет характер профессионального становления самосознания личности, важной структурной составляющей которого является эмоциональный компонент. Его формирование реализуется в самопонимании и самоуважении, определяющих профессиональную уверенность, общее эмоциональное самочувствие и активность.

2. Представление отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни. Представление   будущей профессии включает в себя представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В представлениях о профессии у студентов важную роль играют не только внешние, объективные факторы, но и внутренние, субъективные – особенности личности.

3.Отношение — потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Поскольку отношение складывается из личностного опыта (в том числе и эмоционального), то отношение к будущему (будущей профессии) во многом определяется ожиданиями. Профессиональные  ожидания могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами и тесно связаны с представлениями личности о себе как профессионале.

4. Профессиональные ожидания будущих психологов связаны с социальными ожиданиями. Негативные ожидания могут стать серьезным ограничением в профессиональной деятельности психолога, так как являются причиной активизации страхов, опасений и тревоги. В свою очередь, существует взаимосвязь негативных ожиданий от деятельности с самооценкой личности, уровнем тревоги.

5. Эмоциональное отношение  к будущей профессии, связанное с негативными ожиданиями, определяется эмоциональными особенностями личности (тревога, страхи, опасения). Наряду с этим, существуют объективные факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального отношения к будущей профессии.

6. Экспериментальное  исследование, проведённое со студентами  психологического факультета, позволило  уточнить степень выраженности  субъективных факторов и определить  объективные, влияющие на негативное  эмоциональное отношение к будущей  профессии,  а также доказать из взаимоусиливающее действие, которое является основой негативных эмоциональных переживаний.

7. Результаты исследования особенностей эмоционального отношения студентов к будущей профессиональной деятельности стали  теоретическим основанием для разработки  психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Количество использованных источников – 51


 

 

оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….7

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ  К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ……….11

1.1. Образ будущей профессии и профессионального самосознание

       личности……………………………………………………………………..11

1.2. Представления о будущей профессии и личностные особенности

       студентов  факультета психологии…………………………………………14

1.3. Роль ожиданий в эмоциональном отношении к будущей профессии……19

1.4. Социальные страхи, опасения, тревога как составляющие

эмоционального отношения к  профессии у будущих психологов……………24

ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ………….....32

2.1. Организация и методики исследования…………………………………….32

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………..41

2.3. Психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе………………………………………....52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….62

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..66                                  

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
         Современные социальные условия выдвигают перед обществом требования, направленные   на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Все больше внимания уделяется направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Особое значение в наше время приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное и профессиональное использование методов психологических воздействий. 

     Многообразие  теоретических и практических  задач, встающих перед психологией,  обусловило  интенсивное её  развитие. Сегодня резко возрос спрос  на практически ориентированных  профессиональных  психологов. Повышенное внимание к их подготовке  в настоящее время  во многом обусловлено потребностью современного общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, во всех областях повседневной жизни [7; 9; 11; 20; 27; 43].

     Концептуальным  подходам к формированию личности  психолога, методологическим основам  подготовки, профессионального и  личностного становления посвящены  работы И.П.Андрейчук, Т.М.Буякас, Н.Л.Коломинского, Г.Ю.Любимовой, А.К.Марковой и других [7; 8; 28].

Научный вклад в изучение проблемы профессионального становления  и профессиональной подготовки практического  психолога внесли такие отечественные  исследователи, как Г. А. Балл, А. Ф. Бондаренко, И. А. Гуляс, 

Л. В. Долинская, О. П. Санникова, В. А. Семиченко, Т. М. Титаренко , Н. В. Чепелева , Ю. М. Швалб и многие  другие [9, 32].

К практическому психологу, как подчёркивает О. П. Санникова, должны предъявляться более высокие  требования относительно психологического воздействия на клиента, а к психологу теоретику – относительно разработок методологических и конкретно методических принципов построения психодиагностических инструментов и теории психотехники.

Н. Ф. Шевченко видит первоочередную задачу подготовки специалистов – психологов в формировании их профессионального сознания, которое в большой мере определяет содержание профессиональной деятельности и характер её продукта. Это «основной узел», в котором сосредотачиваются противоречия между подготовкой специалиста и его конкретной  профессиональной деятельностью [9, 34].

      С. Д.  Максименко подчёркивает наличие  несоответствия и противоречия  между уровнем теоретических  знаний, методологических умений, с  одной стороны, и возможностей  их адекватного использования  с другой стороны [9, 32].

  Однако экспериментальных исследований, несущих практическую ценность, по данной проблеме пока недостаточно.

 Особое значение  имеет начальный этап профессионализации,  важной составляющей которого  является период обучения в вузе, где будущий специалист уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он решил посвятить себя [17, 127]. Искажённость  представлений о будущей профессиональной деятельности   приводят к снижению ценности избранной профессии, к разочарованию в ней.

        Одной из важнейших задач в  этой области является  преодоление  стереотипов профессионального  сознания, формирование новых   технологий обучения и способов, существенных для саморазвития  и самоутверждения, творческого  осуществления профессиональной деятельности.

   Психологическая  практика  предполагает личностную  и эмоциональную  зрелость, которая   позволяет осознавать, контролировать  и регулировать собственные эмоциональные  процессы, так как  личность  психолога -  это важнейшее  целительное средство в процессе его работы, фасилитирующее личностный рост клиента.

   Необходимо также   учитывать, что личный непроработанный  травматический опыт психолога  может стать серьезным профессионально-личностным  ограничением. Наличие нерешенных   глубинных  проблем может послужить пусковым механизмом в формировании страхов, опасений, тревоги.

Социальные страхи, опасения, связанные с будущей профессией, личностная тревожность могут в  значительной степени влиять на эмоциональное  отношение к будущей профессии  судентов-психологов, приводить к негативным ожиданиям в отношении профессиональной деятельности, что в дальнейшем может послужить причиной профессиональной непригодности:

- мешают установлению доверительных отношений с клиентом;                                  - значительно снижают эффективность любой психокоррекционной работы;

- приводят к грубым  ошибкам на этапе психодиагностики.

   Всё вышесказанное определило актуальность данной дипломной работы, выполненной на тему: «Эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности  студентов  факультета психологии».

В качестве объекта  исследования выступает  профессиональное самосознание личности.

Предмет исследования - эмоциональное  отношение к будущей профессиональной деятельности студентов факультета психологии

Цель исследования -  изучить особенности эмоционального отношения к  будущей профессии студентов факультета психологии.

Гипотезой исследования явилось предположение о том,  что в структуре эмоционального отношения к будущей профессии  студентов психологического факультета велик удельный вес негативных эмоциональных переживаний, обусловленных страхами и опасениями. В основе этих переживаний лежит взаимоуиливающее действие объективных и субъективных факторов. Эти негативные эмоциональные переживания можно диагностировать с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина.

    Для  достижения цели и проверки  гипотезы исследования последовательно решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к  будущей профессии.

2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности  эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.

3. Провести  экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить  объективные и субъективные факторы его детерминирующие.

4. Разработать психологические  рекомендации, направленные на оптимизацию  эмоционального отношения студентов  психологического факультета к  будущей профессии в процессе  обучения в вузе.

      Теоретико – методологической основой исследования явились  теория  психологии отношений В. Н. Мясищева, теория «жизненного пути» С.Л. Рубинштейна, психологические исследования профессионального самосознания (К.А.Абульханова-Славская, М.Н.Гуревич, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, О.В.Москаленко, К.К.Платонов, В.В.Столин, И.И.Чеснокова);

исследования  развития личности специалиста в период профессионального обучения в вузе (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.) [14; 16; 29; 31; 44; 47].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ

 

1.1. Образ будущей профессии и профессиональное самосознание личности

 

     Понятие  «образ» — значимая категория  психологии. Образ является начальным  звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когнитивную гипотезу, сопоставимую с объективной реальностью [3,52].

      Образ  будущего является составной  частью образа мира. Наличие образа будущего  имеет большое значение для формирования способности к жизненному самоопределению, в том числе и профессиональному. Это напрямую связано с осмысленностью жизни и профессиональным самосознанием.

Образ будущего представлен  в самосознании личности структурой "Я-будущий". Знание и учет представлений человека о себе на временном континууме позволяет прогнозировать развитие и поведение личности в будущем, а также определить конкретный характер прогнозирования будущего в связи с индивидуальными особенностями человека  [30,26].

       Это определило особое внимание ученых к вопросам, связанным с представленностью образа будущего в самосознании человека.

        Жизнь человека протекает во времени, по мере своего развития, он начинает овладевать временем и осознавать его. Происходит одновременное освоение прошлого и будущего времени. Целесообразность и необходимость спонтанного развития временной структуры самосознания определяется потребностью в сохранении устойчивости собственного «Я». Поэтому «Я – концепция» человека включает образы себя в прошлом, настоящем и будущем. Выпадение из сознания прошлого опыта лишает человека возможности опираться на него для прогнозирования своей будущей жизни. Исключение будущего нарушает устойчивость личности, ведёт к невротизации, тревоге, депрессии. Связь прошлого, настоящего и будущего в сознании складывается в картину «жизненного пути» [41].

   Будущее существует  в личности как направленность  её развития и переживается  человеком в виде стремления  к своим целям и идеалам,  как желание выразить себя  в определённой деятельности, как порыв к обогащению ценностно -  смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей.

Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии