Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
Боязнь ответственности, проблемы с общением — 7 чел. 23,3 %
Страх к будущей профессии, её неприятие — 2 чел. 6,6 %
|
Факторы: 1. Неуверенность в профессиональном будущем 2. Боязнь конфликтов и 3. Неуверенность в собственных профессиональных возможностях 4. Боязнь ответственности, 5. Страх к будущей профессии, её неприятие |
Рисунок 2.4. Распределение факторов, определяющих негативное отношение
Таким образом, диагностика
по методике цветовых метафор позволила
определить, что эмоциональное отношение
к будущей профессии
5. Анкетирование
Цель проводившегося анкетирования — определить объективные и субъективные факторы, которые влияют на негативное отношение к будущей профессиональной деятельности и возможные варианты решения этой проблемы.
При анализе данных анкеты (см. Приложение Е) были выделены характеризующие ответы испытуемых составляющие, которые были сгруппированы следующим образом:
Объективные факторы, влияющие на негативное отношение испытуемых к профессии:
1) неуверенность в
социальном и профессиональном
будущем (опасения не найти
работу по специальности,
2) страх конфликтов и негативных оценок в будущем коллективе -14 чел.46,6 %
Субъективные факторы:
1) личностные проблемы - (страхи, тревожность, волнение, неуверенность, скованность, проблемы с общением) - 25 чел. 83,3 %
2) неуверенность в собственных профессиональных способностях (страх нанести вред клиенту, страх оказаться некомпетентным, неуверенность в своих знаниях и профессиональных умениях) – 24 чел. 80 %
|
1 - неуверенность в социальном и профессиональном будущем 2 - страх конфликтов и негативных оценок в будущем коллективе 3 - личностные проблемы 4 - неуверенность в собственных профессиональных способностях |
Рисунок 2.3. Распределение факторов, выявленных анкетированием
Анализируя рисунок 2.3., можно сделать вывод, что в большей степени негативное отношение к будущей профессии вызывают нерешённые личностные проблемы и неуверенность в профессиональном будущем, в собственных профессиональных способностях.
Студенты, принявшие
участие в исследовании, предлагают
следующие пути решения
Практическая работа, наставничество — 23 чел. 76,6 %
Психологическое сопровождение студентов 14 чел. 46,6 %
Тренинги профессиональных умений и личностного роста — 14 чел. 46,6 %
Самосовершенствование – 4 чел. 13,3%
Таким образом, анализ результатов
анкетирования позволяет
Решение этой проблемы испытуемые
видят в организации
Обобщение результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы:
Эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности зависит от объективных и субъективных факторов, которые взаимосвязаны.
Субъективными факторами являются личностные характеристики, объективными – в большей степени социальные. Негативное отношение проявляется в виде боязни, страхов, опасений. Тревожность как черта личности характеризует склонность их испытывать в различных ситуациях. Для большинства обследуемых студентов характерны высокий уровень личностной тревожности и достаточно высокие общие показатели страхов. Математико – статистический анализ результатов методики «Личностная шкала проявления тревоги (Дж.Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)» и методики « С – тест» В. И. Леви при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал, что между уровнем личностной тревожности и общим уровнем страха испытуемых существует статистически значимая корреляция (p эксп = 0, 98 > p 0,05=0,36), которая свидетельствует о достоверной связи между показателями.
Высокие показатели социофобий и их подвида – страха публичных выступлений – являются результатом воздействия объективных факторов. Согласно корреляционному анализу (при помощи коэффициента корреляции Спирмена) между общим уровнем страха и показателями социофобий (в т. страхом публичных выступлений), определённых по методике «С – тест»
В. Л. Леви, существует статистически значимая корреляция (p эксп = 0, 99 >
p 0,05=0,36), свидетельствующая о достоверной связи между их показателями.
Одной из причин высокого уровня тревожности испытуемых может быть низкая удовлетворённость профессией, так как от удовлетворённости избранной профессией, уровня профессионализма зависит и психическое здоровье человека.
Удовлетворённость профессией определяет успешность процесса профессионального обучения. Низкие её показатели приводят к освоению профессии на поверхностном уровне.
Исследование по «Методике изучения факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реана) выявило, что самое высокие значения имеют факторы, определяющие возможность самосовершенствования в выбранной профессии, соответствие личностных качеств профессиональным, а также возможность общения с людьми. К числу факторов, которые имеют отрицательный вес, относятся факторы «работа соответствует моим профессиональным способностям», «возможность достичь социального признания, уважения окружающих и коллег», «оказание помощи людям (опасение нанести вред)». Это может быть показателем того, что выбор профессии был осуществлён при очень слабом представлении о ней, а на данном этапе профессионализации - о низкой оценке студентами возможности реализовать эти потребности.
Удовлетворённость профессией является тем интегративным показателем, который отражает отношение к избранной профессии.
Диагностика отношения
к профессии, выявление внутренних
и внешних причин, его обусловливающих,
представляет собой важную психологическую
задачу. Факторы, определяющие негативное
отношение к выбранной професси
2. 3. Рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе
Успешность обучения в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учёбы проблем и возможностями их разрешения. Поэтому на этапе вхождения в профессиональную деятельность необходимо создание психологических служб. Для правильного определения стратегии воспитательных воздействий психологическая служба вуза должна знать весь спектр проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо учитывать, что есть определённая грань между общими тенденциями личностного становления современной молодёжи и теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.
Психологическая
служба должна осуществлять
- в вопросах адаптации к новым условиям жизни – установлении новых социальных связей, адаптации к учебному процессу в вузе;
- в решении личностных проблем студентов;
- в развитии самоуправления
студенческих групп, их
- в усилении профессиональных
начал при содержании учебно
– воспитательного процесса, привлечении
студентов к научно –
- в развитии активности
студентов в части их
- в проведении дискуссий,
семинаров среди студентов по
актуальным проблемам
- в проведении тренингов по развитию профессионально важных качеств практического психолога;
- в адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным условиям их профессиональной деятельности, поддержке инициатив студенческих коллективов в решении различных вопросов на завершающем этапе вузовской подготовки, формировании индивидуального стиля деятельности и дальнейшего самообразования учащихся, их самовоспитания.
Таким образом,
главной целью деятельности
Психопрофилактика, наряду с психодиагностикой, является важнейшим элементом системы психологического сопровождения студентов, поскольку позволяет предупредить возникновение трудностей психологического порядка.
Ниже приведена разработка семинара-тренинга «Первые шаги в профессии».
Цели семинара-тренинга:
1. Способствовать осознанию
личной мотивации
2. Способствовать формированию
позитивной самооценки в област
3. Способствовать формированию «Образа будущей работы».
4. Обучить принципам
самопрезентации в ситуации
Задачи семинара-тренинга:
1. Обучающая - информирование
участников о видах конструктив
2. Развивающая - развитие осознанного взгляда на свои профессионально-значимые качества и принятие себя как специалиста, анализ индивидуальной профессиональной мотивации, создание списка значимых требований к будущей профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте, осознание личных препятствий на пути профессиональной самореализации.
3. Терапевтическая - психологическое
консультирование по проблемам
профессиональной мотивации и
восприятия себя как
Общая характеристика семинара-тренинга.
Семинар - тренинг предназначен для студентов специальных факультетов, которые еще не имеют опыта профессиональной деятельности в качестве психолога или только начинают свою деятельность. Программа семинара-тренинга рассчитана на 15 часов.
Формы работы на семинаре-тренинге.
В семинаре-тренинге используются различные формы работы: работа в группе в целом, в малых группах, в парах и индивидуально. Участники группы обычно сидят в кругу, таким образом, что каждый может видеть каждого.
Работа всей группой.
Работа всей группой используется в трех различных ситуациях:
1. Информирование участников.
Здесь ведущий представляет участникам семинара-тренинга какой-либо
теоретический материал;
2. Дискуссия.
В ситуации дискуссии
участники и ведущий в
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии