Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
Тест состоит из 60 утверждений, которые представляют собой сводный обзор главнейших человеческих страхов. Испытуемому предлагается выявить по каждому из них своё отношение и оценить его по 10 – бальной шкале:
Полное согласие с утверждением – 10 баллов.
Полное несогласие – 0 баллов.
Если согласны наполовину - 5 баллов.
Если более чем наполовину – соответственно, 6, 7, 8 или 9 баллов. Если менее, чем наполовину – от 4 до 1 балла.
Подсчитывается общее количество баллов и сверяется с соответствующей характеристикой, предлагаемой автором методики: -
(0 -3) (балла) – Запредел
Гипер Альфа. Уникум, совершенно лишенный
страха: инстинкт самосохранения практически
отсутствует. Это вызывает опасения. Нуждается
в постоянной заботе, в опеке кого- то предусмотрительного.
- (4- 40) Альфа Смелый. Уверенный и уравновешенный
человек с низким уровнем тревожности.
Не расположен ни к каким страхам, всегда
смел и, когда интересы и обстоятельства
требуют, способен пойти на большой риск.
Вместе с тем хорошо чувствует опасность
и умеет на нее отвечать.
- (41 - 120) Бета Уверенный. Довольно уверенный
человек, со средним уровнем тревожности,
с сильной психикой, но не очень устойчивой.
Страх возникает обычно в соответствии
с реальными угрозами, но иногда может
и превышать их масштаб. А когда угрозы
минуют, может оставаться как следовая
реакция и переноситься на ситуации, где
угроз уже нет. По большей части человек
это легко отслеживает и исправляет. Но
иногда скрытая неуверенность может помешать
достичь максимума возможного. А в целом
по отношению к тревоге и страху такой
человек представляет собой завидную
норму. Он способен сам и значительно улучшить
свои показатели, и помочь другим.
- (121- 220) Гамма Колеблющийся. Производит впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таков. Уровень тревожности в некоторых сферах выходит за пределы нормы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство может искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становится чересчур суетлив, а когда хочет скрыть страх от себя самого, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают достижения в тех областях, где у человека хорошие способности.
- (221 350) Тета Тревожный.
Может также производить
(351 550) Омега Трепещущий.
Жизнь воспринимается как
сплошная угроза. Человек часто не отличает реальных угроз от
мнимых; возможны неоправданные боязни
– фобии, имеющие навязчивый характер.
Страх побуждает предельно сузить границы
существования. Лишь иногда таким людям
свойственно выходить за пределы своих
привычных ограничений и в эти моменты
чувствовать, что возможна совсем иная
жизнь. Желательна помощь психотерапевта.
- От 551 Запредел Гипер Омега. Человек живет
в непрерывном ожидании катастрофы, жизнь
и смерть равно страшны. Необходима
лечебная поддержка.
Методика также позволяет конкретизировать страхи по видам:
Танатофобии: страхи смерти, боли, болезней |
3, 12, 14, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 47, 60 |
Страхи пространств: открытых, закрытых |
10, 14, 16, 17, 18, 21, 33, 35, 36, 39, 47, 53, 57 |
Социофобии: социально оценочные страхи |
2, 4, 8, 9, 27, 50, 52, 54, 55, 56, 58, 60 |
Боязнь выступлений, экзаменов, встреч |
3, 9, 27, 50, 55, 56, 60. |
Агрессофобии: страхи перед агрессией |
3, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 39, 53, 58. |
Зависимостные страхи |
11, 12, 16, 20, 32, 35, 36, 41, 42, 43. |
Панфобии: общебытийные страхи |
1, 11, 12, 14, 15, 19, 20, 36, 37, 38, 40, 42, 44. |
Эзофобии: мистические страхи |
10, 12, 13, 14, 19, 21, 36, 37, 40, 45, 46, 49. |
Страхи перед судьбой |
1, 5, 6, 15, 16, 38, 40, 46, 48, 59. |
Выделяющиеся страхи определяются следующим образом:
- Подсчитать средний балл (сумма слагаемых делённая на их количество) по каждому виду страхов.
- Определить среднее значение среди средних баллов страхов.
- Сравнить средний
балл каждого страха со
3. Методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) [6].
Цель методики: оценить коэффициент значимости факторов привлекательности профессии
Методика изучения факторов
привлекательности профессии
Инструкция
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
А факторы : |
Б факторы: |
1. Профессия одна из важнейших в обществе |
1. Мало оценивается важность труда |
2. Оказание психологической помощи людям |
2. Опасение нанести людям вред |
3. Работа требует постоянного творчества |
3. Нет условий для творчества |
4. Работа не вызывает переутомления |
4. Работа вызывает переутомление |
5. Большая зарплата |
5. Небольшая зарплата |
6. Возможность |
6. Невозможность |
7. Работа соответствует
моим профессиональным |
7. Работа не соответствует
моим профессиональным |
8. Работа соответствует моему характеру |
8. Работа не соответствует моему характеру |
9. Небольшой рабочий день |
9. Большой рабочий день |
10. Возможность часто общаться с людьми |
10. Частый контакт с людьми |
11. Возможность достичь
социального признания, |
11. Невозможность достичь
социального признания, |
12. Другие факторы (какие?)
|
12. Другие факторы (какие?) |
Обработка
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=( n - m )/ N ,
где: N - объем выборки (количество обследуемых), n — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1.
4.«Методика цветовых метафор» (Соломин И. Л.) [46].
Цель методики - диагностика мотивов и отношений.
Методика позволяет проводить диагностику, начиная с детей младшего школьного возраста.
Время проведения – 10 – 15 мин.
Стимульный материал – пронумерованные цветные карточки (цвета Люшера).
Проективная методика цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант ЦТО. Она характеризующийся рядом отличительных особенностей:
- обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства.
- Данная методика не опирается на стандартный психологический смысл цветов.
- Методика цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности.
- Обследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Методика цветовых метафор основан на двух принципах:
1.Если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно;
2. Обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.
Для диагностики мотивов и
Методика позволяет включать различные диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования. Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи.
В данном случае для выявления эмоционального отношения
студентов – психологов к будущей профессии
была сделана следующая подборка понятий:
Категории понятий |
Понятия | |
Ценности и потребности |
Материальные |
Заработок Материальное благополучие Деньги Материальная выгода |
В безопасности |
Стабильность Гарантии Уверенность Безопасность | |
Коммуникативные |
Общение Любовь Уважение Доверие Сочувствие Открытость | |
В самоутверждении |
Свобода Власть Профессионализм Моя карьера Признание окружающими Личная независимость | |
В самоактуализации |
Успех Самоутверждение Мои обязанности Выполнение долга Ответственность Знания Призвание | |
Занятия и виды деятельности |
Моя учеба Моя работа Отдых Труд Образование Консультирование Бизнес Наука | |
Люди, группы людей и организации |
Каким (какой) я хочу быть Люди Моя группа в университете Коллеги - психологи Какой (какая) я на самом деле Моя семья Будущее место работы Мои родители | |
События и этапы жизненного пути |
Мое настоящее Мое прошлое Конфликты Неудача Мое будущее Защита диплома Первая консультация Первый день на работе | |
Эмоциональные переживания |
Радость Угроза Тревога Печаль Неприятности Страх Раздражение Неопределённость |
Применялась групповая форма проведения методики цветовых метафор. Стимульный материал в этом случае представлял собой пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, которые прикреплялись к передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов.
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии