Психология межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Психология межличностных отношений
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Файлы: 1 файл

психология готово.docx

— 22.23 Кб (Скачать)

 

Психология межличностных  отношений

           Межличностные отношения — субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющиеся  в характере и способах взаимных  влияний, оказываемых людьми друг  на друга в процессе совместной  деятельности и общения. Межличностные  отношения — это система установок,  ориентаций, ожиданий, стереотипов  и других диспозиций, через которые  люди воспринимают и оценивают  друг друга. Эти диспозиции  опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной  деятельности и выступают основой  формирования социально-психологического  климата в коллективе.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание  людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность  (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение  (в частности, ролевое).

Компоненты  межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью  другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный  отклик на переживания другого человека, который может проявляться в  виде сопереживания (переживания тех  чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения  к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных  отношений оценивается по состоянию  удовлетворенности-неудовлетворенности  группы и ее членов.

Виды  межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между  руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения  между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения  между руководителями одного производственного  подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных  отношений оказывают влияние  такие личностные особенности как  пол, национальность, возраст, темперамент  состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность  в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Формы межличностных отношений

Позитивные межличностные  отношения («на встречу людям»):

1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Любовь может проявляться по отношению к другому человеку как объекту сексуальных потребностей (гомо– и гетеросексуальные партнеры) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, к членам семьи, к детям), к домашние животным, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т. д.);

2) близость – тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

3) дружба – это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимного интереса, искренности и бескорыстии чувств;

4) приятельские отношения – малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения;

5) влечение – скоротечные межличностные отношения, в основе которых лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Выделяют следующие виды влечений:

а) половое влечение, в  основе которого лежит сексуальность;

б) платоническое влечение;

6) альтруизм – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей;

Нейтральные межличностные отношения («от людей»)

1) аутизм – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрении) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

2) безразличие – форма межличностного отношения, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся. Зависит от таких факторов, как:

а) «эффект очевидца» –  помощь оказывается реже при наличии  очевидцев;

б) неопределенность ситуации;

в) давление времени –  помощь оказывается реже при нехватке времени;

г) личное незнакомство с  пострадавшим;

д) личностные, прежде всего  статусные, характеристики пострадавшего  – люди с высоким статусом быстрее  получают помощь;

е) эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка»  – препятствуют сопереживанию и  оказанию помощи;

ж) личностные черты;

3) конформизм – форма  межличностных отношений, проявляющаяся  в соглашательстве и примиренчестве;

4) эгоизм – форма межличностных  отношений, проявляющаяся в стремлении  удовлетворить свои потребности  за счет других.

Негативные  межличностные отношения («против  людей»):

1) негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям;

2) неприязнь к другим – форма негативного отношения к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме, сексизме;

3) ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям;

4) агрессия – форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984.
  3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: "Лыбидь", 1990.
  4. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. 

 


Информация о работе Психология межличностных отношений