Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

Боязнь ответственности, проблемы с общением — 7 чел.  23,3 %

Страх к будущей профессии, её неприятие —   2 чел.   6,6 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы:

1. Неуверенность в профессиональном будущем

2. Боязнь конфликтов и негативных  оценок

3. Неуверенность в собственных  профессиональных возможностях

4. Боязнь ответственности, проблемы  с общением

5. Страх к будущей профессии,  её неприятие


 

Рисунок 2.4. Распределение факторов, определяющих негативное отношение

Таким образом,  диагностика  по методике цветовых метафор позволила  определить, что эмоциональное отношение  к будущей профессии амбивалентное  и  в целом не является позитивным. Определено,  что негативное эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности обусловлено субъективными (неуверенность в собственных профессиональных возможностях, боязнь ответственности, проблемы с общением, страх к будущей профессии, её неприятие) и объективными (неуверенность в профессиональном будущем, боязнь конфликтов и негативных оценок) факторами, которые взаимосвязаны.

 5. Анкетирование

Цель проводившегося анкетирования  — определить объективные  и субъективные факторы, которые  влияют на негативное отношение к  будущей профессиональной деятельности и возможные варианты решения этой проблемы.

При анализе данных  анкеты (см. Приложение Е) были  выделены    характеризующие ответы испытуемых  составляющие, которые были сгруппированы следующим образом:

Объективные факторы, влияющие на негативное отношение испытуемых  к профессии:

1) неуверенность в  социальном и профессиональном  будущем (опасения не найти  работу по специальности, страх  профессиональной невостребованности, маленькая зарплата, нестабильная  обстановка в обществе, отсутствие профессиональных и социальных  гарантий, неуверенность в завтрашнем дне ) – 24 чел. 80 % 

2) страх конфликтов  и негативных оценок в будущем  коллективе -14 чел.46,6 %

Субъективные факторы:

1) личностные проблемы - (страхи, тревожность, волнение, неуверенность, скованность, проблемы с общением) - 25 чел. 83,3 %

2) неуверенность в собственных профессиональных способностях (страх нанести вред клиенту, страх оказаться некомпетентным, неуверенность в своих знаниях и профессиональных умениях) – 24 чел. 80 %

 

 

 

 

 

 

 

1 - неуверенность в социальном  и профессиональном будущем

2 - страх конфликтов и негативных  оценок в будущем коллективе

3 - личностные проблемы 

4 -  неуверенность в собственных профессиональных способностях

 

 

Рисунок 2.3. Распределение  факторов,  выявленных анкетированием

 Анализируя рисунок 2.3., можно сделать вывод, что в большей степени негативное отношение к будущей профессии вызывают нерешённые личностные проблемы и  неуверенность в профессиональном будущем, в собственных профессиональных способностях.

 Студенты, принявшие  участие в исследовании, предлагают  следующие пути решения проблемы:

Практическая работа, наставничество — 23 чел.   76,6 %

Психологическое сопровождение студентов 14 чел.   46,6 %

Тренинги профессиональных умений и личностного роста — 14 чел.    46,6 %

Самосовершенствование – 4 чел. 13,3%  

Таким образом, анализ результатов  анкетирования позволяет сделать  вывод, что негативное эмоциональное отношение вызывают субъективные и объективные факторы, которые взаимосвязаны и имеют взаимоусиливающее действие. 

Решение этой проблемы испытуемые видят в организации психологической  помощи, заключающейся в индивидуальном консультировании (решении личностных проблем), организации и проведении тренингов личностного роста и профессиональных умений, получении практического опыта работы и наставничестве.        

Обобщение результатов  экспериментального исследования позволяет  сделать следующие выводы:

Эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности зависит от объективных и субъективных факторов, которые взаимосвязаны.        

Субъективными факторами являются личностные характеристики, объективными – в большей степени  социальные. Негативное отношение проявляется в виде боязни, страхов, опасений. Тревожность как черта личности  характеризует склонность их  испытывать в различных  ситуациях. Для большинства обследуемых студентов характерны высокий уровень личностной тревожности и  достаточно высокие общие  показатели  страхов. Математико – статистический анализ результатов методики «Личностная шкала проявления тревоги (Дж.Тейлор, адаптация  В. Г. Норакидзе)» и методики « С – тест» В. И. Леви при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал, что между уровнем личностной тревожности и общим уровнем страха испытуемых  существует статистически значимая корреляция (p эксп = 0, 98 > p 0,05=0,36), которая свидетельствует о достоверной связи между показателями.  

       Высокие показатели социофобий и их подвида – страха публичных выступлений – являются результатом воздействия объективных факторов. Согласно корреляционному анализу (при помощи коэффициента корреляции Спирмена) между  общим  уровнем  страха и показателями  социофобий  (в т. страхом публичных выступлений), определённых по методике «С – тест»

В. Л. Леви, существует статистически  значимая корреляция (p эксп = 0, 99 >

p 0,05=0,36),  свидетельствующая о достоверной связи между их  показателями.

      Одной из причин высокого уровня тревожности испытуемых может быть низкая удовлетворённость профессией, так как от удовлетворённости избранной профессией, уровня профессионализма зависит и психическое здоровье человека.

       Удовлетворённость  профессией  определяет успешность процесса профессионального обучения. Низкие её показатели  приводят  к  освоению профессии  на поверхностном уровне.

      Исследование по «Методике изучения факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова  (модификация И. Кузьминой, А. Реана) выявило, что самое высокие  значения  имеют  факторы, определяющие  возможность самосовершенствования в выбранной профессии, соответствие личностных качеств профессиональным, а также возможность  общения с людьми. К числу факторов, которые имеют отрицательный вес, относятся факторы «работа соответствует моим профессиональным способностям», «возможность достичь социального признания, уважения окружающих и коллег», «оказание помощи людям (опасение нанести вред)». Это может быть показателем  того, что выбор профессии был осуществлён при очень слабом представлении о ней, а на данном этапе профессионализации - о низкой оценке студентами возможности реализовать эти потребности.

Удовлетворённость профессией является тем интегративным показателем, который отражает отношение к избранной профессии. 

Диагностика отношения  к профессии, выявление внутренних и внешних причин, его обусловливающих, представляет собой важную психологическую  задачу. Факторы, определяющие негативное отношение к выбранной профессии, были выявлены в результате исследования по методике цветовых метафор. Результаты ранжирования понятий, наиболее отражающих представление студентов о будущей профессии   показали, что эмоциональное отношение испытуемых  к профессии нельзя назвать однозначно   позитивным. Были определены факторы, влияющие на негативное отношение: объективные -  неуверенность в профессиональном будущем, боязнь конфликтов и негативных оценок; субъективные -  неуверенность в собственных профессиональных возможностях, боязнь ответственности, проблемы с общением, страх к будущей профессии, её неприятие. Данные анкеты подтверждают выявленные факторы.

 

 

2. 3. Рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе

 

Успешность обучения в вузе во многом определяется реальными  условиями  их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учёбы  проблем и возможностями их разрешения. Поэтому на этапе вхождения в  профессиональную деятельность необходимо создание психологических служб. Для правильного определения стратегии воспитательных воздействий психологическая служба вуза должна знать весь спектр проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо учитывать, что есть определённая грань между общими тенденциями личностного становления современной молодёжи и теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

    Психологическая  служба должна осуществлять помощь  студентам – психологам:

-  в вопросах адаптации  к новым условиям жизни –  установлении новых социальных  связей, адаптации к учебному  процессу в вузе;

-    в решении  личностных  проблем студентов;

-  в развитии самоуправления  студенческих групп, их взаимоотношений с руководством факультета и вуза, совершенствовании форм индивидуальной работы студентов в учебном процессе;

- в усилении профессиональных  начал при содержании учебно  – воспитательного процесса, привлечении  студентов к научно – исследовательской  работе, в соответствии с их интересами, включая перевод студентов, имеющих склонность к ней, на работу по индивидуальным планам), активизации общественно  полезной деятельности студентов в вузе;

- в развитии активности  студентов в части их профессиональной  подготовки, повышении уровня их самоорганизации и самовоспитания;

- в проведении дискуссий,  семинаров среди студентов по  актуальным проблемам прикладной  психологии;

- в проведении тренингов  по развитию профессионально  важных качеств практического  психолога;

- в адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным условиям их профессиональной деятельности, поддержке инициатив студенческих коллективов в решении различных вопросов на завершающем этапе вузовской подготовки, формировании индивидуального стиля деятельности и дальнейшего самообразования учащихся, их самовоспитания.

  Таким образом,  главной целью деятельности психологической  службы в вузе является максимальное  содействие психическому и личностному  развитию молодых людей, обеспечивающее их готовность к будущей профессиональной деятельности.

       Психопрофилактика, наряду с психодиагностикой, является важнейшим элементом системы психологического сопровождения студентов, поскольку позволяет предупредить возникновение трудностей психологического порядка.

Ниже приведена разработка семинара-тренинга «Первые шаги в профессии».

Цели семинара-тренинга:

1. Способствовать осознанию  личной мотивации профессиональной  деятельности.

2. Способствовать формированию  позитивной самооценки в области профессиональной деятельности.

3. Способствовать формированию  «Образа будущей работы».

4. Обучить принципам  самопрезентации в ситуации собеседования  при устройстве на работу.

Задачи семинара-тренинга:

1. Обучающая - информирование  участников о видах конструктивной и неконструктивной профессиональной мотивации, обучение навыкам самопрезентации в ситуации собеседования при устройстве на работу, обучение поиску внутренних ресурсов для позитивной самооценки себя, как профессионала.

2. Развивающая - развитие осознанного взгляда на свои профессионально-значимые качества и принятие себя как специалиста, анализ индивидуальной профессиональной мотивации, создание списка значимых требований к будущей профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте, осознание личных препятствий на пути профессиональной самореализации.

3. Терапевтическая - психологическое  консультирование по проблемам  профессиональной мотивации и  восприятия себя как профессионала.

Общая характеристика семинара-тренинга.

Семинар - тренинг предназначен для студентов специальных факультетов, которые еще не имеют опыта профессиональной деятельности в качестве психолога или только начинают свою деятельность. Программа семинара-тренинга рассчитана на 15 часов.

Формы работы на семинаре-тренинге.

В семинаре-тренинге используются различные формы работы: работа в группе в целом, в малых группах, в парах и индивидуально. Участники группы обычно сидят в кругу, таким образом, что каждый может видеть каждого.

Работа всей группой.

Работа всей группой используется в трех различных ситуациях:

1. Информирование участников.

Здесь ведущий представляет участникам семинара-тренинга какой-либо

   теоретический материал;

2. Дискуссия. 

В ситуации дискуссии  участники и ведущий в свободной  форме обсуждают заявленную тему, при этом ведущий семинара-тренинга следит, чтобы соблюдались основные правила (в первую очередь, не перебивать и внимательно слушать), задает уточняющие и дополняющие вопросы. Также важно уделить внимание молчащим и неучаствующим в дискуссии членам группы. Ведущий может отдельно попросить таких участников поделиться своей точкой зрения. На различных этапах дискуссии ведущий семинара-тренинга обобщает и подводит итоги сказанному.

Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии