Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

На формирование определенного  типа представлений о профессии  оказывают влияние личностные особенности  студентов: особенности ценностно-смысловой  сферы, уровень развития эмпатических способностей и предрасположенность  к деятельности в сфере человек-человек.

Таким образом, по мере обучения студентов психологического факультета представления  о профессиональной деятельности можно характеризовать  как:

- представления, которые   выражаются  в расширении круга  адекватных представлений о профессии (знание сфер приложения сил, реальных мест работы, трудностей и проблем, условий оплаты труда, возможностей карьерного роста).

- представления, которые   выражаются в неготовности к  смене социальной позиции учащегося  на позицию трудящегося профессионала. Несмотря на удовлетворительную академическую успеваемость, такие студенты осознают собственный непрофессионализм, испытывают по его поводу негативные эмоции и в связи с этим отказываются от профессиональной реализации  [41].

В формировании представлений  о профессии у студентов- психологов особое место занимают особенности личности и эмоциональное отношение к будущей профессии. Особенно актуальной представляется проблема негативных эмоциональных переживаний в связи с будущей профессиональной деятельностью, что может стать серьезным ограничением в успешном профессиональном становлении психолога.

 

1.3. Роль ожиданий в эмоциональном отношении к будущей профессии

 

 

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет [31].

 Психологические отношения  человека в развитом виде представляют  целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей  личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания.

Сознание, чувства и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности — влечения, желания, стремления или потребности. Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения  являются движущей силой личности  [31].

 Как видно из  вышеизложенного отношение свзано  с личным опытом, проявляется в интересах, эмоциональной оценке и действенной активности.

Поскольку будущая профессия  является частью образа будущего и  непосредственного опыта профессиональной реализации у студентов недостаточно, или вообще нет, существенное значение приобретают ожидания, того, что определенные действия принесут ощутимые преимущества, другие не приведут к существенным результатам, а третьи будут отдалять будущие неприятности [4, 34]. 

Эти ожидания могут быть связаны с жизненным опытом личности вцелом и различными сферами жизнедеятельности.

Поскольку профессия  психолога предполагает постоянное общение и взаимодействие, весьма существенными являются, так называемые, социальные ожидания. Большое значение имеет тот факт, что партнеры по общению могут осознавать ожидания партнера и строить свое поведение в соответствии с этими ожиданиями. При этом продуктивность общения отчасти определяется тем, какие ожидания предъявляют друг другу партнеры и насколько адекватно они осознают ожидания друг друга  [50].  

Сформированные на основе прошлого опыта ожидания вызывают соответствующее  им поведение. Так, в частности возникает особая форма дезадаптированного поведения – защитное поведение, которое связано с ожиданием угрозы: "Уже известная из прошлого опыта угроза активизирует защитное поведение не столько из-за своих аверсивных свойств, сколько потому, что обладает некоторой предсказательной силой. Ее появление сигнализирует о возможности болезненного исхода, если не будут приняты адекватные меры защиты" [4, 93]. 

Таким образом, в основе защитного поведения лежат "устрашающие  ожидания", которые иногда могут  быть беспочвенными. Вместе с тем, такие ожидания с трудом поддаются коррекции, так как стойкое избегание некоторых ситуаций не дает организму возможности убедиться в том, что обстоятельства изменились и реальной опасности больше не существует. В итоге создается впечатление, что именно данное защитное поведение поспособствовало предупреждению потенциальной угрозы. Так подкрепляется защитное поведение, и люди продолжают вести себя в соответствии со своими ожиданиями. По мнению А. Бандуры, чтобы избавиться от устрашающих ожиданий, требуется мощный опровергающий личный опыт, который невозможно заменить вербальными уверениями [4]. 

Подобного рода «устрашающие ожидания» могут часто встречаться у начинающих специалистов-психологов и способны влиять на формирование негативного эмоционального отношения к профессии вцелом. Более того, защитное поведение, возникающее из-за подобных ожиданий резко снижает профессиональную эффективность и может приводить полному разочарованию в профессиональной деятельности.

Несмотря на тот факт, что ожидания рассматриваются как особая когнитивная структура, А. Бандура указывает на тесную связь ожиданий не только с внешне наблюдаемым поведением, но и с эмоциональными реакциями: "Аверсивные переживания – как собственные, так и опосредованные – порождают ожидание неприятностей, которое, в свою очередь, может активизировать как страх, так и защитное поведение"[4, 92]. 

 В таком случае  становится понятным, что негативные ожидания от будущей профессии у студентов психологического факультета могут быть связаны как с субъективными факторами (личностными особенностями, личным опытом), так и объективными, то есть опосредованными какими-либо внешними событиями и обстоятельствами, связанными с будущей профессией. Негативные социальные ожидания способны активизировать различные социальные страхи и опасения, которые зачастую лежат в основе негативного эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета.

Наряду с ожиданием  результатов поведения А. Бандура выделяет "ожидание эффективности" [4, 93].

Ожидание результата определяется А.Бандурой как личная оценка того, что то или иное поведение должно привести к тем или иным результатам. Ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Так, например, субъект может знать, что некоторые действия приводят к определенному результату, но может не верить в то, что сам он способен произвести эти действия. Ожидание эффективности проявляется в том, будет ли субъект что-либо предпринимать для  достижения цели. Другой подход к изучению истоков негативных ожиданий связан с исследованием влияния особенностей Я-концепции на индивидуальные особенности ожиданий [5]. 

По Р. Бернсу, одна из важнейших функций Я-концепции состоит в том, что она определяет ожидания индивида, под которыми Р. Бернс понимает "представления индивида о том, что должно произойти" [5, 46]. 

Он полагает, что ожидания ребенка и отвечающее им поведение  определяются в конечном счете его  представлениями о себе. Существенно, что Я-концепция содержит в своей структуре оценочную составляющую, связанную с отношением к самому себе или к отдельным своим качествам, которую называют самооценкой или принятием себя.  В зависимости от характера самооценки, содержание ожиданий может быть положительным или отрицательным. По мнению Р. Бернса, отрицательные ожидания могут укреплять негативную самооценку, ввиду того, что они реализуются с большой вероятностью по механизму "самореализующихся ожиданий". Таким образом, отрицательные ожидания могут выступать, с одной стороны, как результат низкой самооценки и, с другой стороны, вследствие наличия обратных связей в системе как один из источников неприятия себя [5]. 

В отечественной психологии исследование ожиданий связано с  изучением их роли в деятельности.  По мнению Т. В. Алексеевой, "ожидания результатов деятельности являются обобщенной характеристикой личности" Под ожиданиями она понимает психические состояния субъекта, возникающие у него перед выполнением той или иной деятельности или какой-либо коммуникативной ситуации   Т. В. Алексеева подчеркивает тесную связь ожиданий оценки с насыщенными эмоциональными состояниями (положительными или отрицательными) [1, 7]. 

Тесную связь негативных ожиданий с тревожностью обнаружила А. М. Прихожан. С помощью методики незаконченных предложений она выявила ожидание неблагополучия как компонент тревожности и характеристику личности. По ее мнению, истоки ожидания неблагополучия лежат в особенностях самооценки [39].

Таким образом,  существует взаимосвязь между эмоциональным  отношением и ожиданиями в отношении любой предстоящей деятельности, в том числе и профессиональной.

Негативные ожидания как от результата, так и от  собственной эффективности способствуют активизации страхов и опасений в профессиональной деятельности.

Негативные ожидания могут быть связны с самооценкой, личностной тревожностью, социальными страхами.

 

1.4. Социальные страхи, опасения, тревога как составляющие эмоционального отношения к профессии у будущих психологов

 

Специфика профессии  психолога такова, что особые требования предъявляются также к  его  эмоциональной сфере, поскольку  успешность профессиональной деятельности во многом определяется соответствием психической организации студента — она должна соответствовать   требованиям  профессии психолога.  Наличие у студента опасений и страхов, связанных с будущей профессией, является причиной возникновения многих внутриличностных, межличностных и профессиональных проблем .

     Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или  социальному существованию индивида. Однако проблема профессиональных страхов является сравнительно мало исследованной. [3].

 Страхи, связанные с будущей профессией относятся к группе социальных.

Понятие социального  страха в психологию ввел Джозеф Вольпе, который определил его как  страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия.

Джозеф Вольпе  выделяет следующие социальные страхи:

1. страх критики;

2. страх быть отвергнутым; 

3. страх оказаться  в центре внимания;

4. страх показаться  неполноценным; 

5. страх начальства;

6. страх новых ситуаций;

7. страх предъявлять  претензии; 

8. страх не суметь отказать в требовании;

9. страх сказать "нет"[3].

Ю.В. Щербатых выделяет следующие  социальные страхи:

1. Страх ответственности  - сущность этого страха заключается  в том, что, принимая какое-то  важное решение, человек берет  на себя ответственность за его последствия, а в случае неудачи, ему не только грозит осуждение или наказание со стороны социума, но, что ещё хуже - он зачастую обречен на длительные самообвинения, способные отравить последующую жизнь.

2. Страх перед экзаменами.

3. Страх провала связан с различными факторами, главными из которых являются тенденция делать общие выводы из единичных фактов и оценка по конечному результату, когда не учитываются индивидуальные особенности человека, ярлык успеха или поражения наклеивается вне зависимости от затраченных усилий.

4. Страх критики. 

5. Страх успеха.

6. Страх перед начальством. 

7. Страх публичных  выступлений.

Социальные   страхи бывают   обусловлены    макросоциальными детерминантами:   социально-экономическими    условиями    жизнедеятельности населения, негативными тенденциями их изменений,   деятельностью   средств массовой информации и т.п. На микросоциальном уровне,  социальные  страхи связаны с проблемами социализации   в деятельности, общении и самосознании  [51].

 Страхи и опасения, связанные с профессией, часто  встречаются у широкого круга представителей профессий типа "человек-человек", где становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления специалиста.

К подобного  рода страхам студентов, будущих  психологов можно отнести:

-страх профессиональной некомпетентности – неуверенность в своих силах как профессионала;

- страхи неадекватного взаимодействия в студенческом коллективе;

- страх оценок -  может  принимать две противоположные  формы: боязнь негативных оценок со стороны окружающих, с одной стороны, и страх перед невниманием со стороны других людей – с другой.

 Студенческий возраст  является сенситивным периодом  для развития основных социогенных  потенций человека. Высшее образование  оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности [35].

Вместе с тем студенты в процессе профессионализации в  вузе „проживают“ несколько „кризисных“  моментов.

Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии