Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

       5. Анкета.

Анкета состоит из 8 открытых вопросов.

Цель анкеты -  изучение  объективный и субъективных факторов, влияющих на эмоциональное отношение студентов – психологов к будущей профессии,  а также их представлений о способах решения проблем, возникающих при негативном к ней отношении (см. Приложение Е).

 

2. 2. Анализ и интерпретация полученных результатов

 

Исследование эмоционального отношения студентов – психологов к будущей  профессии позволило выявить в его структуре уровень негативных переживаний и установить взаимосвязь  воздействия объективных и субъективных факторов, их детерминирующих и взаимоусиливающих.

    1. В результате исследования по   методике «Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)» были получены следующие показатели (данные приведены в таблице 2.3) :

                                                                                                                  

                                                                                                                 Таблица 2.3

Соотношение  результатов диагностики проявления тревоги в %

 

Уровни тревоги

Высокий

Средний (с тенденцией к высокому)

Средний (с тенденцией к низкому)

66, 7%

23,3 %

10 %


 

 Анализ результатов по методике «Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)» определил уровни тревоги испытуемых. Результаты исследования показали преобладание высокого уровня личностной  тревожности (66,7%).

                                                                                                            Таблица 2.4

Соотношение результатов  диагностики уровня С - показателей  в % 

                                                                                                           

Гипер Альфа

(0 -3б.)

Альфа  Смелый

(4 -40б.)

Бета Уверенный

(41-120б.)

Гамма

 Колебл.

(121-220б.)

Тета

Тревожный

(221-350б.)

Омега

Трепещущ.

(351-550б.)

Гипер

Омега

(от 551б.)

0

0

13,3

33.3

46,6

6,6

0


 

2. Полученные результаты по   методике «С – тест» В.Л.  Леви (данные приведены в таблице 2.4) позволяют сделать вывод о том, что большинство испытуемых продемонстрировало высокие показатели наличия  страхов ( Тета Тревожный – 46,6%).  Этой   группе испытуемых  свойственен показатель тревожности выше нормы.

 Рассмотрим  результаты по диагностике конкретизированных страхов (данные приведены в таблице 2.5).

                                                                                                        Таблица 2.5

Соотношение результатов  диагностики конкретизированных  страхов  в %- отношении

Конкретизированные  страхи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

43,3

10

76,6

76,6

53,3

43,3

40

36,6

23,3


 

1.Танатофобии: страхи смерти, боли, болезней

2.Страхи пространств: открытых, закрытых

3.Социофобии: социально  оценочные страхи

4.Боязнь публичных  выступлений, экзаменов, встреч

5.Агрессофобии: страхи перед агрессией

6.Зависимостные  страхи

7.Панфобии: общебытийные страхи

8.Эзофобии: мистические  страхи

9.Страхи перед  судьбой

Полученные результаты (см. рисунок 2.2.) свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых преобладают  социофобии (оценочные страхи) – 76,6 % и их подвид -  боязнь публичных  выступлений  – 76,6%.

                                                                                                        


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2. Распределение результатов диагностики конкретизированных страхов по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л. )

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена был проведён математико — статистический анализ результатов исследования по методике «С — тест» В. Л. Леви (см. Приложение Б). Измерялась связь между показателями общего  уровня страха испытуемых  и конкретезированными страхами — социофобиями и страхом  публичных выступлений.

Корреляционный анализ показал, что  между  общим  уровнем  страха и социофобиями существует статистически  значимая корреляция ( p эксп = 0, 99 >

p0,05=0,36), что свидетельствует о достоверной связи между их показателями.

Статистически значимая  корреляция и между  общим  уровнем  страха и страхом публичных выступлений (подвид социофобий)  (p эксп = 0, 99 >

p 0,05=0,36), что также подтверждает достоверную связь.

       Таким  образом, результаты диагностики по методике «С – тест» В. Л. Леви дают возможность утверждать, что   высокие  общие  показатели  страхов и, соответственно, высокого уровня тревожности, взаимосвязаны  с показателями  социофобий (социально оценочных страхов) и их подвида -  страха   публичных  выступлений.

  1. Исследование по «Методике изучения факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова  (модификация И. Кузьминой, А. Реана) (см. Приложение В) показали следующие результаты:

                                                                                                         Таблица 2.6

Соотношение результатов  диагностики  по «Методике изучения факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова  (модификация И. Кузьминой, А. Реана)

Ранги

Факторы

Коэффициент значимости

1

6

0,5

2

8

0,36

3

10

0,26

4

3

0,26

5

1

0,16

6

7

- 0,06

7

11

- 0,03

8

9

- 0,1

9

2

- 0,13

10

5

- 0,23

11

4

- 0,36


    

 Анализируя  данные таблицы 2.6 , можно сделать следующие выводы:

На самом высоком 1 – м ранге среди факторов, привлекающих в избранной профессии, выступает «возможность самосовершенствования» (КЗ 0,5), по степени убывания на 2 –м следует «работа соответствует моим личностным качествам» (КЗ 0,36), на 3 – м «возможность часто общаться с людьми». Наиболее интересующие нас факторы «оказание помощи людям (опасение нанести вред)» (КЗ -0,13) 9 ранг;  «работа соответствует моим профессиональным способностям» (КЗ -0,06) 6 ранг; «возможность достичь социального признания, уважения окружающих и коллег» (КЗ - 0,03) 7 ранг выражены отрицательной полярностью, которая свидетельствует о низкой оценке студентами возможности на данном этапе профессионализации реализовать эти потребности .

4. Исследования по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.). проводились в два этапа:

1. Ранжирование понятий, наиболее отражающих представление студентов о будущей профессии.

2.Интерпритация результатов методики.

Для проведения ранжирования  были выбраны следующие понятия:

1. Профессионализм

2. Моя карьера

3. Призвание

4. Моя учёба

5. Моя работа

6. Консультирование

7. Бизнес

8. Наука

9. Коллеги- психологи

10.Будущее место работы

11. Моё будущее

12. Первая консультация

13.Первый день на  работе

14. Заработок

15. Моя группа в университете

16. Защита диплома

17. Моя профессия

18. Психология

19. Образование

20. Знания

21. Труд


 

Данные  ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.)позволили выявить у студентов эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности.

                                                                                                           Таблица 2.7

Соотношение результатов  ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.) в % - отношении

Степени привлекательности  цветов

1

2

3

4

5

6

7

8

18,7

19,3

17,2

16,8

10,8

10,8

4,1

2,3

38

62


 

Согласно «Методике  цветовых метафор» позитивное эмоциональное  отношение испытуемые  выражают цветами 1-2 степеней. Как видно из таблицы  2.3,   общее процентное отношение 1-2 степеней – 38%; 3 – 8 степени выражены 62,1 %.

Анализируя распределение результатов ранжирования (см. рисунок 2.3.), можно сделать вывод, что эмоциональное отношение данной выборки испытуемых  к будущей профессиональной деятельности в целом  не  является однозначно   позитивным.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3.  Распределение результатов ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л. )

Проведённый математико — статистический анализ результатов  ранжирования понятий по «Методике  цветовых метафор» (Соломин И. Л.) с  помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. Приложение Д)  показал, что между степенями привлекательности цветов и количеством  выборов испытуемых  существует статистически значимая корреляция (p эксп = 0, 99>p 0,05 =0,88), что свидетельствует о достоверной связи между этими показателями.

Интерпретация результатов диагностики.

Методика цветовых метафор  позволяет измерить как осознанные, так и неосознаваемые отношения  человека к профессии, обучению, работе, выявить субъективные и объективные  факторы, влияющие на них.

Интерпретация результатов  «Методики цветовых метафор» (Соломин И.Л.) (см. Приложение Д) показала, что эмоциональное отношение к будущей профессии у студентов, принимавших участие в исследовании, амбивалентное – позитивное связано с выполнением долга, ответственностью, самоутверждением, личной независимостью, карьерным ростом.  Однако не все понятия, связанные непосредственно с практической  профессиональной деятельностью – «консультирование», «будущее место работы», «первая консультация», «первый день на работе» и др. -   попали в группы, выраженные наиболее привлекательным цветом. Часть испытуемых объединило их, обозначив одним цветом вместе с негативными понятиями категории «эмоциональные переживания» - «угроза», «тревога»,  «печаль», «неприятности», «страх», «раздражение». Это указывает на избегание деятельности, субъективное негативное  отношение.

Обозначенные одним  цветом понятия, относящиеся к профессиональной деятельности и понятия  «стабильность», «гарантии», «неопределённость», «конфликты»  позволяет выявить объективные  факторы, влияющие на  отношение к будущей профессии.

Анализ интерпретации  результатов методики цветовых метафор показал следующее распределение факторов, определяющих негативное отношение

( см. рисунок 2.4.):

1. К объективным факторам, определяющими негативные эмоциональные переживания, связанные с отношением к будущей профессиональной деятельности студентов, принимавших участие в исследовании, можно отнести:

Неуверенность в профессиональном будущем  - 27 чел.  90 %

Боязнь конфликтов и  негативных оценок —  15 чел.   50%

2. Субъективные факторы:

Неуверенность в собственных  профессиональных возможностях- 24 чел.  80%

Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии