Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

Тест состоит  из 60 утверждений, которые представляют собой сводный обзор главнейших человеческих страхов. Испытуемому  предлагается выявить по каждому  из них своё отношение и оценить его по 10 – бальной шкале:

Полное согласие с утверждением – 10 баллов.

Полное несогласие – 0 баллов.

Если согласны наполовину -  5 баллов.

Если более  чем наполовину – соответственно, 6, 7, 8 или 9 баллов. Если менее, чем наполовину – от 4 до 1 балла.

Подсчитывается общее  количество баллов и сверяется с  соответствующей  характеристикой, предлагаемой автором методики: -

(0 -3) (балла) – Запредел  Гипер Альфа.  Уникум, совершенно лишенный страха: инстинкт самосохранения  практически отсутствует. Это вызывает опасения. Нуждается  в постоянной заботе, в опеке кого- то предусмотрительного. 
- (4- 40) Альфа Смелый. Уверенный и уравновешенный человек с низким уровнем тревожности. Не расположен ни к каким страхам, всегда смел и, когда интересы и обстоятельства требуют, способен пойти на большой риск. Вместе с тем  хорошо чувствует опасность и умеет на нее отвечать.  
- (41 - 120) Бета Уверенный. Довольно уверенный человек, со средним уровнем тревожности, с сильной психикой, но не очень устойчивой. Страх  возникает обычно в соответствии с реальными угрозами, но иногда может и превышать их масштаб. А когда угрозы минуют, может оставаться как следовая реакция и переноситься на ситуации, где угроз уже нет. По большей части человек это легко отслеживает и исправляет. Но иногда скрытая неуверенность может помешать  достичь максимума возможного. А в целом по отношению к тревоге и страху  такой человек представляет собой завидную норму. Он способен сам и значительно улучшить свои показатели, и помочь другим.

- (121- 220) Гамма Колеблющийся. Производит впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таков. Уровень тревожности в некоторых сферах выходит за пределы нормы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство  может искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становится чересчур суетлив, а когда хочет  скрыть страх от себя самого, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают  достижения в тех областях, где у человека хорошие способности.

- (221 350) Тета Тревожный.  Может также производить впечатление  человека уравновешенного, но  на самом деле расположен к  страхам. Уровень тревожности  в целом выше нормы. От окружающих  это может скрывать, но только не от себя. Корни многих недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь  может строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутреннеизбыточное присутствие страха. При реальных угрозах может проявлять несоразмерное неистовство, а иногда – отступать… Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы. Желательна квалифицированная помощь. –

(351 550) Омега Трепещущий. Жизнь  воспринимается как  сплошная угроза. Человек часто не отличает реальных угроз от мнимых; возможны неоправданные боязни – фобии, имеющие навязчивый характер. Страх побуждает предельно сузить границы существования. Лишь иногда таким людям свойственно выходить за пределы своих привычных ограничений и в эти моменты чувствовать, что возможна совсем иная жизнь.  Желательна помощь психотерапевта. 
- От 551 Запредел Гипер Омега. Человек живет в непрерывном ожидании катастрофы, жизнь и смерть  равно страшны. Необходима лечебная поддержка.

 

        Методика также  позволяет конкретизировать страхи по видам:

                                                                                                        Таблица  2.1                                                               

Танатофобии: страхи смерти,

боли, болезней

3, 12, 14, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 47, 60

Страхи пространств:

открытых, закрытых

10, 14, 16, 17, 18, 21, 33, 35, 36, 39, 47, 53, 57 

                                                                   

Социофобии: социально  оценочные страхи

2, 4, 8, 9, 27, 50, 52, 54, 55, 56, 58, 60

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

3, 9, 27, 50, 55, 56, 60.

Агрессофобии: страхи перед  агрессией

3, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 39, 53, 58.

Зависимостные страхи

11, 12, 16, 20, 32, 35, 36, 41, 42, 43.

Панфобии: общебытийные

страхи

1, 11, 12, 14, 15, 19, 20, 36, 37, 38, 40, 42, 44.

 

Эзофобии: мистические  страхи

 

10, 12, 13, 14, 19, 21, 36, 37, 40, 45, 46, 49.

Страхи перед судьбой

1, 5, 6, 15, 16, 38, 40, 46, 48, 59.


 

Выделяющиеся страхи определяются следующим образом:

- Подсчитать средний  балл (сумма слагаемых делённая  на их количество) по каждому  виду страхов. 

- Определить среднее  значение среди средних баллов страхов.

- Сравнить средний  балл каждого страха со средним  среди них, – больше «зона  страха», меньше - «поле уверенности».

3. Методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) [6].

Цель методики: оценить коэффициент значимости факторов привлекательности профессии

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые  была предложена В. А. Ядовым. Модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана) используется  во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

Инструкция

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые  отражают то, что привлекает и что  не привлекает Вас в избранной  профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».

А факторы :

Б факторы:

1. Профессия одна из  важнейших в обществе 

1. Мало оценивается  важность труда

2. Оказание психологической   помощи людям  

2. Опасение нанести  людям  вред

3. Работа требует постоянного  творчества 

3. Нет условий для  творчества 

4. Работа не вызывает  переутомления 

4. Работа вызывает  переутомление 

5. Большая зарплата 

5. Небольшая зарплата 

6. Возможность самосовершенствования 

6. Невозможность самосовершенствования. 

7. Работа соответствует  моим профессиональным способностям 

7. Работа не соответствует  моим профессиональным способностям 

8. Работа соответствует  моему характеру

8. Работа не соответствует  моему характеру 

9. Небольшой рабочий  день 

9. Большой рабочий  день 

10. Возможность часто  общаться с людьми 

10. Частый контакт с  людьми 

11. Возможность достичь  социального признания, уважения  окружающих и коллег

11. Невозможность достичь  социального признания, уважения  окружающих и коллег 

12. Другие факторы (какие?)  

  

  

 

12. Другие факторы (какие?)


Обработка

По  каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент  значимости определяется как: КЗ=( n - m )/ N ,

где: N - объем выборки (количество обследуемых), n — количество обследуемых, которые  отметили данный фактор в колонке  А, m - количество обследуемых, которые  отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1.

4.«Методика цветовых  метафор» (Соломин И. Л.) [46].

Цель  методики - диагностика мотивов и отношений.

Методика позволяет проводить  диагностику, начиная с детей  младшего школьного возраста.

Время проведения – 10 – 15 мин.

Стимульный материал – пронумерованные цветные карточки (цвета Люшера).

Проективная методика цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант ЦТО. Она характеризующийся рядом отличительных особенностей:

- обозначение различных  понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства.

- Данная методика не опирается на стандартный психологический смысл цветов.

- Методика цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности.

- Обследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Методика цветовых метафор основан на двух принципах:

1.Если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно;

2. Обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.

Для диагностики мотивов и отношений  необходимо определенным образом подобрать  понятия, которые затем будут  предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие различные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, различные периоды времени и события. Необходимо сохранить оптимальное отношение количества понятий к количеству цветов, которое для взрослых равно 5:1 – 8:1, для детей 3:1 – 4:1. Кроме того, для любого списка важно наличие  ключевых понятий. Для взрослых такими понятиями являются: « Моё увлечение», « интересное занятие», «Моё прошлое», «Моё настоящее», « Моё будущее», «Какой я на самом деле», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Страх», «Угроза».

       Методика позволяет включать  различные диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования. Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи.

В данном случае для выявления эмоционального отношения студентов – психологов к будущей профессии была сделана следующая подборка понятий:                                                                                                                                                            

                                                                                                       Таблица 2.2                                                                                                                                                  

Категории понятий

Понятия

Ценности и потребности

Материальные

Заработок

Материальное благополучие

Деньги

 Материальная выгода

В безопасности

Стабильность 

Гарантии 

Уверенность

 Безопасность 

Коммуникативные

Общение

 Любовь 

Уважение 

Доверие

 Сочувствие

Открытость

В самоутверждении

 Свобода

 Власть

 Профессионализм

 Моя карьера 

Признание окружающими 

Личная независимость

В самоактуализации

Успех

 Самоутверждение 

Мои обязанности 

Выполнение долга

Ответственность

 Знания

 Призвание 

Занятия и виды деятельности

Моя учеба

 Моя работа

 Отдых 

Труд

 Образование 

Консультирование 

Бизнес 

 Наука

Люди, группы людей  и  организации

Каким (какой) я хочу быть

 Люди 

Моя группа в университете

 Коллеги - психологи

Какой (какая) я на самом деле 

Моя  семья 

Будущее место работы

Мои родители

События и этапы жизненного пути

Мое настоящее

 Мое прошлое

 Конфликты 

Неудача

Мое будущее 

Защита диплома

Первая консультация

Первый день на работе

Эмоциональные переживания

Радость

Угроза 

Тревога

Печаль

Неприятности

Страх

Раздражение

Неопределённость


 

 Применялась групповая  форма проведения методики цветовых метафор. Стимульный материал в этом случае представлял собой пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, которые прикреплялись к передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов.

Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии