Министерство
образования и науки Российской
Федерации
ГОУ ВПО
Ульяновский Государственный университет
Факультет
гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра
социологии и политологии
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:
ОТНОШЕНИЕ
СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ
ФАКУЛЬТЕТУ
Ульяновск
- 2010
ТЕМА:
Отношение студентов к своему факультету.
ЦЕЛЬ:
Выявить отношение студентов 1 и 2 курсов
к обучению на экологическом факультете,
к преподавательскому составу, а также
прояснить межличностные отношения, построенные
внутри отдельных групп.
ЗАДАЧИ:
- Выявить причины
поступления на экологический факультет;
- Установить
отношение студентов к обучению на экологическом
факультете в соответствии с их курсом;
- Узнать, хотят
ли студенты работать в будущем по приобретаемым
ими специальностям;
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ: Влияние социально-психологических
факторов на отношение студентов к обучению
на экологическом факультете.
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ: Студенты 1 и 2 курсов,
экологического факультета, ИМЭиФК, УлГУ;
Генеральная совокупность – 151 человек;
Выборка – 30 человек.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ТЕМЫ: Экологический факультет
является крупным учебно-научным центром,
в структуре которого 8 кафедр, учебные
и научные лаборатории, естественно-исторический
музей. За 14 лет работы экологическим
факультетом подготовлено 745 высококвалифицированных
специалистов. Каждый год сюда поступает
около 100 человек. С первого года учебы
студенты совершенствуют уровень свой
профессиональной подготовки в ходе учебных
и производственных практик, научно-исследовательских
экспедиций. Но что помогает ещё вчерашним
школьникам сделать выбор в пользу экофака?
Какие факторы влияют на их предпочтение
нашего факультета всем остальным? И нравится
ли уже состоявшимся студентам получать
знания от преподавателей экологического
факультета? Вот актуальные вопросы для
нашего факультета, ответы на которые
можно выявить в результате данного социологического
исследования.
ГИПОТЕЗЫ:
- В последнее
время на экологическом факультете
обучается намного больше девушек,
чем молодых людей.
- В основном,
студенты экологического факультета –
«люди из области», не поступившие на медицинский
факультет.
- Многие студенты
экофака хотели бы получить дополнительное
юридическое образование.
- Студенты
экологического факультета, в большинстве
случаев, учатся на бюджетной форме обучения.
- Студенты
экологического факультета не считают
нужным упорно готовиться к занятиям.
- Поступившим
на экологический факультет студентам
очень нравится учиться здесь благодаря
дружеской атмосфере, существующей среди
преподавателей и студентов, а также последних
между собой.
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ:
- Отношения
(Социальные) - англ. relationship, social; нем.
Verhaltnisse, soziale. Отношения между группами
людей и индивидами, которые занимают
определенное положение в обществе, имеющие
соответствующий статус и социальные
роли.
- Отношения
(Межличностные) - англ. relations, interpersonal;
нем. Beziehungen, interpersonale. 1) Система установок,
ориентации и ожиданий членов группы относительно
друг друга, определяющихся содержанием
и организацией совместной деятельности
и ценностями. 2) Отношения между членами
группы, обусловленные их личностными
качествами, а не формально предписанными
ролями и функциями.
- Отношения
(личности) - в теории отношений В. Н.
Мясищева -1) осознанные или неосознанные
состояния взаимной зависимости индивидов,
обеспечивающие некоторое удовлетворение
их материальных или духовных потребностей
и предполагающие взаимные права и обязанности
участников; 2) субъективное отражение
этих зависимостей как готовность выполнять
соответствующие обязанности, зафиксированные
на уровне аттитюдов (установок) в диспозиционной
системе* личности.
* Диспозиционная
Система - в диспозиционной теории регуляции
социального поведения личности, предложенной
В. А. Ядовым, обусловленный социокультурными
условиями и потребностями индивида комплекс
интенционных готовностей, предрасполагающих
к определенному восприятию и поведению.
Диспозиционная структура включает элементарные
фиксированные установки, аттитюды (социальные
установки) и ценностные ориентации. Различаются
когнитивный, эмоциональный и поведенческий
аспекты этой структуры.
4.
Отношение - англ. relation; нем. Verhaltnis. 1.
Взаимная связь различных величин, предметов,
действий. 2. Взаимосвязь и характер расположения
элементов определенной системы или одной
системы по отношению к другой. 3. Эмоционально-волевая
установка личности на ч.-л., т. е. выражение
ее позиции. 4. Мысленное сопоставление
различных объектов или сторон данного
объекта.
МЕТОД
ИССЛЕДОВАНИЯ: Основным методом
исследования в данной работе выбрана
анкетная форма опроса. Она наиболее удобна
при обработке и анализе данных, так же
позволяет значительно сократить время
сбора информации, чего бы не произошло
при методе беседы или интервьюирования.
МЕТОД
ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕНОЙ
ИНФОРМАЦИИ: Полученная информация
обрабатывалась вручную и при помощи компьютера.
АНКЕТА
Уважаемый студент
экологического факультета, Вам предлагается
заполнить анкету для социологического
исследования на тему «Отношение
студентов к своему
факультету». Опрос анонимный, фамилию
и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы
будут использованы только в данном исследовании,
конфиденциальность гарантируется.
- Ваш пол:
- Укажите Ваш
курс:
- Сколько Вам
полных лет? ___
- Место проживания
до начала обучения на экологическом факультете:
- г.Ульяновск;
- другой город
(посёлок, деревня или какой-либо населённый
пункт) Ульяновской области;
- другой город
(посёлок, деревня или какой-либо населённый
пункт) России;
- Имеете ли
Вы среднее специальное образование?
- Хотите ли
Вы получить второе высшее образование?
Если да, то укажите, какое.
- если потребуется,
то получу _________________________________;
- да, я скоро
буду учиться по другой специальности _________________;
- получу, если
будет возможность
______________________________;
- Что / кто
повлиял на выбор факультета/специальности
при поступлении? ___________________________________________________________;
- Нравится
ли Вам учиться на факультете?
- Нравится
ли Вам учиться на Вашей специальности?
- Нравится
ли Вам учиться в Вашей группе?
- Хотели бы
Вы перевестись на другой факультет?
- Хотели бы
Вы перевестись в другую группу?
- Получаете
ли Вы стипендию?
- Ваша стипендия:
- учебная;
- социальная;
- оба варианта;
- Размер вашей
учебной стипендии?
- повышенная;
- средняя;
- минимальная;
- Если Вы не
получаете учебную стипендию, укажите
причину:
- внебюджетная
форма обучения;
- из-за экзаменов/зачётов
(сессия);
- Нравится
ли Вам педагогический состав?
- Назовите
несколько причин, по которым Вам нравится
педагогический состав? ____________________________________________________________;
- Назовите
несколько причин, по которым Вам не нравится
педагогический состав? ____________________________________________________________;
- Устраивает
ли Вас Ваше расписание?
- Устраивает
ли Вас представитель Вашей группы – староста?
- Назовите
любимого преподавателя: ______________________________________;
- Назовите
любимый предмет: ____________________________________________;
- Читаете
ли Вы какие-либо дополнительные материалы
по Вашей специальности?
- Сколько
времени в день Вы проводите за учёбой,
не считая самих занятий, т.е. приготовление
домашних заданий, подготовка к семинарам
и т.д.?
- менее 1 часа;
- 1-3 часа;
- 3-6 часов;
- более 6 часов;
- Собираетесь
ли Вы работать по специальности после
окончания университета?