Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
Личность – реализуемый в будущем проект [2, 17].
Профессиональная составляющая образа будущего выступает как основа профессионального развития личности, влияющая на формирование «образа – Я», трактуемого как комплекс представлений человека о себе как профессионале и включающий целостный образ самой профессиональной деятельности, ее целей, ценностей, средств и способов их реализации.
Образ будущей профессии - внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального самосознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны [12].
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно сделать вывод, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компонент; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности. В профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности. Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе. З. Иванова и
К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление [37].
П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств, то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
Российские ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции [37].
Для эмоционального компонента профессионального самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные эмоциональные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя. Самопонимание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе, в том числе как о профессионале.
Самопонимание не бесстрастный процесс, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или разочарование. Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного. Важным компонентом самопонимания является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и понятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего "актуального Я" и "идеального Я". "Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения, указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе" (С. Куперсмит) (Цит. по [37]).
Особое значение имеет профессиональное самоуважение. Оно напрямую связано с верой в успех, самооценкой, общим эмоциональным самочувствием, социальной активностью [37]
1.2. Представления о будущей профессии и личностные особенности студентов факультета психологии
Исследование образа профессии психолога в течение всего курса обучения, формирование у студента вуза представления о будущей профессиональной деятельности приобретает в настоящее время особую значимость, так как это является предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе.
Образ будущей
профессии является отражением
в сознании студента основного
содержания его будущей
В структуру обобщенного «образа-Я» студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными [12].
На основе «Я-образа» у студента складывается «Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.
На основе сопоставления
«образа-Профессии» с «образом-Я» у
студента формируется профессиональный
«образ-Я» и складывается осознание
своей тождественности с избранной профессией, формируется
положительное отношение к себе как субъекту
настоящей учебно-профессиональной деятельности
и будущей профессионально-
Представление будущей профессии является комплексным образованием, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В качестве основных показателей выступают: уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога, личностные особенности. Сочетание представлений о профессии с личностными особенностями студентов позволяет выделить различные типы представлений о будущей профессии [38].
В качестве детерминант
развития представлений о
Представления о будущей профессиональной деятельности студентов-психологов можно разделить на четыре типа:
1) «диффузный» - студенты достаточно полно и адекватно представляют особенности, задачи и трудности деятельности психолога, готовы работать в психологии, но при этом не имеют достаточной мотивации, показывают низкий уровень определенности в выборе специализации, стремятся ограничить свою профессиональную деятельность определенным направлением или видом деятельности. В структуре представлений различные компоненты не обнаруживают взаимосвязи и целостности, а часто даже противоречат друг другу.
Студенты
с «диффузным» типом
Для студентов с «диффузным»
типом представлений о
2) «эгоистичный» - представления
о профессии взаимосвязаны
Студенты с «эгоистичным»
типом представлений стремятся
реализоваться в
Студентам с «эгоистичным» типом необходимо развивать способности создавать доверительную обстановку в общении, отходить от оценочных стереотипов в общении с людьми, не пытаться управлять людьми и их взглядами на жизнь [38].
3) «незавершенный» - студенты адекватно оценивают трудности, задачи и особенности профессиональной деятельности психолога, нацелены на самореализацию в сфере психологии. Своей основной задачей они видят помощь другим людям. Характерной особенностью является высокая степень выраженности «профессиональных» мотивов деятельности. Однако при этом их представления о профессии отличаются недостаточной целостностью. Отдельные характеристики представлений о профессии не противоречат друг другу, они обнаруживают слабую положительную взаимосвязь между собой.
Студентов с «незавершенным» типом представлений отличают самые высокие показатели выраженности практически всех характеристик ценностно-смысловой сферы по сравнению с другими группами. Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии. Это желание обусловлено истинными профессиональными мотивами. Они ставят перед собой конкретные цели и стремятся обязательно добиться их. При этом они действуют стереотипно, проверенными способами и не склонны ориентироваться на мнение других людей о себе. Сильно выражено стремление демонстрировать социально одобряемое поведение. Испытывают чувство недоверия к окружающим и уверенность в том, что другие люди ограничивают свободу их жизни и проявление способностей. Восприятие и взаимодействие с людьми зависит от оценочных стереотипов. Их эмпатические способности основываются, прежде всего, на логическом, рациональном знании о других людях, интуиция развита слабо. Для успешной реализации в профессиональной сфере студентам с «незавершенным» типом представлений о профессии необходимо развивать свои коммуникативные и адаптивные способности, гибкость и подвижность эмоций и изменить направленность представлений с собственных эмоциональных переживаний на восприятие и понимание другого человека [38].
4) «непрофессиональный» - при высокой степени целостности представлений о профессии психолога обнаруживается низкая адекватность этих представлений и преобладание «непрофессиональных» мотивов, т.е. для студента основной целью его обучения является не приобретение профессии психолога и реализация себя в ней, а решение собственных проблем.
Студенты с «непрофессиональным» типом представлений о профессии стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей. У них проявляется стремление к реализации в профессиональной и общественной жизни, большое значение придается обучению. Студенты этой группы стремятся к независимости от других людей и сохранению неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. При этом они готовы следовать моральным принципам и нормам общества. Отличительной особенностью этой группы является способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях дефицита информации о них, анализировать информацию на уровне интуиции. Но возможность рационального познания других людей, понимания логической основы поведения и состояния другого человека у них снижена. Студентам с «непрофессиональным» типом представлений о профессии необходимо, прежде всего, решить собственные психологические проблемы и научиться логически анализировать поведение других людей [38].
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии