Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:18, контрольная работа
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.
1. Ощущения и их виды. Закономерности ощущений.
2. Морально-психологический климат трудового коллектива и его формирование.
3.Поведение в общественных местах
Учреждение образования
Оршанский государственный
Механико-экономический
колледж
Психология и этика деловых отношений
Контрольная работа №1
Вариант
2
Учащейся: Туронок Я.Б.
5 курса группы 5БУК
Специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
Шифр
Учащейся: 5БУК-09-02
г.
Орша 2011
Содержание:
3.Поведение в общественных местах
4.Литература
1. Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем организме.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.
Выделяют следующие типы ощущений:
Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-то цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. При дневном освещении активны только колбочки, они позволяют различать цвета. При слабом освещении колбочки прекращают работу и зрение осуществляется только аппаратом палочек - человек видит в основном серые цвета.
Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз.
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.
Слух к звукам речи формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается человек. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как речевой слух. Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный фон (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). На практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.
Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. У современного человека обонятельные ощущения играют незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности (запах гари, газа) и пр.
Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых точек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо кажется безвкусным.
Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.
Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, холод переживается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляющее.
Органические ощущения появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Голод, жажда, тошнота, боль - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать болезнь и помочь организму справиться с ней.
Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, приносит человеку серьезные неприятности.
Осязательные ощущения - сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут заниматься лепкой, несложным конструированием, приготовлением пищи.
Двигательные ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Без двигательных ощущений мы не смогли бы нормально выполнить ни одно движение.
Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе, называемый вестибулярным аппаратом.
Закономерности ощущений:
1. Чрезвычайно
высокая чувствительность к
2. Адаптация
(приспособление) - изменение порога
чувствительности под влиянием
действующего раздражителя, например:
человек остро ощущает любой
запах только в первые
3. Контрастность
- изменение чувствительности
4. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одной анализаторной системы под действием другой.
5. Синестезия – переход одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния нового ощущения.
2. Треть сознательной жизни человека проходит на производстве. И то, в каких условиях протекает трудовая деятельность, какова общая психологическая обстановка в коллективе, каковы деловые и личные взаимоотношения, оказывает огромное влияние на результаты труда, количество и качество производимой продукции и даже намного шире – на всю жизнь человека.
Одно из важнейших направлений повышения эффективности роли и значения человеческого фактора в условиях современного производства лежит в сфере оптимизации управления морально – психологическим климатом трудового коллектива.
Морально-психологический климат (МПК) – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей, ориентаций.
Важнейшая
особенность морально-
Морально-психологический климат – один не только из наиболее подвижных, но и из наиболее значимых компонентов в структуре социально-психологических условий и важнейших факторов всей жизнедеятельности трудового коллектива. Высокая значимость МПК обусловлена, прежде всего, тем, что он отражает господствующее внутреннее состояние трудового коллектива, его психологическую атмосферу. А поскольку трудовая деятельность занимает в нашей жизни важнейшее место и совершается через участие каждого в совместной работе трудового коллектива, то и характеристики утвердившегося в данном коллективе морально-психологического климата представляют собой значимую социально-психологическую составляющую образа жизни каждой личности.
Процесс формирования личности всегда длителен, сложен, требует коллективных усилий. Его эффективность зависит от многих факторов, таких, как уровень развития коллектива, личность руководителя (его профессионализм, опыт, социальные установки, нравственные качества) и др. Среди этих факторов на одно из первых мест надо поставить морально-психологический климат, который не только формирует непосредственное отношение окружающих к тому или иному человеку, не только дает оценку его деятельности, но и является своеобразным механизмом обратной связи, который через нравственно-психологическую атмосферу оказывает огромное воздействие на каждого члена трудового коллектива. Морально-психологический климат влияет на процесс реализации разнообразных отношений в коллективе, которые, в конечном счете, приводят к тем или иным изменениям в психологическом состоянии каждого его члена.
По существу,
морально-психологический
Процесс формирования морально-психологического климата рабочего коллектива можно разделить на 2 стадии:
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники обращаются в соответствии с должностями поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели, и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются уже более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы.
Каждый из членов коллектива на основе параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Когда, наконец, адаптация заканчивается, - четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.
В первом случае первая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески.
В случае негативной направленности большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснения отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы отходят на второй план. Эффективность коллектива находится на низком уровне.