Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
3. Подведение итогов работы («круг») после отдельных заданий или в конце дня, семинара.
Здесь каждый участник по очереди отвечает на поставленные ведущим вопросы.
Работа в малых группах.
Участники семинара-тренинга разбиваются на группы для выполнения отдельных заданий. В малых группах используются следующие варианты работы
1. Ролевая игра.
Участники группы проигрывают различные ситуации, а затем также в группе обсуждают полученные результаты в соответствии с вопросами, которые задает ведущий.
2. Творческие задания.
Группа подготавливает сценку и любым другим творческим образом представляет предложенную для творческой работы тему.
3. Группа поддержки.
Участники по кругу отвечают на поставленный ведущим вопрос. Каждому предоставляется равное время на высказывание. Во время того, как говорит один человек, все остальные молчат и внимательно его слушают. Работа направлена на разрядку эмоций и переоценку имеющегося опыта.
Работа в парах.
Каждый участник по очереди отвечает на вопрос, предложенный ведущим семинара-тренинга. Основная цель подобной работы - это осознание и проговаривание (получение поддержки) каждым участником по заявленной теме.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа может проходить в виде учебно-терапевтической демонстрации (на большом круге ведущий проводит консультацию с участником, после чего, при согласии последнего, происходит разбор) или в виде внутренней работы участников (участник выполняет упражнение, следуя указаниям ведущего).
Краткий план семинара-тренинга
Введение
Представление участников и ведущего семинара-тренинга. Знакомство с целями и задачами тренинга. Выработка правил работы группы.
Тема 1.
Профессионально-значимые качества и профессиональная мотивация психолога.
- Профессионально-значимые качества психолога.
Составление списка профессионально-значимых качеств психолога. Выполнение творческого задания «Портрет психолога». Анализ и обобщение полученного материала.
- Мотивация профессиональной деятельности.
Анализ и исследование индивидуальной профессиональной мотивации. Виды негативной профессиональной мотивации и способы трансформации негативной профессиональной мотивации. Соотнесение индивидуальной профессиональной мотивации с индивидуальными потребностями.
Тема 2. «Образ будущей работы»
Мечта о будущей работе. Анализ и осознание личных опасений по поводу будущей работы. Формирование требований к содержанию и организации будущей профессиональной деятельности, конкретизация образа.
Тема 3. Самопрезентация в ситуации устройства на работу.
Формирование позитивного
взгляда на собственные профессионально-
Заключение.
Подведение итогов работы на семинаре-тренинге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессия психолога становится одной из важнейших в современном мире. Потребность современного общества в практически ориентированных профессиональных психологах объясняет повышенное внимание к их подготовке в настоящее время. Эмоциональное отношение к будущей профессии – один из ведущих факторов процесса профессионального и личностного становления студентов – психологов.
Обобщая результаты теоретического анализа психологической литературы по изучаемой теме и проведённого экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
Жизненное самоопределение,
в том числе и
Представление отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной (в том числе и профессиональной) и индивидуальной жизни. В представлениях о профессии у студентов важную роль играют не только внешние, объективные факторы (знание сфер приложения сил, реальных мест работы, условий оплаты труда, возможностей карьерного роста), но и внутренние, субъективные – особенности личности, эмоциональное отношение к выбранной профессии.
Под понятием "отношения" подразумевается то состояние, которое определяет основанный на прошлом опыте характер действия или переживания человека по поводу каких-либо обстоятельств. Складываясь из личного опыта (включая и опыт эмоциональный), отношение к будущей профессии у студентов во многом определяется ожиданиями, которые, в свою очередь, связаны с представлениями о себе как профессионале и зависят от объективных и субъективных факторов, вызывая соответствующее поведение. Негативные ожидания как от результата, так и от собственной эффективности, обусловлены низкой самооценкой, личностной тревожностью, социальными (в том числе и профессиональными) страхами и, в свою очередь, способствуют их активизации.
Эмоциональное отношение к будущей профессии, которое определяется негативными ожиданиями, в первую очередь зависит от субъективных факторов - эмоциональных личностных особенностей, включающими в себя страхи, опасения, тревогу. Оказывают сильное влияние на негативное эмоциональное отношение и объективные факторы, связанные с социальными взаимодействиями.
Экспериментальное исследование, проведённое со студентами психологического факультета, позволило уточнить степень выраженности субъективных факторов и определить объективные, влияющие на негативное эмоциональное отношение к будущей профессии, а также доказать из взаимоусиливающее действие, которое является основой негативных эмоциональных переживаний.
Исследование показало, что для большинства обследуемых студентов характерны высокий уровень личностной тревожности и достаточно высокие общие показатели страхов. Доказана взаимосвязь высокого уровня тревожности и высоких показателей социофобий (включая страх публичных выступлений), являющихся результатом воздействия объективных факторов.
Результаты ранжирования понятий, наиболее отражающих представление данной выборки студентов о будущей профессии, свидетельствуют, что эмоциональное отношение испытуемых к будущей профессии нельзя назвать однозначно позитивным.
В результате исследования для данной группы испытуемых были определены факторы, влияющие на негативное отношение:
- объективные: неуверенность в профессиональном будущем, боязнь конфликтов и негативных оценок;
- субъективные: неуверенность в собственных профессиональных возможностях, боязнь ответственности, проблемы с общением, страх к будущей профессии, её неприятие.
Исследование факторов привлекательности выбранной профессии выявило, что самое высокие значения имеют факторы, определяющие возможность самосовершенствования в выбранной профессии, соответствие личностных качеств профессиональным, а также возможность общения с людьми. Отрицательный вес имеют факторы «работа соответствует моим профессиональным способностям», «возможность достичь социального признания, уважения окружающих и коллег», «оказание помощи людям (опасение нанести вред)», что является показателем того, что, возможно, профессия была выбрана при очень слабом представлении о ней, а также о низкой оценке студентами возможности реализовать профессиональные потребности.
Таким образом, влияние объективных и субъективных факторов – неуверенности в профессиональном будущем (связанной в первую очередь с неодназначным статусом профессии психолога в современном обществе), низкой самооценки собственных профессиональных возможностей (которая особенно ярко проявляется на фоне нерешённых личностных проблем), приводит к переоценке выбранной профессии, вызывая негативное к ней отношение. Результатом этого процесса может быть создание негативного образа профессии, и, как следствие, разочарование и нежелание работать психологом. С другой стороны, негативный образ будущей профессиональной деятельности является причиной возникновения у студентов тревожности, профессиональных страхов и опасений, которые приводят к невротизации и могут служить основой профессиональной непригодности.
Результаты теоретического и экспериментального исследования особенностей эмоционального отношения студентов к будущей профессиональной деятельности стали теоретическим основанием для разработки психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
Таким образом, цели и задачи дипломной работы можно считать выполненными, гипотеза нашла подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дис. … канд. психол. наук. – М., 1995. – 129 с.
2. Анцыфирова Л. И. Мудрость и её проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. – 2004. – Т.25. – №3. – С. 17 – 24.
3. Астапов, В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия по психологии. – Спб.: Питер, 2001. – 256с.
4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.– 320 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
7. Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов – психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология . – 2000. – №1. – С.56 – 62.
8. Буякас Т. М. Основания и условия профессионального становления студентов – психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология . – 2005. – №2. – С.7 – 16.
9. Варфоломеева О. В. Профессиональное становление психолога – психотерапевта . Монография.. – К.: ГП « Информационно – аналитическое агентство», 2008. – 428 с.
10. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.
11. Вьюнова Н. И., Зыкова Н. Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как условие их личностного профессионального развития // Мир психологии, 2007. – №3. – С. 217 – 225.
12. Гарбузова Г.В. Эмпирические критерии
образования профессиональной идентичности
студентов // Управление общественными
и экономическими системами 2007.–№1. Доступный
с <http://www.bali.ostu.ru/umc/
13. Дикая Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности //Психологический журнал. – 1984. – Т. 3. – №6. – С.254 – 257.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.
15. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007. – 302 с.
17. Кожухарь Г. С. Связь уровня развития профессионально важных коммуникативных качеств студентов – психологов с успеваемостью// Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С.127 – 137.
18. Козловская С. Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их разрешения // Мир психологии. – 2005.– №2. – С. 160 – 170- 172.
19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. – 240 с.
20. Копылова Н. В. К вопросу о становлении личностно – профессиональных качеств будущего специалиста // Мир психологии. – 2005. – №1. – С. 162 – 170.
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии