Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Рассмотреть вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Подобрать методику для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента, разработать и провести серию коррекционных занятий по проблеме.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение…………………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к вопросу о воображении детей 6-7 лет и словесном творчестве……………………………………...…………………………
1.1. Психологические особенности воображения старших дошкольников…….
1.2. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста…………….
II. Изучение воображения старших дошкольников в словесном
творчестве.…………………………………………………………………………….…
2.1. Констатирующий этап исследования…….……………………………….....
2.2. Формирующий этап исследования……………………………………….….
2.3. Контрольный этап исследования………….…………………………………
2.4. Методические рекомендации…………...……………………………………
Заключение……………………………………………………………….…………
Использованная литература……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………
В результате активизации воссоздающего воображения, ребёнок перестаёт путать реальное и фантастическое, действительное и вымышленное. Когда воображение старшего дошкольника направлено на создание чего-либо нового, а не на воссоздание заданного изображения или описания, оно приближается к творческому воображению взрослого человека, но всё же отличается тем, что не принимает участия в создании ценных продуктов, а является творчеством для самого ребёнка. Тем не менее, оно является подготовкой к настоящему творчеству в будущем.
Фантазируя, ребёнок выделяет объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это процесс, тесно связанный с действительностью. Воображение помогает дошкольнику находить нестандартные решения творческих задач, и основной характеристикой воображение этого возраста является реализм, понимание того, что может и чего не может быть. Создавая фантастические образы, дети познают истину.
В старшем дошкольном возрасте дети создают воображаемые миры и населяют их различными вымышленными персонажами, с которыми они могут вместе переживать различные приключения.
Воображение развивается в игре, рисовании, словотворчестве, конструировании, лепке. В каждом виде деятельности воображение развивается по-разному. В результате создания новых образов ребёнок осваивает различные приёмы и средства, характерные для того или иного вида деятельности.
Таким образом, выделим следующие особенности воображения старших дошкольников:
1) воображение становится активным, предполагает создание замысла, его планирование и реализацию;
2) превращаясь в фантазирование, воображение становится особой деятельностью;
3) используя воображение, ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов;
4) воображение переходит во внутренний план, в результате чего отпадает необходимость в наглядности для создания образов.
Выявив особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста, перейдём к вопросу о словесном творчестве старших дошкольников.
1.2. Словесное творчество детей старшего
дошкольного возраста.
Придуманные или творческие рассказы детей дошкольного возраста - сложная ступень в развитии речи ребёнка. Эти рассказы качественно отличаются от рассказов-описаний, пересказываний. Они относятся к словесному творчеству и строятся на психологической основе – детском воображении. Память сохраняет опыт, полученный ребёнком, а воображение преобразовывает его. В образах воображения в различных комбинациях синтезируются представления памяти, полученные ранее знания.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение, которое в словесной деятельности возникает в конце 6-го – начале 7-го года жизни. В этот период воображение делается более активным и творческим. Придумывая свой рассказ о каким-либо вымышленном персонаже, ребёнок производит умственный анализ сходных ситуаций, случаев из своего опыта, которые он пережил лично или услышал от других, а затем синтезирует новое явление: сюжет, облик персонажа, условия его жизни, поведение.
Отмечено, что дети придумывают реалистические рассказы, создают образы предметов и явлений, существующих в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также придумывают они и сказки. Обычно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт персонажей (медведь всегда неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрая). В этой своей словесной деятельности дошкольники создают фантастические образы.
Сказки, которые сочиняют дети, очень разнообразны. Но их можно разделить на приключенческие и описательные. Как правило, каждый ребёнок сочиняет сказки одного типа. Видимо, это не случайность, а выражение характера и интересов конкретного ребёнка. В приключенческих сказках мало описательных деталей и много событий и наоборот. Сказки мальчиков часто бывают насыщены техническими подробностями, с линейными действиями. Они могут сочиняться под впечатлением других книг, прочитанных детям накануне. Рассмотрим конкретный пример, описанный в книге Кольцовой М.Н. «Ребёнок учится говорить». Шестилетний Игорь придумал «Сказку о попе и работнике его балде»: «Жил-был поп, толоконный лоб. С ними жила попадья – это жена такая у него была. Ну, ещё была поповна и работник Балда. Поп-толоконный лоб стал электропроводку в доме делать. Ну, делал, конечно, Балда. Поп-то не умел. Проводку сделали и поставили предохранители на 6 амперов. Ты знаешь, что предохранители бывают на 6, на 10 и на 15 амперов? Ну вот, поставили предохранители на 6 амперов, а ток Поп-толоконный лоб пустил на 100 амперов! Ты представляешь себе?! Ток дошёл до предохранителя, проволочка в нём расплавилась, и ток дальше идти не может! А если бы не предохранитель, то был бы пожар! И сказал Балда с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!» (8, С.127). Как выяснилось, что накануне Игорю прочли книгу Б.Житкова «Свет без огня», в которой подробно описано устройство электрической лампочки, предохранителя. Под впечатлением этой книги и возник такой оригинальный вариант известной сказки с техническими деталями.
У детей старшего дошкольного возраста обычно сохраняется шаблонное начало (жил-был), персонажи сказок известны детям (Баба Яга, заяц, лисичка-сестричка и т.д.) Но эти сказки отличаются от сказок малышей более свободным комбинированием заученных словесных стереотипов и являются сложным сплавом всего того, что дети выучили, слышали ранее, что видят сейчас.
Ребёнок, рассказывая свою сказку, учится использовать ранее усвоенные фразы. Он использует их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и сеть залог развития творческих способностей детского ума.
Характер воображения старшего дошкольника зависит от того, насколько он владеет способами преобразования впечатлений. Средства и приёмы воображения активно осваиваются именно в этом возрасте. Первоначально дети не создают новых фантастических образов, а лишь преобразуют им известные.
В словесном творчестве наиболее распространён приём создания ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Например, ребёнок может включить зайца или белку в реальную жизненную ситуацию, наделив их человеческими мыслями, поступками. Происходит отражение опыта социальных взаимоотношений через интерпретацию поведения животных на человеческий лад.
Для создания образов дети часто используют приём антропоморфизации – одушевления предметов (кукла или другая игрушка могут вдруг «ожить»).
Агглютинация является более сложным приёмом при создании новых образов. Этот приём основан на соединении в новом образе несоединимых сторон разных объектов, например, лиса с заячьим хвостом, петух с головой волка и т.д.
К созданию интересных образов может привести и смещение величины персонажей (Бабаёнок – ребёнок Бабы Яги, Мышыще – большая мышь и т.д.).
Часто в фантазиях детей используются хорошо знакомые им сказки, в которые они вносят некоторые добавления, изменяя конец, соединяя несколько сюжетов разных сказок, придумываю продолжение для уже завершённой сказки. Иногда это выглядит очень причудливо.
Сказки детей старшего дошкольного возраста отличаются тем, что в них значительное место занимает внутренний мир героев, их мысли, переживания, а не только события. Поступки персонажей обычно мотивированы. Герои наделяются ценными нравственными качествами. В результате в сказках можно просмотреть внутреннюю логику развития, а также можно увидеть процесс становления личностных смыслов.
Очень интересно о детском словесном творчестве рассказывает Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». Он пишет, что для возникновения искры недостаточно одного заряда – нужно, чтобы их было два: «Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путём одних и тех же приёмов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое» (11, С.26).
Дж. Родари вводит такое понятие, как «бином фантазии». Лишь из него может возникнуть сочинённый рассказ. Что же это такое, «бином фантазии»? Например, возьмём сочетание слов «конь-пёс». Это – лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При таком упоминании воображение ребёнка остаётся безразличным. При предложенном сочетании «пёс – шкаф» в детском воображении сразу возникает несколько разнообразных картин: «пёс со шкафом», «шкаф пса», «пёс в шкафу», «пёс на шкафу» и т.д. Вот здесь уже есть работа для детского воображения. Можно, например, предложить сочинить историю, как пёс попал в шкаф или попробовать составить словесное описание шкафа пса, где могла бы быть полочка для косточки, ящик для ошейника и другое. Это и есть так называемый «бином фантазии» - стимул, толчок для творчества.
В своей книге Дж.Родари подробно знакомит с разнообразными способами, которые могут помочь подтолкнуть ребёнка к словесному творчеству. Рассмотрим некоторые из них, которые могли бы подойти для детей старшего дошкольного возраста.
Самое простое – это так называемая техника «фантастических гипотез»: «Что было бы, если …». Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое, сочетание которых даёт гипотезу для словотворчества. Как правило, детей больше всего увлекают самые неожиданные и нелепые вопросы, так как последующая их работа (творческое развитие темы) есть освоение и продолжение уже сделанного открытия. Например, что было бы, если бы дома могли летать? Что было бы, если бы снег превратился в сахар?
Один из способов словотворчества – деформирование слова за счёт ввода в действие фантазии. Детям нравится играть в эту игру, она очень весёлая, но в то же время и очень серьёзная: она «учит исследовать возможности слов, овладевать ими. Принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антикомформизм» (11, С. 39). Одна из разновидностей этой игры – произвольное добавление префикса к слову. Дж. Родари даже придумал целую «страну с отрицательным перфиксом»: «непушка» не для ведения, а «отведения» войны, «невешалка» - для снятия одежды и т.п. Это Дж. Родари называет «осмысленной бессмыслицей», используя выражение Альфонса Гато. В забавной стране появляются «архипсы», «архикости», «тринокль», «трикорова», «антизонт» и многое другое. «Раззадание» - это задание, которое ученик получает в школе, чтобы разорвать его дома в клочья. Встречаются и интересные должности: «вице-пёс», «замкот». Там же можно найти и «супермена». Используются перфиксы «микро» и «макро», «мини» и «макси»: «макси - одеяло» могло бы укрыть зимой всех замерзающих на земле, а «мини-небоскрёб» помещается в «мини-ящике». Примеров множество. А детям, например, можно предложить придумать историю из жизни вице-пса или сказку о трикорове.
Народные сказки тоже могут стать материалом для фантазии. Один из приёмов – «Перевирание сказки». На самом деле эта игра серьёзнее, чем может показаться первоначально. Для неё нужно выбрать необходимый момент. И вот почему. Как правило, дети в отношении сказок долгое время остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась одними и теми же словами, им приятно узнавать эти слова, усваивать их в первоначальной последовательности. Поэтому вполне возможно, что поначалу игра в «перевирание» сказок будет попросту раздражать детей. Но рано или поздно наступает тот момент, когда той же Красной Шапочке уже нечего сказать ребёнку, и он может с ней легко расстаться. Вот тогда он и соглашается на то, чтобы сказка стала новой: новый угол зрения возобновляет интерес к самой сказке.
У такой игры есть очень серьёзный аспект: её участник должен интуитивно произвести настоящий анализ сказки. Одновременно происходят декомпозиционные и композиционные операции. «Скорее всего – это блуждание среди сказочных тем без определённой цели, подобно тому как ребёнок, вместо того, чтобы рисовать, просто выводит каракули. Но ведь мы уже уяснили себе, какое это полезное занятие – выводить каракули» (11, С.63). Если взять за основу «Красную Шапочку» и вернуться к «биному фантазии», то может получиться следующее: детям предлагается придумать сюжет, в котором присутствуют волк, девочка, бабушка, цветы, лес (первая составляющая «бинома фантазии») и…вертолёт (вторая составляющая). Именно последнее слово даёт толчок к творчеству, в результате которого появляется новый вариант сказки.
Наиболее интересными для психологического изучения считаются творческие сочинения, когда фантастическая тема даётся без подготовки, после минимального пояснения.
«Сказки наизнанку» - это умышленное и более органичное «выворачивание наизнанку» сказочной темы. Например: придумать сказку о злой Красной Шапочке и добром волке; история о том, как Белоснежка встретила в лесу не 7 гномов, а 7 разбойников и стала их сообщницей в бандитских набегах; Золушка, вредная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила жениха у смирных сводных сестёр.
Метод «выворачивания сказки наизнанку» подходит не только для пародирования. С его помощью можно наметить исходную точку для свободного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.
Приём продолжения сказки тоже интересен. Ребёнку задаётся вопрос: «А что же было потом?»: «Приключения Дюймовочки в Стране Эльфов», «Жизнь Золушки во дворце». Например, Золушка после свадьбы с принцем не могла забыть свои привычки, стояла всё время у плиты и ходила замарашкой. Такая жена надоела Принцу, и они расстались.
Информация о работе Изучение воображения старших дошкольников