Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.
5. Анкета.
Анкета состоит из 8 открытых вопросов.
Цель анкеты - изучение объективный и субъективных факторов, влияющих на эмоциональное отношение студентов – психологов к будущей профессии, а также их представлений о способах решения проблем, возникающих при негативном к ней отношении (см. Приложение Е).
2. 2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Исследование эмоционального отношения студентов – психологов к будущей профессии позволило выявить в его структуре уровень негативных переживаний и установить взаимосвязь воздействия объективных и субъективных факторов, их детерминирующих и взаимоусиливающих.
1. В результате исследования по методике «Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)» были получены следующие показатели (данные приведены в таблице 2.3) :
Соотношение результатов диагностики проявления тревоги в %
Уровни тревоги | ||
Высокий |
Средний (с тенденцией к высокому) |
Средний (с тенденцией к низкому) |
66, 7% |
23,3 % |
10 % |
Анализ результатов по методике «Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)» определил уровни тревоги испытуемых. Результаты исследования показали преобладание высокого уровня личностной тревожности (66,7%).
Соотношение результатов диагностики уровня С - показателей в %
Гипер Альфа (0 -3б.) |
Альфа Смелый (4 -40б.) |
Бета Уверенный (41-120б.) |
Гамма Колебл. (121-220б.) |
Тета Тревожный (221-350б.) |
Омега Трепещущ. (351-550б.) |
Гипер Омега (от 551б.) |
0 |
0 |
13,3 |
33.3 |
46,6 |
6,6 |
0 |
2. Полученные результаты по методике «С – тест» В.Л. Леви (данные приведены в таблице 2.4) позволяют сделать вывод о том, что большинство испытуемых продемонстрировало высокие показатели наличия страхов ( Тета Тревожный – 46,6%). Этой группе испытуемых свойственен показатель тревожности выше нормы.
Рассмотрим результаты по диагностике конкретизированных страхов (данные приведены в таблице 2.5).
Соотношение результатов
диагностики
Конкретизированные страхи | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
43,3 |
10 |
76,6 |
76,6 |
53,3 |
43,3 |
40 |
36,6 |
23,3 |
1.Танатофобии: страхи смерти, боли, болезней
2.Страхи пространств:
3.Социофобии: социально оценочные страхи
4.Боязнь публичных выступлений, экзаменов, встреч
5.Агрессофобии: страхи перед агрессией
6.Зависимостные страхи
7.Панфобии: общебытийные страхи
8.Эзофобии: мистические страхи
9.Страхи перед судьбой
Полученные результаты (см. рисунок 2.2.) свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых преобладают социофобии (оценочные страхи) – 76,6 % и их подвид - боязнь публичных выступлений – 76,6%.
Рисунок 2.2. Распределение результатов диагностики конкретизированных страхов по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л. )
С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена был проведён математико — статистический анализ результатов исследования по методике «С — тест» В. Л. Леви (см. Приложение Б). Измерялась связь между показателями общего уровня страха испытуемых и конкретезированными страхами — социофобиями и страхом публичных выступлений.
Корреляционный анализ показал, что между общим уровнем страха и социофобиями существует статистически значимая корреляция ( p эксп = 0, 99 >
p0,05=0,36), что свидетельствует о достоверной связи между их показателями.
Статистически значимая
корреляция и между общим уровнем
страха и страхом публичных выступлени
p 0,05=0,36), что также подтверждает достоверную связь.
Таким образом, результаты диагностики по методике «С – тест» В. Л. Леви дают возможность утверждать, что высокие общие показатели страхов и, соответственно, высокого уровня тревожности, взаимосвязаны с показателями социофобий (социально оценочных страхов) и их подвида - страха публичных выступлений.
Соотношение результатов диагностики по «Методике изучения факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реана)
Ранги |
Факторы |
Коэффициент значимости |
1 |
6 |
0,5 |
2 |
8 |
0,36 |
3 |
10 |
0,26 |
4 |
3 |
0,26 |
5 |
1 |
0,16 |
6 |
7 |
- 0,06 |
7 |
11 |
- 0,03 |
8 |
9 |
- 0,1 |
9 |
2 |
- 0,13 |
10 |
5 |
- 0,23 |
11 |
4 |
- 0,36 |
Анализируя данные таблицы 2.6 , можно сделать следующие выводы:
На самом высоком 1 – м ранге среди факторов, привлекающих в избранной профессии, выступает «возможность самосовершенствования» (КЗ 0,5), по степени убывания на 2 –м следует «работа соответствует моим личностным качествам» (КЗ 0,36), на 3 – м «возможность часто общаться с людьми». Наиболее интересующие нас факторы «оказание помощи людям (опасение нанести вред)» (КЗ -0,13) 9 ранг; «работа соответствует моим профессиональным способностям» (КЗ -0,06) 6 ранг; «возможность достичь социального признания, уважения окружающих и коллег» (КЗ - 0,03) 7 ранг выражены отрицательной полярностью, которая свидетельствует о низкой оценке студентами возможности на данном этапе профессионализации реализовать эти потребности .
4. Исследования по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.). проводились в два этапа:
1. Ранжирование понятий, наиболее отражающих представление студентов о будущей профессии.
2.Интерпритация результатов методики.
Для проведения ранжирования были выбраны следующие понятия:
1. Профессионализм 2. Моя карьера 3. Призвание 4. Моя учёба 5. Моя работа 6. Консультирование 7. Бизнес 8. Наука 9. Коллеги- психологи 10.Будущее место работы |
11. Моё будущее 12. Первая консультация 13.Первый день на работе 14. Заработок 15. Моя группа в университете 16. Защита диплома 17. Моя профессия 18. Психология 19. Образование 20. Знания 21. Труд |
Данные ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.)позволили выявить у студентов эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Соотношение результатов ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.) в % - отношении
Степени привлекательности цветов | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
18,7 |
19,3 |
17,2 |
16,8 |
10,8 |
10,8 |
4,1 |
2,3 | |
38 |
62 |
Согласно «Методике цветовых метафор» позитивное эмоциональное отношение испытуемые выражают цветами 1-2 степеней. Как видно из таблицы 2.3, общее процентное отношение 1-2 степеней – 38%; 3 – 8 степени выражены 62,1 %.
Анализируя распределение
Рисунок 2.3. Распределение результатов ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л. )
Проведённый математико — статистический анализ результатов ранжирования понятий по «Методике цветовых метафор» (Соломин И. Л.) с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. Приложение Д) показал, что между степенями привлекательности цветов и количеством выборов испытуемых существует статистически значимая корреляция (p эксп = 0, 99>p 0,05 =0,88), что свидетельствует о достоверной связи между этими показателями.
Интерпретация результатов диагностики.
Методика цветовых метафор позволяет измерить как осознанные, так и неосознаваемые отношения человека к профессии, обучению, работе, выявить субъективные и объективные факторы, влияющие на них.
Интерпретация результатов «Методики цветовых метафор» (Соломин И.Л.) (см. Приложение Д) показала, что эмоциональное отношение к будущей профессии у студентов, принимавших участие в исследовании, амбивалентное – позитивное связано с выполнением долга, ответственностью, самоутверждением, личной независимостью, карьерным ростом. Однако не все понятия, связанные непосредственно с практической профессиональной деятельностью – «консультирование», «будущее место работы», «первая консультация», «первый день на работе» и др. - попали в группы, выраженные наиболее привлекательным цветом. Часть испытуемых объединило их, обозначив одним цветом вместе с негативными понятиями категории «эмоциональные переживания» - «угроза», «тревога», «печаль», «неприятности», «страх», «раздражение». Это указывает на избегание деятельности, субъективное негативное отношение.
Обозначенные одним цветом понятия, относящиеся к профессиональной деятельности и понятия «стабильность», «гарантии», «неопределённость», «конфликты» позволяет выявить объективные факторы, влияющие на отношение к будущей профессии.
Анализ интерпретации результатов методики цветовых метафор показал следующее распределение факторов, определяющих негативное отношение
( см. рисунок 2.4.):
1. К объективным факторам, определяющими негативные эмоциональные переживания, связанные с отношением к будущей профессиональной деятельности студентов, принимавших участие в исследовании, можно отнести:
Неуверенность в профессиональном будущем - 27 чел. 90 %
Боязнь конфликтов и негативных оценок — 15 чел. 50%
2. Субъективные факторы:
Неуверенность в собственных профессиональных возможностях- 24 чел. 80%
Информация о работе Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии