Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Рассмотреть вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Подобрать методику для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента, разработать и провести серию коррекционных занятий по проблеме.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение…………………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к вопросу о воображении детей 6-7 лет и словесном творчестве……………………………………...…………………………
1.1. Психологические особенности воображения старших дошкольников…….
1.2. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста…………….
II. Изучение воображения старших дошкольников в словесном
творчестве.…………………………………………………………………………….…
2.1. Констатирующий этап исследования…….……………………………….....
2.2. Формирующий этап исследования……………………………………….….
2.3. Контрольный этап исследования………….…………………………………
2.4. Методические рекомендации…………...……………………………………
Заключение……………………………………………………………….…………
Использованная литература……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………
После проведения исследования можно сказать, что коррекционные занятия в некоторой степени оказали положительное влияние на качество детских словесных работ. Позитивные изменения просматриваются. Но всё же от эксперимента мы ожидали несколько большего. Возможно, что для получения наилучших результатов было недостаточно количества проведённых коррекционных занятий. Дети получали новые знания, овладевали приёмами. Но они не успели в нужной степени закрепить их. Разработанные творческие задания принесут положительные результаты при систематическом применении на занятиях в течение всего учебного года, а возможно, что потребуется и более длительный срок.
Теперь перейдём к методически рекомендациям для педагогов.
2.4. Методические рекомендации.
В данном исследовании изучалось воображение детей старшего дошкольного возраста в словесном творчестве. Практика подтвердила, что развитие детского воображения возможно лишь в деятельности. Дети не научатся сочинять сами. Их нужно грамотно подвести к этому.
Для развития воображения важен предыдущий опыт детей. Поэтому рекомендуется постоянно расширять кругозор дошкольников, знакомить их с разнообразными произведениями детской литературы, обращать внимание на разнообразие сюжетов, на особенности описание героев, ситуаций в каждом конкретном случае. Творчество не рождается на пустом месте. Оно имеет прочную основу. Этой основой должен стать реальный опыт детей, который они уже будут по-своему перерабатывать в своих творческих работах.
Для развития воображения детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать разработанную и приведённую в данной работе систему творческих упражнений, на основе которой стоятся специальные занятия. Эту систему желательно использовать в работе с детьми регулярно, начиная со старшей группы детского сада. Занятия проводятся небольшими группами детей, чтобы была возможность обогащения детского опыта, возможность увидеть и проанализировать творчество сверстников. Специально организованные групповые занятия должны помочь детям преодолеть шаблонность, стандартность, развить желание творить, придумать что-либо своё. Для получения наилучших и стойких результатов необходимо планировать работу с детьми так, чтобы у детей была возможность понять тот или иной приём словотворчества, усвоить его, закрепить и применить на практике в различных вариантах.
Если же в сочинениях одних детей больше встречается действий и мало описаний и наоборот, сочинения носят описательный характер и малодинамичны в развитии сюжета, то можно скорректировать задания так, чтобы восполнить эти пробелы. В этом случае важен индивидуальный подход к каждому ребёнку, возможна разработка конкретной мини-программы, состоящей из нескольких индивидуальных занятий.
Педагогам также необходимо помнить, что важно и влияние семьи на развитие детского воображения. Консультации для родителей, обучающие их использованию творческих упражнений в кругу семьи, могут помочь добиться наиболее высоких результатов в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Целью данной работы являлось изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве. Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Была отобрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература по данному вопросу.
2. Были изучены психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Был рассмотрен вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Была подобрана методика для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и был проведён констатирующий эксперимент.
5. По результатам эксперимента были сделаны выводы, на основе которых разрабатывалась и проводилась серия коррекционных занятий по проблеме.
6. Была проведена повторная диагностика в рамках контрольного этапа эксперимента.
7. Были сделаны выводы и разработаны методические рекомендации для педагогов.
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что занятия словесным творчеством со старшими дошкольниками будут способствовать развитию воображения детей.
Таким образом, в работе были решены все поставленные задачи, цель достигнута. Важность творческих заданий для развития детского воображения доказана.
Использованная литература.
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М.: Просвещение, 1974.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся пед.училищ – М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1991.
4. Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломенского, Е.А, Панько – Мн.: Университетское, 1988.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника – М.: Знание, 1986 (Нар. Ун-т. Пед.фак.; № 5).
6. О.М.Дьяченко. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. – 1988, № 6.
7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить – М.: Сов. Россия, 1979.
9. Е. Пороцкая. Ребёнок: слово и его роль в развитии воображения //Дошкольное воспитание. – 1989, № 9.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1984.
11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй – М.: Прогресс, 1978.
12. В. Сидельников. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 10.
13. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников – Ульяновск, 1997.
14. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996.
15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Академия, 1996.
16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии – М.: Просвещение: Владос, 1995.
Приложения.
Приложение 1.
Протокол № 1.
Педагог: «В лесу, под осенним кустиком, жил маленький зайчик. Был он очень шустрый и весёлый. И однажды, когда светило солнышко, пошёл зайчик погулять… Пожалуйста, придумай, что было дальше».
Копылова Аня, 6 лет.
Наступил вечер, солнышко зашло, зайчик загрустил. Он пошёл домой, включил мультики про зайчика и стал таким весёлым, что даже щёки покраснели. Он обрадовался, набегался, навеселился и лёг спать. А ночью ему снился чудесный сон, что он пошёл гулять со своими друзьями на огород за морковкой. Они гуляли.
Шукайло Инна, 5 лет, 10 мес.
Зайчик встретил девочку, а девочка сказала: «Иди туда, зайчик, где ты живёшь. Или хочешь гулять?» Зайчик сказал: «Гулять хочу!» Девочка говорит: «Тогда уступаю тебе путь». Он пошёл в магазинчик и купил себе всякого корму, чтобы кушать. Сел под кустик и кушает. А потом пошёл дальше и встретил мишку косолапого. А медведь говорит: «Куда ты держишь свой путь?» Зайчик говорит: «Домой иду». Медведь: «Уступаю тебе путь».
Встретил зайчик муравья. А муравей сказал: «Куда ты путь держишь?» Заяц сказал: «Домой». Муравей: «Иди!»
Потом он встретил волка. Волк говорит: «Куда ты, заяц, путь держишь?» Заяц: «Домой! Вот пакет тяжёлый. Кушать несу». Волк говорит: «Уступаю тебе путь, иди, зайчонок».
Пришёл зайчик домой. Выгрузил всё, расставил. Потом пошёл в лес собирать грибы и увидел белочку. Попросил он грибов, белочка накидала ему целый пакет. Зайчик сказал: «Спасибо белочка!» Принёс домой, всё расставил, стал грибы с молочком кушать. Вдруг увидел – лампочка горит. «Ой, я же выключил свет, когда уходил гулять! Ну и ну! Значит, забыл».
Соку забыл купить заяц. Сходил и купил. Встретил лисичку. Пришёл заяц домой с лисичкой. Лисичка и спрашивает:
-Ну и где твоя еда?
- Вот, смотри, сколько!
И стали они обедать.
Мальчикова Ксюша, 6 лет.
Увидел зайчик волка. Волк сказал: «Давай, я тебя подвезу!» А заяц говорит: «Нет, я пошёл гулять!»
Налетела туча. Волк убежал, а зайчик под дождём остался. Идёт лиса и говорит: «Заяц, давай подвезу!» Заяц: «Давай!» И лиса подвезла его к дому.
Гулиев Рауль, 6 лет.
Встретил зайчик друзей-зайчиков. И они играли в паровозик. Один из них упал. Потом зайчик пошёл домой. Покушал и вышел снова погулять. Чуть-чуть погулял и пошёл спать. И уснул.
Парыгин Женя, 6 лет.
Зайчик встретил Ёжика. Они пошли погулять вместе. Они остановились и зайчик говорит:
-Давай поиграем!
-В чего поиграем?
-В прятки.
Они стали играть в прятки. Потом они пошли гулять и увидели полянку с цветочками зелёную. На полянке сидел кузнечик. И они побежали его ловить. Кузнечик ускакал. Они долго играли на полянке. Потом увидели божью коровку и взяли в себе в игру.
Потом заяц увидел морковку, а Ёжик яблоню. Яблоко упало, ёжик услышал и побежал за яблоком. Свернулся в комок, и яблоко стало на спине. Они покушали.
Родин Семён, 6 лет.
Заяц гулял. Нашёл морковку и увидел рядом с морковкой дом, где был огород. Увидел собаку и потихоньку на носочках брал морковку. Пёс унюхал воздух и залаял. Прибежали бабка, внучка и её друзья. Смотрят – морковки мало осталось, штук пять всего. Принесли новых семечек, посадили ещё морковки.
Заяц увидел капусту в огороде. Взял капусту. Тут собака увидела зайца. Бежала за ним, устала. Посидела и домой пошла.
Пошёл заяц в гости, а там морковка и капуста. Морковка было нормальная, а капуста кислая. Тогда пошёл заяц домой за капустой. Пришёл обратно, а гости уже сделали стол для зайчика. Сидели, сидели, кушали.
Была ночь. Дедушка вышел с ружьём. Дед увидел зайца, пожалел его, сказал собаке: «Назад!» Забрали у зайца капусту и морковку. Теперь огород папа охранял. Но дал немного морковки зайцу на зиму.
Конец.
Протокол № 2.
Педагог: «Пожалуйста, придумай сказку о приключениях маленького щенка».
Копылова Аня, 6 лет.
Однажды щенок встретил ещё одного щеночка. Стали он играть. Это была девочка. Играли, играли до полночи. Было 12 часов. Девочка сказала:
- Я хочу к тебе в гости ночевать!
- Пошли, если мама и папа разрешат!
Мама и папа разрешили.
Утром встали, гуляли, гуляли до 14 часов. Щенок сказал девочке:
- Я хочу к тебе.
- Пойдём, если мама и папа разрешат!
Мама и папа тоже разрешили.
Спали они, и им снились хорошие сны. Потом им купили по косточке.
Потом они пошли гулять и встретили ещё одного щеночка. Это был мальчик. Так и стали они жить-поживать хорошо.
Шукайло Инна, 5 лет, 10 мес.
Щенок лежал в будочке. Он захотел погулять. Он был в клетке и никак не мог открыть её. Тётенька встала, увидела, что щеночек хочет погулять. Она выпустила его. Он убежал в лес далеко-далеко. Потом вернулся в будку, и тётенька его завязала.
Потом опять пошёл гулять. Пришёл и ушёл. Он встретил тётеньку. Она сказала: «Ты куда пошёл?» «На полянку!» «Иди, играйся!»
Погулял щенок, стучится в двери. Хозяйка говорит: «Кто это?» Увидела, что щенок, сказала: «Ой, ой!» Впустила.
Снова пошёл гулять щенок. Увидел лису. Лиса была хитрая-хитрая. Она обманула собачку, сказала, что живёт в лесном домике.
Пошёл щенок дальше и встретил зайца. Заяц и говорит: «Куда ты идёшь?» «На полянку играть!»
Пришёл щенок домой, почистил зубы. Хозяйка говорит: «Какой умница!» Потом щенок пришёл грязный, умылся и снова ушёл. Так он гулял-гулял, а хозяйка сидела дома и спала на диване. Пришёл домой, а там все спят: мама, папа. Одна хозяйка не спит. Она его накормила и отправила спать в будочку.
Мальчикова Ксюша, 6 лет.
Щенок пошёл гулять. И он по дороге увидел цирк. Он пошёл в цирк. Там был его большой любимый щенок. И он встречать пошёл. Встретил, пошли они вместе гулять к нему в домик.
По пути ярко светило солнышко. Щенки друг друга перегоняли. И увидели дерево, похожее на гномика. Они забоялись. А другой гномик шёл сзади и сказал: «Это просто дерево такое».
Гулиев Рауль, 6 лет.
Однажды щенок вышел гулять. И случился сильный дождь. Он запрятался под деревом. Переждал дождь и пошёл обедать. Пообедал и опять пошёл гулять. С братиком подрался из-за косточки.
Информация о работе Изучение воображения старших дошкольников