Отношение студентов к проблеме здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме здорового образа жизни уделяют внимание на протяжении всей жизни. Основными проблемами у современной молодежи являются вредные привычки: пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, зависимость от компьютера, малоподвижный образ жизни. Со всем этим ведется активная борьба. Государство стало уделять внимание всевозможным спортивным мероприятиям. Основная их задача - привлечь молодежь к спорту. Современное население страны начало постепенно находить себя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......................................3
Глава l. Теоретические аспекты изучения образа жизни студентов и его влияние на здоровье человека.
1.1 Определение понятия «здоровье»…………………………………………………….7
1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье………………………..10
1.3 Составляющие здорового образа жизни для студентов………………….14
Глава 2. Эмпирические исследования отношения студентов к здоровому образу жизни.
2.1 Организация исследования………………………………………………………………26
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………28
2.3 Рекомендации…………………………………………………………………………………..32
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ(КРЫЛОВА).docx

— 68.95 Кб (Скачать)

Добровольный отказ от вредных привычек, таких как, табакокурение, пьянство, наркомания, токсикомания  - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа жизни студента.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности, хаотичной и не правильной организации. Это отражается в таких, несомненно, важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и другие. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. В течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности накапливаются и затем наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (например, увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. [15, с. 112].

Здоровый образ жизни во многом может зависеть от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы и ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в университет необходимо обеспечить для студента сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и сформировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

Главное условие здорового образа жизни для студента- это его личностная заинтересованность. Причиной не соблюдения здорового жизни является, как раз, отсутствие этой заинтересованности. Человек должен понимать, что в жизни ничего не дается даром и что результат будет тем лучше, чем быстрее он начнет работу над собой и над сохранением и приумножением своего здоровья.

Образ жизни студента это определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень будет снижаться.

Одни студенты больше используют свободное время для чтения книг, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение с друзьями. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студенты могут либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека.

По заключению медиков, только 30% студентов России не имеют отклонений в состоянии здоровья, а остальных можно разделить на следующие группы:

– студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;

– студенты, у которых уже выявляются предвестники болезни без экстремальных условий, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;

– студенты с функциональными нарушениями;

– студенты со стабильными патологическими симптомами. [12, с.157].

 

1.3 Составляющие  здорового образа жизни для  студентов.

 
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на разнообразные стороны проявлений организма и личности студента.

В поведении это проявляется в большой жизненной энергии, собранности,  развитой коммуникабельности; ощущении  своей  физической и психоэмоциональной привлекательности, целостной культуры жизнедеятельности. 
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни проявляются в качестве психического здоровья, хорошего самочувствия, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов, уверенности в своих силах, наименьшей подверженности депрессии.

В функциональном проявлении можно отметить:

  • более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов;
  • повышение работоспособности и тренированности;
  • снижение заболеваемости и болезненных ощущений;
  • более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности;
  • активность обменных процессов в организме;
  • усиление половой потенции, нормализацию соотношения массы тела и роста;
  • хорошую осанку и легкость походки.

К основным составляющим здорового образа жизни, по мнению профессора М.Я. Виленского, относят:

  • режим труда и отдыха;
  • организацию сна;
  • режим питания;
  • личную гигиену;
  • профилактику вредных привычек. [15, стр. 34]

Режим труда и отдыха.

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. 
Рациональный режим труда и отдыха – это необходимый элемент здорового образа жизни всех и каждого. При правильном и строго соблюдаемом режиме  вырабатывается четкий  ритм, который необходим для функционирования организма. Это создает оптимальные условия для работы, учебы, отдыха; так же, соответственно укрепляет здоровье человека. 
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, сможет лучше приспосабливается к течению наиважнейших физиологических процессов. При ежедневном повторении обычного ритма жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому; и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение [5, с. 231].

Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям: состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студентов. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах одних суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Основные положения режима труда и отдыха должны соблюдаться. К ним относятся:

  • выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
  • регулярное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;
  • пребывание на свежем воздухе, не менее 2–3 часов в день;
  • строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно в одно и то же время;
  • рациональное чередование работы и отдыха;
  • занятия  целенаправленной  двигательной(физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю [17, с.201]

Эти простые правила способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают жизнь человека. 
Важно знать, что залог успеха - это правильное распределение своего времени. Студенты, которые планируют свой рабочий день, смогут ежедневно экономить около 2 часов и соответственно лучше справляться со своими делами. Построение учебного времени значительно облегчено тем, что расписание уже составлено руководством образовательного учреждения.

Студенты должны научиться правильно чередовать свой труд и отдых. После занятий в университете 1,5-2 часа нужно потратить на отдых. Отдых после работы совсем не означает состояние полного покоя, только при очень сильном утомлении может  идти речь о пассивном отдыхе. Необходимо избегать переутомлений, что бы отдых мог стать активным, как и полагается. Так же нецелесообразно заниматься однообразным трудом. Лучшим вариантом будет комбинировать  свои занятия. Чередование физических и умственных нагрузок очень полезно для организма. Кроме того, важным условием, особенно для людей которые большую часть рабочего дня проводят в помещении, является проведение отдыха на свежем воздухе, например прогулки по городу, езда на роликах, велосипедный спорт.

Организация сна.

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха, эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Сон является физиологической защитой организма, потребностью, обусловленной  сложными  психофизиологическими процессами. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного сна  
7,5-8часов.   Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам. Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке [16, с. 147].

Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5 - 6 часов сна. Это, как правило, люди очень энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 часах сна и даже более в некоторых случаях. Это преимущественно люди, у которых повышена эмоциональная чувствительность. 
Наиболее распространенное расстройство сна, это когда человек мало и плохо спит, называют его бессонницей. Иногда не дают заснуть незаконченные дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или какого-либо конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызывать обратную реакцию — развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их принимать довольно долгий промежуток времени. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перестраивают его фазы.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые перенесли сверхнагрузку (пере-утомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические  недосыпания  способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных  сил  организма.

По наблюдениям за студентами, проживающими в общежитии, установлено, что до 22 часов ко сну отходит 19%, до часа ночи – 81%.  
При систематическом недосыпании, у студентов, умственная работоспособность снижается на 7–15% [17,с.58]. Гигиена сна предусматривает отход и подъем в одно и то же время, с незначительной разницей во времени. Тишина, затемнение окон, поток свежего воздуха, но не сквозняка, это обязательные условия полноценного сна. Принимать пищу рекомендуется за 1,5–2 часа до сна. Желательно быть сосредоточенным на отдыхе, не нагружать себя мыслями, заботами и переживаниями прожито дня.

Режим питания.

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. В настоящее время питание это один из важнейших факторов, который влияет на здоровье и которому придается огромное значение. Каждый студент должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установление правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

Пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Некоторая часть энергии идет на основной обмен, который необходим для поддержания жизни в состоянии полного покоя; около 30—40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у мужчин составляет 2700 ккал, у женщин — 2400 ккал. Калорийность рациона обеспечивается за счет углеводов, жиров и белков. [4, с. 71].

Простые углеводы поступают во внутреннюю среду организма с пищей в виде глюкозы и фруктозы(сахар, мед, варенье, фрукты и т.п.), сложные углеводы– в виде крахмала и гликогена. Основными  поставщиками  сложных  углеводов  являются  преимущественно  продукты  растительного  происхождения,  хлебные, крупяные,  макаронные  изделия,  овощи.  Овощи  целесообразно  потреблять в виде салатов и винегретов. 
Животные жиры потребляются преимущественно со сливочным маслом и салом; ими богаты сливки, сметана, жирное молоко, жирные сорта сыра, мяса. 
Животные белки (мясо, рыба, молочные продукты, яйца) являются  полноценными  белками,  содержащими  все  незаменимые аминокислоты. Растительные белки, как правило, неполноценны, т.е. не содержат тех или иных незаменимых аминокислот.[17, с. 144]

Информация о работе Отношение студентов к проблеме здорового образа жизни