Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

    Личность – реализуемый в будущем проект  [2, 17].

Профессиональная составляющая образа будущего выступает как основа профессионального развития личности, влияющая на формирование «образа – Я», трактуемого как комплекс представлений человека о себе как профессионале и включающий целостный образ самой профессиональной деятельности, ее целей, ценностей, средств и способов их реализации.

     Образ будущей профессии  -  внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального самосознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны [12].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно сделать вывод, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компонент; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности. В профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.     Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе.     З. Иванова и

 К. Косев понимают  профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним.     В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление [37].     

П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как  избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального  самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании  себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.      Профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств, то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.        

Российские ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции [37].

Для эмоционального компонента профессионального самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные эмоциональные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя. Самопонимание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе, в том числе как о профессионале.

 Самопонимание не бесстрастный процесс, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или разочарование. Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного.     Важным компонентом самопонимания является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и понятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего "актуального Я" и "идеального Я". "Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения, указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе" (С. Куперсмит) (Цит. по [37]).

Особое значение имеет  профессиональное самоуважение. Оно напрямую связано с верой в успех, самооценкой, общим эмоциональным самочувствием, социальной активностью [37]

 

 1.2. Представления  о будущей профессии и личностные особенности   студентов факультета психологии

 

Исследование  образа профессии психолога в течение всего курса обучения, формирование у студента вуза представления о будущей профессиональной деятельности  приобретает в настоящее время особую значимость, так как  это является предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе.

   Образ будущей  профессии является отражением  в сознании студента основного  содержания его будущей профессиональной  деятельности и связан с такими  компонентами профессионального  самосознания студента, как «Я-образ», «Я-концепция».

       В структуру обобщенного «образа-Я» студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными  [12].

На основе «Я-образа» у студента складывается «Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.

На основе сопоставления  «образа-Профессии» с «образом-Я» у  студента формируется профессиональный «образ-Я» и складывается осознание  своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности [12].

      Представление   будущей профессии  является  комплексным образованием, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере.   В качестве основных показателей выступают:  уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога, личностные особенности. Сочетание  представлений о профессии с личностными особенностями студентов позволяет выделить различные типы представлений о будущей профессии [38].

 В качестве детерминант  развития представлений о профессии  выступают такие показатели, как  уровень профессиональной подготовки, стремление к деятельности в  различных направлениях, «профессиональные»  мотивы и показатель направленности в деятельности на себя/на  других и на эмоции/на процесс.

Представления о будущей  профессиональной деятельности студентов-психологов можно разделить на четыре типа:

1) «диффузный» - студенты  достаточно полно и адекватно  представляют особенности, задачи и трудности деятельности психолога, готовы работать в психологии, но при этом не имеют достаточной мотивации, показывают низкий уровень определенности в выборе специализации, стремятся ограничить свою профессиональную деятельность определенным направлением или видом деятельности.  В структуре представлений различные компоненты не обнаруживают взаимосвязи и целостности, а часто даже противоречат друг другу.

     Студенты  с «диффузным» типом представлений  нацелены на реализацию себя  в психологической профессии, заинтересованы в получении профессионального образования. В деятельности часто проявляют стереотипность, не пытаются планировать свою жизнь и добиваться поставленных целей. Стремятся создать у окружающих не совсем достоверное представление о себе, демонстрируют социально одобряемое поведение. Отличаются высоким уровнем развития коммуникативных способностей и умением их использовать. По отношению к людям проявляют скорее любопытство, чем стремление поставить себя на место другого, готовность сопереживать 

Для студентов с «диффузным»  типом представлений о профессии  важным направлением развития представлений  является определение субъективной ценности профессиональной деятельности психолога, развитие стремления к достижениям, умения ставить цели и добиваться их реализации [38].

2) «эгоистичный» - представления  о профессии взаимосвязаны между  собой положительными связями,  выражено стремление действовать  в различных видах и направлениях  психологической деятельности, что  позволяет говорить о целостности представлений. Отличительной особенностью этого типа представлений является преобладание мотива власти, о чем свидетельствует показатель выраженности «ложных» мотивов. Предпочтение студентами таких направлений в деятельности психолога, как консультирование и психотерапия, открывает возможность для попыток манипулирования и управления другими людьми.

Студенты с «эгоистичным»  типом представлений стремятся  реализоваться в профессиональной и общественно-политической жизни, для чего важным считают получение образования. Проявляют стремление к сохранению собственной индивидуальности, не интересуются мнением окружающих о себе.  Их высокая самооценка и чувство собственной значимости зависят у них от уровня материального положения и собственных достижений. Обладают низким уровнем развития адаптивных и коммуникативных способностей. Им трудно создать в общении доверительную атмосферу, которая позволила бы собеседнику раскрыться.

Студентам с «эгоистичным»  типом необходимо развивать способности  создавать доверительную обстановку в общении, отходить от оценочных стереотипов в общении с людьми, не пытаться управлять людьми и их взглядами на жизнь [38].

3) «незавершенный» - студенты адекватно оценивают трудности, задачи и особенности профессиональной деятельности психолога, нацелены на самореализацию в сфере психологии. Своей основной задачей они видят помощь другим людям. Характерной особенностью является высокая степень выраженности «профессиональных» мотивов деятельности. Однако при этом их представления о профессии отличаются недостаточной целостностью. Отдельные характеристики представлений о профессии не противоречат друг другу, они обнаруживают слабую положительную взаимосвязь между собой.

Студентов с «незавершенным»  типом представлений отличают самые  высокие показатели выраженности практически всех характеристик ценностно-смысловой сферы по сравнению с другими группами. Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии. Это желание обусловлено истинными профессиональными мотивами. Они ставят перед собой конкретные цели и стремятся обязательно добиться их. При этом они действуют стереотипно, проверенными способами и не склонны ориентироваться на мнение других людей о себе. Сильно выражено стремление демонстрировать социально одобряемое поведение. Испытывают чувство недоверия к окружающим и уверенность в том, что другие люди ограничивают свободу их жизни и проявление способностей. Восприятие и взаимодействие с людьми зависит от оценочных стереотипов. Их эмпатические способности основываются, прежде всего, на логическом, рациональном знании о других людях, интуиция развита слабо. Для успешной реализации в профессиональной сфере студентам с «незавершенным» типом представлений о профессии необходимо развивать свои коммуникативные и адаптивные способности, гибкость и подвижность эмоций и изменить направленность представлений с собственных эмоциональных переживаний на восприятие и понимание другого человека [38].

4) «непрофессиональный» - при высокой степени целостности представлений о профессии психолога обнаруживается низкая адекватность этих представлений и преобладание «непрофессиональных» мотивов, т.е. для студента основной целью его обучения является не приобретение профессии психолога и реализация себя в ней, а решение собственных проблем.

 Студенты с «непрофессиональным» типом представлений о профессии стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей. У них проявляется стремление к реализации в профессиональной и общественной жизни, большое значение придается обучению. Студенты  этой группы стремятся к независимости от других людей и сохранению неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. При этом они готовы следовать моральным принципам и нормам общества. Отличительной особенностью этой группы является способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях дефицита информации о них, анализировать информацию на уровне интуиции. Но возможность рационального познания других людей, понимания логической основы поведения и состояния другого человека у них снижена.   Студентам с «непрофессиональным» типом представлений о профессии необходимо, прежде всего, решить собственные психологические проблемы и научиться логически анализировать поведение других людей  [38].

Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии