Отношение студентов к проблеме здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме здорового образа жизни уделяют внимание на протяжении всей жизни. Основными проблемами у современной молодежи являются вредные привычки: пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, зависимость от компьютера, малоподвижный образ жизни. Со всем этим ведется активная борьба. Государство стало уделять внимание всевозможным спортивным мероприятиям. Основная их задача - привлечь молодежь к спорту. Современное население страны начало постепенно находить себя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......................................3
Глава l. Теоретические аспекты изучения образа жизни студентов и его влияние на здоровье человека.
1.1 Определение понятия «здоровье»…………………………………………………….7
1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье………………………..10
1.3 Составляющие здорового образа жизни для студентов………………….14
Глава 2. Эмпирические исследования отношения студентов к здоровому образу жизни.
2.1 Организация исследования………………………………………………………………26
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………28
2.3 Рекомендации…………………………………………………………………………………..32
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ(КРЫЛОВА).docx

— 68.95 Кб (Скачать)

 

 

Зарегистрировано «___»________20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального  образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА  ПСИХОЛОГИИ

 

ОТОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Курсовая работа

студента дневного отделения 2 курса группы 02051207

Крыловой Елены Игоревны

 

 

Научный руководитель:

ассистент Толбатова Е.В.

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД  2013

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………......................................3 
Глава l. Теоретические аспекты изучения образа жизни студентов и его влияние на здоровье человека. 
         1.1 Определение понятия «здоровье»…………………………………………………….7 
         1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье………………………..10 
         1.3 Составляющие здорового образа жизни для студентов………………….14 
Глава 2. Эмпирические исследования отношения студентов к здоровому образу жизни. 
          2.1 Организация исследования………………………………………………………………26 
          2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………28 
          2.3 Рекомендации…………………………………………………………………………………..32

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема курсовой работы: Отношение студентов к проблеме здорового образа жизни».

Проблеме здорового образа жизни уделяют внимание на протяжении всей жизни. Основными проблемами у современной молодежи являются вредные привычки: пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, зависимость от компьютера, малоподвижный образ жизни. Со всем этим ведется активная борьба. Государство стало уделять внимание всевозможным спортивным мероприятиям. Основная их задача - привлечь молодежь к спорту. Современное население страны начало постепенно находить себя. Наркомания и алкоголизм уже не в моде. Возрастает численность некурящих людей. Здоровый образ жизни важен так же и для среднего возраста, не говоря уже о пожилых.  Важно так же следить и за отсутствием вредных привычек. Нельзя позволять себе принимать много алкоголя, курить. Есть большое количество аспектов, которые можно отнести к здоровому образу жизни, но основополагающими являются всего несколько: спорт, здоровый отдых, отсутствие вредных привычек. 

Здоровый образ жизни во все времена был актуальной темой для обсуждения, но если раньше этот вопрос возникал лишь при обследовании  врачом, то сейчас мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни везде: на телевидении, на радио, в газетах. Особенно этот вопрос актуален для такой страны как наша Россия, в которой, как все знают, смертность превысила рождаемость.

При выборе темы для курсовой работы, я, не задумываясь, выбрала именно эту. Так как здоровье — это самое ценное, что у нас есть. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, поэтому я решила проверить, на сколько современные студенты следят за своим здоровьем и следят ли вообще.

Цель курсовой работы: выявить отношение современной молодежи к формированию здорового образа жизни.

Объектом исследования является отношение студентов к проблемам здоровья.

Предметом исследования является влияние социально-психологических факторов на отношение современной молодежи к ведению здорового образа жизни.

Гипотезы: 1. Современная молодежь активно занимается спортом, соблюдает режим рационального питания, труда и отдыха.

2. Студенты не могут всегда соблюдать здоровый образ жизни, из-за различных причин, например, таких как нехватка времени и средств.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования, определить понятие «здоровье» и выделить его критерии.

2. Выделить основные особенности здорового образа жизни студентов.

3. Провести исследование отношения студентов к здоровому образу жизни.

4. Выявить взаимосвязь между отношением к здоровому образу жизни и физическим возрастом испытуемых.

5. Составить психолого-педагогические рекомендации.

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. 

Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, так же он реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение и способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). 

В данном исследовании мы узнаем отношение современной молодежи к здоровому образу жизни. Так же попробуем выявить несколько факторов, которые оказывают влияние на образ жизни современных студентов. Потому, что ведение нездорового образа жизни наносит чаще всего непоправимый вред здоровью, проявляющийся если не сразу, то обязательно в дальнейшем.

Исследования проводились на базе Белгородского Государственного Университета (НИУ «БелГУ»). В выявлении отношения студентов к здоровому образу жизни  приняли участие студенты второго курса Факультета иностранных языков, возраст 18-20 лет.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения образа жизни студентов и его влияние на здоровье человека. 

    1. Определение понятия «здоровье»

Во все времена у всех народов мира ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в далекой древности оно являлось главным условием свободной деятельности человека, его совершенства у философов и врачей.

Но несмотря на огромную ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имеет конкретного научного определения. И даже в настоящее время существуют разные подходы к его определению.

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, у которого остались свои сторонники даже до сегодняшнего: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон определил здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) написано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного духовного и социального благополучия.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как естественное состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический – изначальное  здоровье предполагает совершенство  саморегуляции организма, гармонию  физиологических процессов и, как  следствие, минимум адаптации;

2) социальный – здоровье является  мерой социальной активности, деятельного  отношения человека к миру;

3) личностный, психологический –  здоровье есть не отсутствие  болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье  в этом случае выступает не  только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” [8, с.49].

Наблюдения и эксперименты давно дали возможность медикам и исследователям разделить факторы, которые влияют на здоровье человека, на биологические и социальные. Такое деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.п. Среди биологических факторов выделяют возраст отца, когда родился ребенок, возраст матери, особенности протекания беременности и самих родов, физические характеристики ребенка при его рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов [11, с.218].

Жизнь человека зависит от состояния его здоровья.  
Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие «здоровье» следующим образом: здоровье— нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. 
 
          Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». [9, стр. 36]

Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».

Определения, которые приведены выше носят теоретический характер. 
В практической деятельности врачи оценивают здоровье человека более конкретными показателями, например, уровень кровяного давления, частота сердцебиения, частота дыхания, результаты анализов и т.д.

Здоровье - величайшая человеческая ценность, к которой необходимо стремиться каждому человеку. При овладении ею, люди могут более полно удовлетворять свои потребности и желания. Каждый человек должен уметь управлять состоянием своего здоровья, с учетом риска разнообразных заболеваний и  особенностей психологического и физического факторов. Для того чтобы самостоятельно управлять здоровьем, каждый человек должен создать комфорт души и тела, который достигается определенным образом жизни.

 

1.2 Образ  жизни студентов и его влияние  на здоровье

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

- умел высокоэффективно и экономично  трудиться, рационально расходовать  свои силы, знания и энергию  в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

- владел знаниями, умениями и  навыками восстановления и оздоровления  организма после напряженного  труда;

- постоянно углублял свои нравственные  убеждения, духовно обогащался, развивал  и совершенствовал свои физические  качества и способности;

- самостоятельно поддерживал и  укреплял свое здоровье [17, с. 255]

Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. Здоровый образ жизни помогал, помогает и дальше будет помогать человеку учиться, трудиться, творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Образ жизни - это показатель того, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья. Согласно исследованиям ученых, здоровье человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% от окружающей среды и на 8% от наследственности [4, с.36].

Охрана и укрепление здоровья студента в основном всегда определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Каждый человек имеет реальную возможность выбора значимых для него форм жизнедеятельности и типов поведения. 

Здоровый образ жизни больше чем на 50% определяет состояние здоровья человека. Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения, его оздоровлении  с  использованием  гигиенических  знаний  в  борьбе  с вредными привычками.

Информация о работе Отношение студентов к проблеме здорового образа жизни