Отношение студентов к браку

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

С теоретической точки зрения объективно- дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание.

Оглавление

I . ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1.Теоретический раздел.
1.1.1.Формулировка и обоснование проблемы.
1.1.2.Определение объекта и предмета исследования.
1.1.3.Цели и задачи исследования.
1.1.4. Предварительный анализ объекта исследования.
А.Логический анализ основных понятий.
Б. Основная гипотеза.
В. Вспомогательные гипотезы.
1.2.Организационно - методический раздел.
1.2.1.Определение выборочной совокупности.
1.2.2.Рабочий план исследования.
II . ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1.Анализ сводных данных.
2.2.Анализ корреляций и связей.
2.2.1.Двумерное распределение.
III . ПРИЛОЖЕНИЯ.
3.1.Анкета.
3.2.Сводные данные.
3.2.1.Паспортичка.
3.2.2.Гистограммы одномерных распределений.
IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

kurs_brak.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

 

 

 Министерство образования  РФ

Казанский государственный  технический 

университет им. А. Н. Туполева.

 

 

 

 

 

 

            Кафедра социологии, политологии  и социального менеджмента.

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

         Отношение студентов к браку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработали: студент гр.5313

Проверила:

Оценка:______________________

 

 

             

 

 

 

 

Казань 2002

 

Содержание.

 

I . ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1.Теоретический раздел.

1.1.1.Формулировка и  обоснование проблемы.

1.1.2.Определение объекта  и предмета исследования.

1.1.3.Цели и задачи  исследования.

1.1.4. Предварительный  анализ объекта исследования.

 А.Логический анализ  основных понятий.

 Б. Основная гипотеза.

 В. Вспомогательные  гипотезы.

1.2.Организационно - методический  раздел.

1.2.1.Определение выборочной совокупности.

1.2.2.Рабочий план исследования.

II . ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1.Анализ сводных данных.

2.2.Анализ корреляций  и связей.

2.2.1.Двумерное распределение.

III . ПРИЛОЖЕНИЯ.

3.1.Анкета.

3.2.Сводные данные.

3.2.1.Паспортичка.

3.2.2.Гистограммы одномерных распределений.

IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

I. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Теоретический раздел.

1.1.1. Формулировка и  обоснование проблемы.

Сейчас такое время когда  большинство молодёжи вступают в брак необдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и  делают это без согласия  родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

С теоретической точки  зрения объективно- дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание.

Поэтому необходим поиск  иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Этот подход позволяет  абстрагироваться от многих тривиальных  аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.

Ценностный подход к  семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует  путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время  в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15%.

Внутрисемейные отношения  могут быть, как и персональные (отношения между матерью и  сыном) так и групповые (между  родителями и детьми или между  супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и  в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями  семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

 

Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5—6 человек), а наименьший показатель — население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

Итак, что же является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее? Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.

Общеизвестны факты, свидетельствующие  о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и  снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения  душевных и физических недугов как  у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Например, согласно последним исследованиям (1996 года) малазийского антрополога Сюзан Мулайо, мужчины и женщины эволюционировали отдельно. Женщины произошли от очень добрых и спокойных макак резусов, а мужчины — от шумных и злобных бабуинов. То есть, как считает доктор Мулайо, это два разных биологических вида. «Теперь, когда мы знаем, почему мы разные, — говорит антрополог, — может, мы наконец научимся ладить друг с другом». Другой ученый, американский психолог Бердуисл, занимающийся проблемой разводов, пришел к выводу, что тайна семейного счастья кроется в поговорке «Молчание — золото». Оказывается, что люди, прожившие в браке много лет, в принципе немногословны: разговаривают друг с другом максимум полчаса в сутки. Вряд ли это решение проблемы, просто для настоящей ссоры времени маловато.

 

Если проанализировать причины разводов, то главной из них является физическая несовместимость супругов. Именно к такому выводу пришла генеральный секретарь Бюро социальной гигиены США доктор Кэтрин Бимент Дэвис, тщательно опросив 1000 замужних женщин и 1000 женатых мужчин. Все они ответили на 400 вопросов об их супружеской жизни.

 

Итак, сексуальная дисгармония  занимает первое место среди причин, приводящих к разводу.

На втором месте —  различия во мнениях относительно того, как проводить досуг.

На третьем — финансовые затруднения и на последнем — психические или эмоциональные нарушения.

 

Причин  много, результат один — развод.

 

Думаю, в моем исследовании мне удастся выяснить причину раннего брака и причины разводов. Интересно подтвердятся ли исследование ученых.

 

1.1.2. Определение объекта и предмета исследования.

 

Объект.

Объектом моего исследования является студенческая молодежь. Большое  количество молодежи относится к браку совершенно не серьёзно, в результате чего это приводит к частым разводам.

 

Предмет.     

Отношение студентов к браку.

 

1.1.3. Цель задачи исследования.

 

 

Целью данного социологического исследования является:

 

Выяснение причин приводящие к частым разводам и непродолжительным  бракам.

 

Задачи.

1) Выяснить главную причину вступления в брак.

2) Исследовать специфику отношения к браку со стороны:

а) девушек и парней,

б) людей разной «национальности».

3) Выяснить причины расторжения браков.

 

1.1.4. Предварительный анализ объекта  исследования

А. Логический анализ.

Логический анализ основных понятий.

 

Изучение противоречия между принципиальными социальными интересами  включает в себя выяснения содержания следующих понятий:

Брак- семейный союз мужчины  и женщины, порождающий их права  и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных  государств закон требует соответствующего оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В многих странах при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.

Брачный контракт- (используется в некоторых государствах) это  письменное соглашение жениха и невесты  о режиме их имущества после вступления в брак.

Брачный возраст- это  установленный законом минимальный  возраст вступления в брак (в России 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года. Однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья- основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Расторжение брака (развод)- прекращение брака при жизни  супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих  супругов в судебном порядке, а при  взаимном согласии супругов, не имеющих  несовершеннолетних детей, в органах загса. 

 

Б. Основная гипотеза.

Студенты легкомысленно  относятся к браку.

 

 

В. Вспомогательные  гипотезы.

 

1) Большинство студентов относятся к браку положительно

2) Многие студенты считают несовместимым, брак и учеба в ВУЗе.

3) Практически все считают подходящим возрастом для вступления в брак 20-30 лет.

4) Родители некоторых студентов к браку с разными национальностями относятся негативно.

5) По мнению большинства, главой семьи должен быть мужчина.

6) Брак в раннем возрасте отрицают практически все.

7) Главной причиной расторжения брака является- измена.

 

 

 

 

1.2. Организационно - методический

                                           раздел.

1.2.1. Определение выборочной  совокупности.

Случайным образом отобраны студенты Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева - представители III курса, технической специальности(дневного отделения с каждой группы по 9-10 человек).

Таким образом, общее число респондентов составляет 60 человек.

 

1.2.2. Рабочий план исследования.

Исследование включает в себя следующие этапы:

1) определение поля  и объекта исследования - подбор  студентов - респондентов;

2)  разработка программы  исследования предмета анализа,  гипотез, анкет;

3) тиражирование анкет  для анкетеров;

4) определение единиц наблюдения процедура выборки респондентов;

5) подготовка методик  и процедур КСИ;

6) сбор первичной информации  и ее обработка (без помощи  средств ЭВМ);

7) анализ итогов предложения  выводов и рекомендаций.

Сроки составления программы  и методического отчисления – сентябрь 2002 г., написание отчета - до 31 декабря.

Информация о работе Отношение студентов к браку